О чем говорят народные праздники и приметы

Ответить
Tara
Модератор
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Контактная информация:

О чем говорят народные праздники и приметы

Сообщение Tara » 30 май 2008, 13:00

В русском народном календаре есть 2 праздника: Егорий (Юрьев день, День Георгия Победоносца) и Никола, которые каким-то образом взаимосвязаны. В годовом цикле они отмечаются 2 раза и следуют они друг за другом:
Егорий голодный – 6 мая по новому стилю (23 апреля по старому стилю)
Никола вешний -22 мая (9 мая)
Егорий холодный – 9 декабря (26 ноября)
Никола зимний – 19 декабря (6 декабря).

Лучше всего смысл этих праздников отражен в приметах, прошедших через толщу времени и сохранившихся до наших дней. Кроме того, много примет связывает эти даты между собой:
На Руси два Егория, холодный да голодный, а везде Божья благодать.
Егорий с теплом, Никола с кормом.
Егорий с водой, а Никола с травой.
Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.
Святый Юрий коров запасает, а Никола коней.
Егорий с полувозом, а Никола с целым возом.
Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний лошадь откормит.
Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой.
До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (связана со старинным сроком перехода крестьян от одного барина к другому в зимний Юрьев день)
Хвали зиму после Николина дня.

Интересно посмотреть на название этих праздников с семантической точки зрения.
еГоРий ГоЛодный – еГоРий ХоЛодный (ГР ГЛ - ГР ХЛ)
НиКоЛа (НКЛ).
Про Николу понятно, русское слово КОЛО (колобок, колесо, коловрат). Корни ГоЛ и ХоЛ несут скорее ту же функцию, призовем в помощь арабский:
Халак (араб) – содавать,
Халака (араб) – кольцо,
Га:ла (араб) – делать круги.
Отсюда наше слово - галактика. Факт и то, что даты этих праздников лежат приблизительно, когда Солнце проходит через плоскость нашей галактики. Т.е. если мы могли видеть звезды днем, то увидели, что в мае-июне и в декабре Солнце движется на фоне Млечного Пути.

И еще интересно, почему еГоРий (Юрий) связан с выгоном КоРов, а НиКола – КоНей. Я здесь вижу только лингвистическую связь.



Tara
Модератор
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Контактная информация:

Re: О чем говорят народные праздники и приметы

Сообщение Tara » 03 июн 2008, 16:07

Наступил июнь, приближается время летнего солнцестояния. Солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. В народном календаре это событие отмечено праздником Ивана Купалы, или лучше сказать днями Купалы. Сам праздник приходится на 24 июня по старому стилю, в настоящее время он заметно сдвинулся во времени и празднуется 7 июля. Ему предшествует русалья неделя и день Купальницы накануне Ивановской ночи, и заканчиваются эти празднования Петровым днем.
Главные стихии этого праздника вода и огонь. Существовал обычай на Иванову ночь - зажигать деревянное колесо и катить его до воды, что символизирует поворот Солнца к зиме. Этот обряд рисует нам картину, которую мы более явно могли бы наблюдать, находясь на северном полюсе. Там Солнце, взойдя 21 марта, полгода находится над горизонтом, поднимаясь в течение трех месяцев на высоту 23,5 градуса (21-23 июня), и в течение последующих трех месяцев опускается к горизонту. Уйдя за горизонт, оно не показывается в течение полугода – стоит полярная ночь. И в этой точке своего максимального подъема Солнце «играет». Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано соунцо играло...»; «Солнце сходить грае...».
Главными персонажами этих празднеств были соломенные куклы, одетые в одежды, Купало (Ярило) и Марена, в некоторых селениях Мареной (мариной) называли ритуальное дерево, его срубали, украшали венками из цветов, сажали под него куклу, устраивали пир, ходили вокруг дерева, взявшись за руки, и пели песни. В конце праздника оба персонажа умирали мученической смертью, обычно Купалу сжигали на костре, а Марену (дерево) топили в реке.

Tara
Модератор
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Контактная информация:

Re: О чем говорят народные праздники и приметы

Сообщение Tara » 03 июн 2008, 22:27

Вот основные обряды в эти дни:
Купальница – 6 июля (23 июня по старому стилю). На Руси исстари велось париться в сей день, а днем купаться в реках или прудах. В бане парились целебными растениями для избавления от хворей и омоложения. По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась обетная (мирская) каша.
Иванов день – Купало – 7 июля (24 июня по старому стилю). Великий день очищения водой и огнем. Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого праздника составляют: зажженные костры, песни, игры перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору. Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков под именем Соботок. В настоящее время на дохристианский русский праздник Ивана-Купалы наложился день св. Предтечи Иоанна, и в народном понятии они смешались, тем более что в основе обоих праздников лежит омовение водой.
На Купалу травы и цветы обретают волшебную силу, волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают травы (девясил, чертогон, чернобыль, зверобой, богородицкая трава, трипутник, зяблица, тирлич, одолень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. Много поверий связано с кладами.
Считалось, что в ночь Ивана-Купалы зацветает никогда не цветущий папоротник и указывает дорогу к кладу. Такую же силу приписывали Плакун-траве, выросшей, по преданию, из слез Богородицы. Корень плакун-травы, выкопанный на заре того же Иванова дня, имел неограниченную власть над чертями и открывал владельцу путь к кладу.
Петров день – 12 июля (29 июня по старому стилю). Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Tara
Модератор
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Контактная информация:

Re: О чем говорят народные праздники и приметы

Сообщение Tara » 09 июн 2008, 22:21

Основные праздники солнечного года.

Не было на нашей планете ни одной великой культуры, которая не придавала бы огромного значения влиянию Солнца, Луны и звезд на земную жизнь. В Персии, Вавилоне, Ассирии, Египте, Греции, Индии, Китае, Мексике, словом, везде, где человеческая мысль поднималась на небывалую высоту, люди поклонялись великому небу - месту обиталища богов, а в звездах видели воплощение божественных сил.
Славянскую систему Коловорота также можно рассматривать как некую астрономическую, математическую модель с логической чередой праздников, обрядов в честь светил и созвездий. Многие праздники природы совпадают с христианскими, наверное, потому, что все истинное неразделимо и славяно-руссы смогли эту ценность сохранить. Традиционные календарные праздники: Колядование, Масленица, Купала отмечают сейчас те люди, которым не безразличны заветы наших предков, которые уберегли в себе радость, веру, путь познания и не отвергают все хорошее, накопленное Праматерями и Праотцами.
Годом Коловорота считается время от одного солнцеворота до следующего. Год разбит на дни, седмицы, четверики, кварталы. Каждый период и каждый день в Календаре живой, как сама Природа, имеет свое имя, приметы и традиции. Человек, вписавшийся в гармоничный круг года (в его законы), приобретает здоровье, светлый разум, силу телесную и творческую.
В году четыре квартала - четыре седмицы от Коловорота (364 дня: 4 периода - 91 день - одна седмица). Первая - Пробуждение, вторая - Зарождение, третья - Созревание, четвертая - Засыпание. Все эти периоды отражаются на духовном, телесном здоровье человека и на его жизнедеятельности.

Главные праздники Коловорота приходятся на Солнцестояния и Равноденствия - это вершины или макушки. В старину, когда люди были ближе к природе и сверяли свою жизнь с небом, эти праздники длились 7-9 дней. Между "макушками" отмечались сречи - встречи, которые больше привязаны к лунному календарю и растянуты по времени: три заклички весны, три предлетья, три Спаса - встречи осени, три зазимья.

1-я макушка - зимний Солнцеворот, праздник нового года, он же Коляда, зимние Святки, Новолетник, дни Рода; отмечается 19-27 декабря. Старые Святки со дня Солнцеворота. В христианской традиции - Рождество Христово, Святки, Крещение.
2-я макушка - весеннее равноденствие, праздник Лели, Масленица, Красная горка. (17-25 марта по григорианскому стилю). В православном календаре это Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлый праздник Пасхи.
3-я макушка - летний Солнцеворот, праздник Живы, Купала приходится на 18 -26 июня. В православном календаре - день Иоанна Крестителя, в народном календаре произошло соединение и получило название Ивана Купалы.
4-я макушка - осеннее равноденствие, праздник Лады, Осенины - 20-28 сентября. В православии - Воздвижение Честного Креста Господня и Рождество Пресвятой Богородицы.

Между макушками идут сречи - встречи времен года. Основных среч тоже четыре: начало весны - Велесова среча (3-9 февраля), в православии - Сретение. Начало лета - Ярилина среча, Егорий вешний (5-11 мая), в православии Георгий Победоносец. Начало осени - Перунова среча (1-7 августа), в православии - Спасы: медовый, яблочный и ореховый. Начало зимы - Макошина среча (3-9ноября), в православии - Покров - первое зазимье, Параскева Пятница, зимняя Казанская.

В Коловороте учитывается лунный календарь, мудрецы учитывали и циклы Большого и Малого Кола - расположение звездного неба и планет.
Праздник - это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения. Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.
Обряд - время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" - на пересечении магнетических потоков Земли - "на добром месте" - это и Красная горка, это и Церковь.
Праздник состоит из трех частей: зачин, пир, игрища.
Центр праздника, обряда - человек - создание богоподобное, излучающее главную космическую силу - ЛЮБОВЬ!

Bindu
Администратор
Сообщения: 3756
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 6 раз
Контактная информация:

Re: О чем говорят народные праздники и приметы

Сообщение Bindu » 15 июн 2008, 10:04

Хотелось бы обратить внимание читающих этот топик на то, что Коловрат это калька перевода слова Калачакра. А точнее, калачакра или колесо времени -калька нашего слова коловрат. А почему не наоборот? Потому что, кала имеет значание время(а также искусство при краткой первой А), а чакра - колесо. Таким образом, наше "Коло" или колесо (кол, вокруг которого все вращается, Полярная звезда )трансформировалось в идею Время, а "врат" или вращение наоборот стало чакрой, то есть колесом. Таким образом, образуя по сути слово, где первая ее часть сохранила старый смысл Кола или колеса, а вторая заменила его на колесо в местном варианте - чакра. Образуя слово, где по сути, имеется два колеса. :)
И в Тибет учение о циклах времени попали от северных народов мореплавателей, которым ориентация по звездам была жизненнонеобходима, а также вторично из Индии от переселившихся ариев.
А уже затем данные знания были ни ко всему прочему укладу жизни, земледелию, жизни людей и их судеб и богов.
Все тайны калачакры или учения Шамбхалы - страны Щивы сохранены в нашей народной традиции праздников, и легко открываются, если к ним приглядеться внимательнее.

Tara
Модератор
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Контактная информация:

Re: О чем говорят народные праздники и приметы

Сообщение Tara » 15 июн 2008, 22:21

В сказочных символах волхвы объясняли тройственость всех явлений в мире: тройственность стихий, измерений, пространств.
Но что более существенно, закладывался тринитарный алгоритм действий — не пройдя двух, не возьмешь третье — результат. То есть ничего создать без соединения трех — стихий, измерений, попыток — составляющих невозможно.
Эта тройственность отражается в сложившейся традиции русского народа в праздновании Троицы (Зеленых святок, Русалий).
«Как отметить Троицу так, чтобы языческие боги не обиделись? - спросил любознательный семилетний прихожанин. Молодой батюшка растерялся и рассказал историю, заученную еще в семинарии, о Святом Духе, сошедшем на апостолов. Священник на вопрос ребенка так и не ответил, а терпение у языческих богов не резиновое.»

На самом деле при слиянии стародавних языческих и христианских традиций праздник отмечается троекратно: Семик-Троица-Духов день. Эти три даты связаны между собой. Ритуалы одного праздника переходят в другой, а затем и в третий. Так, в Семик березы завивают, на Троицу развивают, а в Духов День обходят с ними поля. В Семик плетут венки, на Троицу гадают по ним, в Духов День отправляют их в путешествие по реке и т.д.

Семик - четверг перед Троицей. Помните песню: "Я пойду, пойду, погуляю, белую березу заломаю..." Кто задумывался о том, зачем нужно заламывать березу? Эта песенка - отражение старинного народного "семичного" обряда. Именно в четверг накануне Троицы девушки гурьбой шли в лес, выбирали молодую березку и "заламывали" ее, то есть надламывали вершинку и украшали ее венком. Семик был днем веселья и гуляний. Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле. Ученые-этнографы отметили, что семичные торжества, хотя и приурочены к Троице, практически не имеют христианских корней: это почти целиком языческий праздник, связанный с поклонением древних славян духам умерших предков. Это для них еще в дохристианскую эпоху юные девы заламывали березку, украшали ее венками и оставляли в лесу угощение, которым, по поверью, ночью приходили лакомиться умершие представители рода. В некоторых селениях этот день считался детским праздником. Украшенными ветками березы образовывали круг, в центре накрывался стол, за которым собирали детей со всей округи, обязательным ритуальным блюдом была яичница.
Троица, Зеленые святки, Русалии - воскресенье - 50 день после Пасхи, в язычестве через семь недель после весеннего равноденствия. Христианская традиция празднует единство Божьего проявления и Соборности церкви, а язычники – беспрерывность жизни и процесс созревания. Основной символизм языческих праздников связан с тем, что ветка, сломанная до Русалочьего воскресенья, даст ростки и будет жить, а сломанная после – засохнет. Магия молодости и жизни, несмотря ни на что, победит смерть – это основная идея языческого праздника. Троица, по мнению язычников, отмечается слишком поздно – не весной, а летом, когда магия свежей зелени уже не действует.
Духов день – понедельник после Троицы. Языческие корни четко прослеживаются и в обрядах, связанных с Духовым днем. Этот день открывает целую Духову седмицу (неделю), в течение которой, по древнему поверью, из воды выходят русалки, качаются на ветвях деревьев и заигрывают с прохожими. Особое почитание этого праздника у русских связано с уважительным отношением к земле. Крестьяне считали, что в этот день земля - именинница, "все травы и цветы радуются", - говорили они. Именно поэтому землю категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать овощи, рыть, втыкать колья. Повсеместно было распространено поверье, что в Духов День перед восходом солнца мать сыра-земля открывает свои тайны.

Tara
Модератор
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Контактная информация:

Re: О чем говорят народные праздники и приметы

Сообщение Tara » 15 июн 2008, 23:10

кала имеет значение время(а также искусство при краткой первой А), а чакра - колесо. Таким образом, наше "Коло" или колесо (кол, вокруг которого все вращается, Полярная звезда )трансформировалось в идею Время, а "врат" или вращение наоборот стало чакрой, то есть колесом. Таким образом, образуя по сути слово, где первая ее часть сохранила старый смысл Кола или колеса, а вторая заменила его на колесо в местном варианте - чакра. Образуя слово, где по сути, имеется два колеса. :)
Может два колеса совсем не случайно получились. Для людей планеты Земля время структурируется движением двух крупных космических объектов: Солнца и Луны, которые образуют год и месяц.
А вот насчет слова кала (первая краткая А, второе - долгое): оно также является синонимом слова «луч» в том смысле, в каком мы говорим: «луч света», однако в данном случае это слово означает скрытую энергию. Считается, что солнце обладает двенадцатью кала, а луна — шестнадцатью.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей