Страница 1 из 1

Важность рождения человеком

Добавлено: 19 дек 2008, 00:36
Aicatsana
Из книги Намхая Норбу "Круг дня и ночи, который проходят на пути Ати-йоги"

четыре памятования, меняющих отношение к жизни:
1) трудность обрести человеческое рождение,
2) непостоянство жизни,
3) универсальность принципа страдания в сансаре,
4) непреложность закона причины и следствия (кармы).

На деле это означает, что какую бы практику мы ни выполняли, всегда нужно сохранять осознавание. Например, мы умеем делать какую-то практику, скажем, простирания, но не делаем ее из-за того, что заняты чем-то другим или просто ленимся. Почему так происходит? Потому что нам недостает осознавания. Если есть осознавание, то мы не тратим времени зря. Кроме того, осознавание включает в себя понимание драгоценности учения и уникальности представившейся нам в этой жизни возможности его практиковать. Благодаря этому осознаванию возникает и понимание последствий утраты благоприятной возможности (dal `byor), которое дает нам драгоценное рождение в теле человека (mi lus rin po che). Все это входит в то, что мы называем осознаванием. Обычно, говоря о размышлениях на эти четыре темы, в первую очередь мы упоминаем важность рождения человеком. Изучая предварительные практики (нгондро; sngon `gro), подробно, одно за другим, разбирают восемнадцать качеств (dal `byor bco brgyad) драгоценного человеческого рождения. Но в равной мере необходимо осознавать, что, хотя мы и родились в этой жизни человеком и живем на планете Земля, эти обстоятельства не постоянны и не вечны. Например, в сутрах приводится пример с купцом, которому в далеком океане посчастливилось попасть на остров сокровищ, но вернулся он домой с пустыми руками, потому что не проявил осознавания. Когда раньше или позже мы умрем, то окажемся в бардо, состоянии между смертью и новым рождением, и если всю жизнь мы жили неосознанно, не думая о драгоценности человеческого рождения и непостоянстве жизни, то не будем ничем отличаться от попавшей туда же собаки. В буддийских текстах часто встречается подробный анализ непостоянства мира и человека. Однако главное не в том, чтобы запомнить побольше таких рассуждений, а просто в том, чтобы все время сохранять присутствие осознавания. Даже если мы осознаем непостоянство жизни, но при этом не делаем ничего хорошего, то, не уделяя должного внимания исключительно важному факту существования кармы, не сможем накопить причины для благоприятного перерождения. Продолжая накапливать неблагие причины, мы, несомненно, в будущем станем пожинать их плоды. Конечным же следствием этого явится перерождение и страдания в неблагоприятных уделах. Когда мы начнем осознавать причины и последствия своих действий, а также понимать всеобъемлющий принцип страдания в сансаре, то это обязательно подтолкнет нас к практике Дхармы - верному и безошибочному пути к освобождению и просветлению. Кроме того, заниматься медитацией на эти четыре темы - значит стараться находиться в присутствии и осознавании в любой момент и при любых обстоятельствах. То есть здесь дело вовсе не в том, чтобы просто изучать буддийские книги или с головой уйти в кропотливый интеллектуальный анализ. Например, есть люди, которые учат текст нгондро на тибетском языке, а потом очень долго выполняют практику нгондро. В этом нет ничего плохого: ведь нгондро - исключительно важная практика. Когда такие люди начинают заниматься этими четырьмя размышлениями, то сначала они учатся анализировать, каковы непременные условия, позволяющие считать человеческую жизнь драгоценной. Драгоценной можно назвать такую жизнь, в которой присутствуют все условия для практики Дхармы.
Что же это за условия? Во-первых, это свобода от восьми состояний, в которых человек не имеет возможности практиковать Дхарму, а именно: перерождение обитателем ада, перерождение голодным духом (прета), перерождение животным, перерождение дикарем, не имеющим понятия о Дхарме, перерождение богом-долгожителем, перерождение среди людей, придерживающихся ложных убеждений, перерождение в такую эпоху, когда в мир не приходят будды, и перерождение в теле, не обладающем полноценными физическими и умственными способностями. Эти перерождения называют восемью неподходящими состояниями (mi khom pa brgyad), а противоположные им составляют восемь возможностей (dal ba brgyad).Во-вторых, существует десять необходимых благоприятных обстоятельств (`byor pa bcu): пять, которые зависят от самого человека, и пять, которые зависят от других. Из них пять внешних обстоятельств касаются явления Будды миру: Будда появился в этом мире, он учил Дхарме, его учение закрепилось и распространилось, человек стал заниматься практикой Дхармы, и в этом мире живут другие существа, которые могут служить объектом проявления его сострадания. Пять внутренних обстоятельств обусловлены положением самого человека: он родился в мире людей, он родился в стране, где есть доступ к учению, он родился, обладая полноценными физическими и умственными способностями, он не занимается дурными делами и не зарабатывает на жизнь нечестным способом, он верит в учителя и в его учение. Все перечисленные условия должны присутствовать. Когда такие люди, приступая к практике, делают ритрит, они получают от своего учителя наставления заниматься аналитической медитацией на эти темы, на каждую по очереди, в течение, скажем, восемнадцати дней. Многие практикующие проделали это, то есть по очереди размышляли над каждым из восемнадцати необходимых условий, позволяющих считать человеческое рождение драгоценным, и упражнялись в этом.
В Дзогчене же осознавание проявляется по-другому. Нам не нужно выдвигать какой-то аргумент, а затем подтверждать его. Эти аргументы и последовательность анализа были созданы не Буддой, а более поздними учителями. Когда Будда Шакьямуни говорил о драгоценности человеческой жизни и ее непостоянстве, он приводил такие примеры, как облако в осеннем небе, горный поток, представление на подмостках, мерцающее пламя масляного светильника и тому подобное. Извлекая эти примеры из сутр, или проповедей Будды, ученые перечисляли и анализировали их, и так была создана система рассуждений о факте непостоянства. Но сам Будда не ставил себе задачи создать доказательства, опирающиеся на приведенные им примеры. Используя все эти доводы, он просто старался, чтобы разные люди поняли, каковы же особенности человеческой жизни. Поэтому суть здесь не в том, чтобы размышлять о разных доказательствах, цель которых установить всеобщее непостоянство, в том числе и непостоянство нашей жизни, но в том, чтобы нас не покидало присутствие осознавания непостоянства всех вещей. Не столь важно анализировать, насколько наша теперешняя жизнь удовлетворяет этим восемнадцати условиям, - не это главное. Просто мы все время должны осознавать, насколько уникальны благоприятные возможности, предоставляемые рождением в теле человека, чтобы не растрачивать их впустую. Родиться человеком - лучше, чем кошкой или собакой, потому что человек может думать, говорить и понимать речь. Но и возможностей творить зло в этом мире у человека тоже больше, чем у кошек и собак: например, он способен создать атомное оружие. Зато у человека гораздо больше возможностей осуществить в этой жизни просветление, так что возможности человека намного выше возможностей животных. Наши потенциальные возможности - вот истинная ценность человеческой жизни. Осознавать свое истинное состояние: и свои ограничения, и способности - именно это имеется в виду под памятованием и осознаванием (dran rig). Подробно изучать весь этот анализ по текстам очень сложно даже для тибетцев, а тем более для западных людей. При этом зачастую теряется истинный смысл. Чтобы так не получилось, нужно все упростить и таким образом понять, в чем заключается истинный принцип. Осознавание подразумевает не только те четыре медитации, о которых шла речь, - в сущности, оно означает, что мы должны не отвлекаться и при любых обстоятельствах стараться делать все наилучшим образом. Именно так нужно учиться сохранять осознавание и присутствие. Это и называется "упражнением ума" (лочжонг: blo sbyong), а четыре медитации, меняющие направленность ума, составляют обычную предварительную практику.
Затем, существуют особые предварительные практики. Назначение этих практик заключается в том, чтобы накопить благоприятную карму (dge bsags) и очистить свои омрачения (sgrib sbyong). В эти практики входит Прибежище в Трех Драгоценностях, зарождение бодхичитты, или просветленной мысли, созерцание Ваджрасаттвы и произнесение его мантры, подношение мандалы и гуру-йога, или объединение со всеми Учителями. Самая важная из этих практик - гуру-йога. Такие учения, как Тантра и Дзогчен, связаны с передачей. Передача - это способ, помогающий понять изначальное состояние на уровне прямого (мгновенного) переживания; он может осуществляться как с использованием слов или символов, так и непосредственно от ума к уму (от сердца к сердцу). Задача учителя (лама: bla ma) состоит в том, чтобы дать практикующему возможность понять: природа его ума (сэмнид: sems nyid) подобна зеркалу, а возникающие в нем мысли подобны появляющимся в этом зеркале отражениям. Наше чистое присутствие, или неотъемлемо присущее осознавание (Ригпа: rig pa), можно сравнить со способностью зеркала отражать все, что перед ним появляется, будь оно прекрасно или уродливо. Эти отражения возникают как признаки или качества самого зеркала. Но не видя природы, то есть способности этого зеркала, мы ошибочно принимаем отражения за нечто вещественное, реально существующее вне зеркала. Так мы впадаем в зависимость от этих отражений и, основываясь в своих поступках на ложных допущениях, бесконечно подвергаемся перерождению. И только учитель может дать ученику введение (нготрод: ngo sprod), позволяющее различать ум (сэм: sems) и природу ума (сэмнид: sems nyid). Когда мы начинаем понимать это, можно по-настоящему говорить о передаче знания: знания не как рассудочного понимания, а как действительного переживания. В контексте Дзогчена термин йога (нэлчжор: rnal `byor) означает не просто "объединение", как обычно, а скорее обозначает человека, обладающего (`byor pa) знанием своего естественного состояния (нэлма: rnal ma), иначе говоря, того, кто оказывается в присутствии такого знания своего изначального состояния, которое называется Ригпа, или "чистое присутствие". Это восприятие (шепа: shes pa) своего вместерожденного чистого присутствия, или изначального осознавание, (Ригпа: rig pa), и есть наш истинный учитель (гуру, лама: bla ma). Состояние, противоположное этому, - неведение (маРигпа: ma rig pa). Следует стараться никогда не разлучаться с таким осознаванием. "Четыре момента", или "cлучaя" (dus bzhi), о которых говорится в коренном тексте, - это: есть, ходить, сидеть и спать. Как мы уже говорили, самое главное в Дзогчене - не отвлекаться (ма йенг: ma yengs) и оставаться в присутствии этого внимательного осознавания (дрэн ше: dran shes). Это корень практики (rnal `byor rtsa yin).

Да прибудет сила с человеком.
:) :) :)

Re: Важность рождения человеком

Добавлено: 19 дек 2008, 23:13
Рус
тибетское мышление все таки тяжеловатое для нашего..привычка к разбивкам, концепциям, и структуированию делает тяжелым простые, по сути, представления.
и не прибудет, а прЕбудет.:) уже прибыла и стала прЕбывать.:)

Re: Важность рождения человеком

Добавлено: 16 мар 2013, 20:34
deshenez
А с одной стороны вроде и правильно с Е.