Трава Куша

Аюрведа – о волшебных и целебных травах и средствах укрепления здоровья и снискания духа.
Ответить
Рус
Сообщения: 1277
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38

Трава Куша

Сообщение Рус » 05 фев 2011, 23:24

В йогических - тантрических и вообще ведических ритуалах используются некоторые травы, которые считаются священными.
И весьма почетное место занимает трава куша.
Куша — трава с острыми краями (Poa cynosuroides), почитавшаяся в Индии священной и употреблявшаяся в ритуальных целях.
Травы куша (Poa cynosuroides – мятлик гребнникоподобный) и дурга (Agrostis linearis – один из видов полевицы) считаются священными и преподносятся богам в различных обрядах почитания. Охапки этих трав также издавна использовались подвижниками в качестве подстилки для сидения при медитации.

Трава куша – сизо-голубоватый злак. На тибетском языке эта трава называется дурва. Это одно из самых священных растений, атрибут бога Брахмы. Так, в «Шримад Бхагаватам» есть эпизод, в котором мудрец возносил молитвы Высшему Божеству. Внезапно перед ним явились три бога (три аспекта Высшего Божества), которых он опознал по их атрибутам. Господь Вишну восседал на огромном орле и держал в руке диск, Брахма сидел на лебеде и держал траву куша, а Господь Шива сидел на быке и держал маленький барабан дамару. Трава куша всегда связывается с благочестивыми брахманами и считается очень благоприятной.

"Экодизайн в индийской традиции"

Согласно буддийским преданиям, траву куша человек по имени Мангалам подарил Будде для устройства сидения под деревом Бодхи. Эта история описывается в тексте «Соднама Цземо», или «Дверь, ведущая в Учение». Прежде чем достичь просветления Будда думал о том, на чем он должен сидеть, чтобы оно наступило. Он узнал, что все предыдущие будды сидели на травяном сидении. Справа от дороги продавец трав собирал накошенную «траву счастья» шанака, и Будда сказал ему: «Сегодня эта трава может принести мне великую пользу: одолев Мару вместе с его полчищами, я достигну высшего просветления и покоя». Тогда продавец поднес ему сноп травы, а также сине-зеленую траву куша, похожую на шею павлина. Аккуратно разложив траву верхушками внутрь, корнями наружу, Бодхисаттва обошел семь раз вокруг дерева Бодхи и сел, скрестив ноги, на месте достижения просветления.
Царь богов последовал за Гарудой, который прилетел к змеям я сказал им: «Я принес вам амриту. Вот я поставил ее здесь на траву куша151 . Совершите омовение и вкушайте тогда амриту, о змеи». И змеи, освободив Гаруду и его мать Винату от рабства, отправились совершать омовение. Но Индра забрал тем временем амриту и унес ее обратно, в свое царство. Вернувшись на то место, змеи уже не нашли напитка бессмертия. Тогда они стали лизать траву куша, на которой стоял сосуд с амритой, и от этого у них раздвоились языки. А трава куша, которой касалась амрита, стала с той поры священной травою.
Так, « Вишну-пурана» рассказывает, что отца Притхи тирана Вену оскорблённые им риши убили стеблями травы куши.».
Итак, "мифологическая" трава куша. В Ведах упоминаются в основном два вида сакральных трав: куша (иногда - другая разновидность - дурва) и дхарбха.
Разберёмся с кушей. Посмотрим в корень, то есть, что это такое ботанически. Латинское название травы Poa cynosuroides, или синоним - Desmostachya bipinnata syn. Briza bipinnata, Eragrostis cynosuroides, Uniola bipinnata, многолетник - семейства Gramineae.

Давайте погуглим. Произрастает в Северной и Тропической Африке, на Аравийском полуострове, в Иране и в Индии. Используется в фармакопее и даже имеет международный код.
Дхарбой называют - Agrostis linearis.
Poa cynosuroides и Agrostis linearis растёт на заболоченных солоноватых почвах, в основном - в низинной и равнинной местности, и растёт этаким пучком, вроде кочки. Высушенная трава часто зовётся "дхрува" или "дхарбаи" . Само же название "куша" обозначает "острый", намекая на острые края сей разновидности осоки.
Про это растение существует много мифов и сказаний.

Есть иные мнения, где все эти названия относятся только к одной и той же траве,а все названия считаются синонимами.
Common name: Daabh • Assamese: কুশ Kush • Bengali: কুশ Kush • Hindi: डाभ Dabh, Davoli, Durva, Dabhena • Kannada: kusha, dharbe • Malayalam: darbha, darbhappullu • Marathi: Darbha, डाभ Daabh • Sanskrit: barhi, darbha, darbhah, durbha • Tamil: darbhaipul, taruppai, acamantakam • Telugu: aswalayana, dabha, darbha • Urdu: bikh dab
Botanical name: Desmostachya bipinnata Family: Poaceae (Grass family)
Synonyms: Uniola bipinnata, Poa cynosuriodes, Eragrostis cynosuriodes.

И выглядит данная трава куша вот так.
Изображение
Изображение
Daabh is a harsh rihozomous perennial grass. Culms are stout, up to 1.2 m high. Leaf-blades are up to 65 cm long, 3.8-10.5 mm wide when unrolled. Lower leaf-sheaths are leathery, often densely flabellate towards the base of the culm. Inflorescence is up to 60 cm long. Spikes are clustered or spaced, 14 cm long. Spikelets are 3-17-flowered, narrowly ovate to linear- oblong, 3-10 mm long. Lower glume 0.7-1.5 mm long, upper glume 1.1-2.0 mm long. Lemmas are straw-coloured or suffused with purple, 1.8-2.7 mm long. Flowering: July-November.
Identification credit: Gurcharan Singh



Разбираемся с дурвой..

Изображение
Doorva (Cynodon Dactylon, Дурва)

Используемая часть: трава

Ткани: воздействует на все ткани-элементы

Системы: нервная, кровообращения, мочеполовая, дыхательная, выделительная

Действие: укрепляющее, стимулирующее, очищающее, смягчающее, антисептическое, мочегонное

Показания: дерматит, укусы ядовитой змеи, кашель, судороги, цистит, диарея, водянка, дизентерия, эпилепсия, гипертония, краснуха, заболевания почек, камни, опухоли, бородавки.
В Индии Doorva растет повсюду, как сорняк.
Строение
Растение 10-50 см высотой, с линейно-ланцетными жёсткими сизоватыми листьями. Образует ползучие побеги. Стебель приподнимающийся, от основания ветвистый. Соцветие пальчатое из 3-8 колосовидных веточек. Колоски сидячие, расположены по одному в 2-3 ряда на 3-гранной оси колоса. Колосковых чешуй 2. Нижняя цветковая чешуя травянистая, матовая, без ости.
Биология
Многолетник, цветёт в июне–августе.
Очень засухоустойчив, хорошо переносит засоление почвы, не боится вытаптывания.
Распространение
На песчаных местах, берегах, сорное у дорог, жилья, в посевах. Изредка, преимущественно в южных районах.
Значение
Кормовое, трудно искоренимое сорное, противоэрозионное, лекарственное.
Интересные факты
Латинское родовое название образовано от греч. слов kynos – собачий и odon – зуб.
Изображение
Свинорой пальчатый - многолетнее растение высотой 10-50 см. Корневище длинное, ползучее, ветвистое. Стебли приподнимающиеся, у основания ветвистые. Листья линейно-ланцетные, мягкие или жесткие, сизоватые. Язычок реснитчатый. Веточек соцветия 3-8. Колоски яйцевидные.

Цветет в июле-августе.

Распространен в европейской части России (Причерноморский, Нижнедонской, Нижневолжский районы). Западной Сибири (Верхнетобольский и Иртышский районы), на Украине (Причерноморский и Среднеднепровский районы, Крым), в Средней Азии.

Общее распространение: Средняя Европа, Средиземноморье, Балканский полуостров, Малая Азия, Армения Малая, Курдистан, Иран, Афганистан, Северо-Западный Китай, Монголия.

Растет на песчаных и выбитых скотом местах, у дорог, на равнинах и в горах. Часто становится злостным сорняком.

С лечебной целью используются корневые побеги и надземная часть растения (трава).

Заготовку травы производят летом и осенью. Растение выкапывают, промывают в воде, затем отделяют корни от стеблей и сушат. Надземные части растения можно использовать в свежем виде.

В Китае отвар из 15-30 г травы, 30-60 г корней или спиртовую настойку принимают внутрь при инфекции верхних дыхательных путей, воспалении печени, дизентерии, инфекционном заражении мочевыводящих путей, носовом кровотечении, кровохарканье, кровавой рвоте, появлении крови в экскрементах, отеках нижних конечностей, ревматических болях костей, крапивнице, гемиплегии, параличе рук и ног и различного рода травмах.

Наружно измельченные до кашицеобразной массы свежие листья растения используют в виде пластыря при небольших резаных ранах, переломах костей, карбункулах и небольших язвочках на ногах.


А теперь переходим к более реальному претенденту называться кушем - Мятлику.
Мятликов насчитывается около 500 видов.
Различия между ними не особо сильные и возникли они в основном только из особенностей климата мест их произрастания.

Вот фото нашего мятлика лугового - наиболее близкого и схожего с индийским мятликом.
Но не обольщайтесь знакомостью данного растения. В природе вы встретите еще с десяток сходных же злаковых, которые весьма схожи и только ботаник сможет точно их различить.
Изображение
Изображение

Ботаническое описание
Сверху вниз:
Стебель и листья.
Колоски

Растение с ползучими и подземными побегами, образующее иногда довольно густые, рыхлые дерновины. Стебли высотой 30—90 см, реже 10—20, приподымающиеся, гладкие.

Листья узко-линейные, шириной до 4 мм, плоские, гладкие или слегка, шершавые. Язычок длиной 0,5—2 мм, тупой.

Метёлка длиной до 20 см, продолговатая или пирамидальная, многоколосковая, с шероховатыми веточками, сидящими по 3—5 вместе. Колоски яйцевидные, длиной 3,5—6 мм, 2—5-цветковые, зелёные, реже фиолетовые. Колосковые чешуи почти одинаковые, заострённые; нижние цветковые чешуи ланцетовидные, с выдающимися опушёнными жилками, при основании с многочисленными соединительными волокнами.

Наибольшего развития достигает на втором и третьем году. Цветёт только раз в году, но при благоприятных условиях может дать и второй укос.
[править] Значение и применение

Ценное растение для сухих и свежих лугов и пастбищ, обсеваемых смесью кормовых трав, куда он входит в количестве 5 — 10%. Прорастает через 7—8 дней, средняя всхожесть 27%, сорность — 24%, хоз. годность — 20%. Сбор семян в июле и августе, до полного созревания. Благодаря длинной шерсти, покрывающей спинку и бока семени, вся масса семян легко сбивается в комки. Перед посевом их протирают сквозь сито. Косится на сено мятлик до 70% своего веса. Сено бедно водой, богато белковыми веществами. Как в свежем, так и в сухом виде представляет нежный и питательный корм, охотно поедается всяким скотом. В среднем дает около 1600 кг сена с гектара. Пригоден также для пастбищ. В Северной Америке он является наиболее важным пастбищным злаком и стоит на втором месте вслед за тимофеевкой по ценности урожая.
Вот как выглядит куш в Египте.
Изображение



Рус
Сообщения: 1277
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38

Re: Трава Куша

Сообщение Рус » 05 фев 2011, 23:27

Стоит еще добавить, что пучком травы куша, окунутым в святую воду, освящают все предметы и все стороны вокруг проводящего медитацию или любую садхану - практику, изгоняя все нечистое. И без нее проведение обрядов и пуджи весьма затруднительно, если сказать больше - невозможно.

КУША (дарбха)
Свящ. трава (Роа cynosoroides Retz.) употребляется в религиозных и ритуально-магич. церемониях; из нее делают амулеты и обереги, магически охраняющие от всевозможных бед и прегрешений и ограждающие от разного рода ритуальной нечистоты. Ее кладут на алтарь, а также на те места, куда в ритуале приглашаются боги, т. к. она считается "безупречным прибежищем для богов". Считается, что она была первым растением, созданным богами. В народной медицине считается кровоочистительным средством.
Впрочем,есть мнения, что это разные растения.
Kusha Grass (Poa cynosuroides) and Durva Grass (Agrostis linearis).
последняя выглядит так.
'Durva Agrostis Linearis of Dr Koenig', 1799.
Изображение
Additional information
'Durva Agrostis Linearis of Dr Koenig', 1799. Johann Gerhard Koenig (1728-1785) was a German botanist and physician who worked as naturalist for the Nawab of Arcot in India. He described numerous plants used in Indian medicine. A print from Asiatic Researches or Transactions of the Society Instituted in Bengal, for Inquiring into the History and Antiquities, the Arts, Sciences and Literature of Asia, Vol IV, by J Sewell, Vernor and Hood, J Cuthell, J Walker, R Lea, Lackington, Allen and Co, Otridge and Son, R Faulder and J Scatchered, 1799.
и еще мнения..
his is a comment on the information provided by Annaswamy Natarajan.

Darbha is "a tuft or bunch of grass (esp. of Kusa grass used for sacrificial purposes). (source: Cologne Digital Sanskrit Lexicon) The root of this word means "to tie together". Darbha is then a particular grass with long pointed stalks called "Kusa" (lat. Poa cynosuroides). It is used in religious ceremonies, such as the Asvamedha, where a rope of darbha covered in ghee, in the hands of the Adhvaryu, purifies the horse. (source: Satapatha Brahmana, XIII, I, I, 1-2)

Brahmavadi
The word for grass in Sanskrit is दर्भ: darbha: Grass was used as rope to tie. दृभ् - दर्भति to tie or fasten. Hence the word may have been derived from:

दर्भयति अनेन इति दर्भ:
There are various species of grass and they have been used for different purposes.
The मुञ्ज: munja grass is a very soft grass that is specially used as belt to hold the dress. At the time of upanayanam or vivaaham, the mekhala or belt is made from munja grass.
Also, the munja grass is said to have many medicinal properties!
मुञ्जद्वयम् तु मधुरम् तुवरम् शिशिरम् तथा ।

दाह तृष्णाविसर्पास्र मूत्र-बस्ति-अक्षि-रोगजित् ।

दोष-त्रयहरम् वृष्यम् मेखलासु उपयुज्यते ॥

Using this grass as appropriate (either as a paste or eating directly) , one may be able to:

1. quench thirst दाह तृष्णा

2. use as a sweetener मधुरम्

3 use as an astringent तुवरम्

4. use as a coolant to coole the body शिशिरम्

5 use as medicine for bloody itch विसर्पास्र

6 use as medicine for urinary ailments मूत्र-रोगजित्

7 treat eye issues अक्षि-रोगजित्

8 treat abdominal illness बस्ति-रोगजित्

9 use as remover of the three doshas (kapha, vaata, pittha) दोषत्रयहरम्

10 use also as an aphrodesiac वृष्यम्

11 can also be used as a soft belt मेखलासु उपयुज्यते

Such is the glory of munja grass!

The कुश kusa grass is not so soft; it is used for चीरम् (dress)

In Ramayana it is said how the rishis in the forests shone brightly, emanating brhma tejas, wearing the kusa dress!

कुशचीर परिक्षिप्तम् ब्राह्म्या-लक्ष्म्या विराजितम्

What a beautiful description!! What is the need for Armani?

Then there is the grass called दूर्वा doorvaa-grass. This grass is supposed to be very dear to Ganapati. People worship Ganeshji with doorvaa grass. It is said in Ganapati-Atharva-seersham:

यो दूर्वान्कुरै: यजति स वैश्रवणोपमो भवति

One who performs a homam to Lord Ganesa with doorvaa-grass, becomes rich equal to Kubera (वैश्रवण)

Kala, I have seeded my lawn with Kentucky Blue grass that does not have any of the above-mentioned great qualities! It will merely look green and beautiful, if properly watered and manicured!

I am so glad I read your blog on grass! You are so resourceful - you write on mango, vadu-mangai, grass, jilebi -- what next?

I have been bugging my wife, asking her to make me கர்ச்சிக்காய்.

All she replies is:

என்ன திடும்னு கர்ச்சிக்காய் மசக்கை? அடுத்த தடவை ஊருக்குப்போறத்தே GRAND SWEETS லே வாங்கித்தறேன்.

Evidently she does not want to show her ignorance of this sweet भक्षणम्

I am hoping some one in Sulekha-land may one day write the recipe for கர்ச்சிக்காய்!

Regards

Natarajan


There is a great vaishnava kShetram called தூப்புல் (தூய-புல்).

http://www.geocities.com/lsriniva/

On this holy day of Sri Ramanuja Jayanti, let me close my babble with my namaskaarams to Vedanta Desikar and Ramanujaachaaryaal and the great kshetram of thooppul (pure-grass)
Kala B.N. :

Would you believe if I say that there is a story that the snakes got their forked tongue because of the Dharba Grass? Any dvijan is instructed by his guru, on the efficacy of Dharba Grass, once he performs his Upanayana. But nowadays, Brahmins have very little understanding as to why they use Dharbha Grass in their rituals. Rings made out of Dharbha Grass is known as Pavithram, meaning that whichever thing that is touched by the finger that wears the Pavithram, becomes pure and sanctified. The ring finger is known as the pavithramothira viral in our lingo and we follow wearing of the gold Pavithram ring only when I become the Karnavar of the household. It is taboo to wear by those who have their fathers living. And Payyanoor in Kerala is very famous for Pavithram rings.

Рус
Сообщения: 1277
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38

Re: Трава Куша

Сообщение Рус » 06 фев 2011, 02:22

Маджундар говорит о 33 разновидностях Дарбхи с 2 вариациями.
Кхараа Дарбха или Eragnostis cynosuroides
И Мриду Дарбха или Eragnostis tenella или ciliaris
В Ригведе 1. 191.3 это называется сара трава, дарбха,кушара, саирья,виранда,..
И куша и кушара отличаются, по видимому, друг от друга.

И также бенаресские пандиты озвучивали еще следующую информацию -

что куша это одна трава,а дарбха это другая.
и именно кушара называлась дарбхой в более поздней атхарваведе, в отличие от ранней ригведы, где говорится о куше в 2 разновидностях, о которых я написал ранее.
Итак,
Куша это desmostachya bipinnata или Poa cynosuroides
Imperata cylindrical это Дарбха (произносится как дабх)
Panicun dactylon это Дурва (дуб)
Вообщем, куш по любому очерчивается достаточно ясно в ботаническом смысле..

Рус
Сообщения: 1277
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38

Re: Трава Куша

Сообщение Рус » 06 фев 2011, 02:36

и еще немного про Куш..
The Sacred Cushion:
The sanctity of dharba, also known as kusha (or, kusa) grass, is as old as the Indian gods. Puranas tell how Vishnu assumed the form of the Cosmic Tortoise (Skt. kurma) whose shell served to support Mandara, the mountain that served as a dasher in the Churning of the Sea of Milk. As the mountain rotated, several hairs were rubbed from the tortoise's back. With time, they washed ashore and became Kusha.
Later, when the amrita was obtained and distributed among the gods, some drops fell on the grass which further sanctified it imbuing it with healing properties. Therefore, in the tradition hair-cutting of Vaishnava toddlers, the hair is touched with kusha before it is cut. It was used as a ritual seat as far back as the Vedas, and the Bhagavad Gita (ch. 6) stipulates that, covered with a skin and a cloth, it is the appropriate seat for meditation. Therefore, it was one of the first offerings made to the Buddha.
Kusha, whose name signifies sharp in the sense of acute, is the root for the Sanskrit word for "expert," kosala. That is because the edges of the long leaves that grow in pairs along the tall stems are very sharp, so like the sword, it is used as a symbol for discernment or "discriminating wisdom."
It grows beside brackish (salty) water such as found at the mouths of rivers and is a kind of tussock grass; that is, it grows in clumps. When it is dry, kusa straw is called durva or dharbai. However, some say these are two different species: Kusha is Poa cynosuroides and Durva, Agrostis linearis.

Dharba Grass and Serpents' Tongues:
Another myth explains that when the pot of Amrita was set on the sacred grass, the children of Kadru (Garuda's stepmother) were determined to get some of the elixir. Ever-watchful Garuda, to prevent their attaining immortality, quickly snatched it away. The snakes ended up licking the leaves in hopes that some drops had fallen there, but they were so sharp that the poor serpents' tongues were sliced in two.
A sivagama slogam says there are eight kinds of grass known as Tharbhai graas. They are" kusha,kasa, ....ext
Dharba or kusha is also identified as Desmostachya bipinnata. In the USA, it is known as Big cord grass or Salt reed-grass, and in Australia, as Halfa grass.

Shakyamuni, on his way to sit in determined meditation, meets with Sottiya the grass-cutter, who offers him eight handfuls of kusa grass to make a seat. He arranges it with its roots facing towards the trunk before taking his place on it under the Bodhi Tree. As part of the fifth step in the preparation for receiving the Kalachakra Initiation, (and also in some other highest initiations) the participants receive two pieces of fresh kusha:
The long and short pieces of grass are of the nature of pristine awareness and on the conventional level represent clear dreams. The disciples should imagine the kusha grass as having the quality of producing undistorted thoughts.
The longer kusha grass is to be placed under the mattress and the shorter under the pillow. These two pieces of kusha grass should be received with folded hands. Since kusha grass is a purifying substance, through the power of mantras and seed syllables said over it, it purifies inauspicious dreams, performs the activity of removing distorted conceptions, brings clarity to the minds of disciples and has the potential to induce clear dreams indicating whether or not someone has the propensity to receive the initiation.

Рус
Сообщения: 1277
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38

Трава куша

Сообщение Рус » 06 фев 2011, 16:05

С травой куша вообще весьма интересно.
Почему рядовая газонная трава, по обочинам растущая, вдруг стала священной.
как главная характеристика - свойство резать и быть острой она не удовлетворяет.
Ибо на эту роль подходит не мятлик а осока.
И если судить по истории переселения ариев из мест Поволжья, предуралья, Таджикистан, Иран, Афганистан в Северную Индию, где и развит культ почитания куша.., то осока наиболее подходит под то, что у нас считается порезной травой.
А если брать мятлик, то детская игра - петушок или курочка, в которую вероятно играли все в детстве с этой травой, тоже могла иметь какие- то корни и ностальгически заставила искать что-то сходное среди местной флоры Индии.
Хотя вряд ли брахманы выбирали именно сходное родственное по виду растение мятликовых. Скорее всего они ориентировались на внешние свойства травы, делающие её сходной с прототипом.
Циновки плели из многих трав и можно найти у нас эти корни плетения, в том числе и из различных трав. кормовое значение имеет конечно же травостой, состоящий также из многих растений,в том числе и мятликовых, в особенности.
Прототип культурных пшеницы и ржи. При скотоводческом характере предков, и необходимости кормить коней, коров и овец это имело весьма большое значение.
Психоделические свойства по типу аналогов, содержащих триптамин, по данным травам это не известно. По крайней мере, мне.
А ведь куш ставится на один уровень вместе со знаменитой Сомой в Ригведе.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей