Как правильно сушить листья Иван-чая

Аюрведа – о волшебных и целебных травах и средствах укрепления здоровья и снискания духа.
Bindu
Администратор
Сообщения: 1796
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Как правильно сушить листья Иван-чая

Сообщение Bindu » 28 июл 2018, 22:29

во первых, надо сказать, что листья надо собирать, когда растение зацвело. Пока листья не стали жесткими.
Во вторых, их обрывают, проводя рукой сверху вниз, придерживая верхушку. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ОБРЫВАЯ САМИ ЦВЕТЫ. Они все равно превратятся у вас в пух, который испортит ваш чай. А кроме этого, вы лишаете растение размножаться семенами, и наследующий год вы не найдете там никаких растений.
Изображение

Подробный рецепт изготовления черного чая из листьев земляники, иван-чая и т.п. приведен здесь, в разделе лесные напитки Верзилин "По следам робинзона" замечательная книга! Начиная с 1956 года, из книги постепенно убирали иллюстрации, заменяя практические рисунки – развлекательными. Постепенно меняли и текст. В издании 1994 года отсутствуют уже целые главы, имеющие практическое значение – о постройке шалаша, о выпекании хлеба, о заготовке трав, об изготовлении природных матрацев и одеял…

Изображение

Этапы приготовления

Приготовление Иван-чая

Завяливание: листья рассыпают слоем не толще 5 сантиметров на день или сутки, пока они не сделаются вялыми, при этом их надо периодически ворошить, не давая пересыхать листьям верхнего слоя и по краям.

Скручивание: листья скручивают между ладонями рук в небольшие веретенообразные колбаски размером примерно в полсосиски до тех пор, пока они не потемнеют от выступившего сока.

Ферментация: скрученные листья укладывают слоем в 5 сантиметров в эмалированную миску или лоток, укрывают мокрой тканью и ставят в теплое место (24-27°С) на 6-12 часов для созревания. Чем выше температура, тем процесс ферментации идет быстрее, окончание процесса характеризуется изменением травянистого запаха на насыщенный цветочно-фруктовый. Опасны слишком высокая температура и передержка - кипрей приобретает запах низкосортного перекипяченного "общепитовского" чая.

Сушка: ферментированные листья мелко режут, расстилают на ситах или противнях, застеленных пергаментом, слоем в 1-1,5 сантиметра и сушат при температуре 70 - 100°С около часа, периодически проверяя готовность на ощупь. Хорошо просушенный чай имеет цвет черного настоящего чая, насыщенный и более крепкий, чем у него, аромат, чаинки при сдавливании ломаются, но не рассыпаются в труху. Когда этой кондиции достигнет основная масса чая, температуру сушки уменьшают, а тягу, умеренную в процессе сушки, резко увеличивают. При слишком высокой температуре и передержке чая в сушилке в букете появляется примесь запаха "сухой бумаги".

Хранение: как и настоящий чай, копорский требует плотной упаковки при хранении - лучше всего в стеклянных банках с полиэтиленовыми крышками. Товарной кондиции копорский чай достигает примерно через месяц хранения, а в дальнейшем его свойства, как и у настоящего чая, еще больше улучшаются. Высушенные цветки также дают прекрасный напиток.

Источник: https://www.perunica.ru/rastenia/1970-k ... chaya.html

Этот исконно русский чай готовят из листков растения иван-чай (E. angustifolium), изысканный по вкусу, он ничем не уступает заморским сортам. В позапрошлых веках Россия снабжала иван-чаем всю Европу. Английское название кипрея узколистного, или иван-чая - Fireweed—означает «сорняк пожарищ». На опустошенных пожаром землях это растение появляется первым, подготавливая условия для заселения в дальнейшем других растений. Иван-чай имеет летучие семена и быстро заселяет места с нарушенным растительным покровом; розовое полыханье цветков иван-чая можно видеть на пустырях, в огородах и поселках, на вырубках, на опушках леса.


Как правильно заваривать высушенный Иван-чай

Заваривать приготовленные сушёные листья можно различными способами - прямо в кружке, чайнике или термосе. Заварки лучше положить чуть больше, чем индийского, примерно в полтора раза. Листья кладутся на дно посуды, можно добавить любых других трав по желанию, таких как ромашка, чабрец, мята, зверобой, липа и т.д. Можно положить сахар по вкусу. Не рекомендуется смешивать кипрей с индийским чаем и другими, ему подобными, так как вкус получается не очень приятный. Всё это дело заливается кипятком, лучше немного подождать после закипания чайника, чтобы закончилось бурление и заливать. Иван-чаю требуется больше времени для заваривания по сравнению с индийским. Листья не сразу погрузятся на дно, и цвет тоже будет меняться постепенно. Это нормально. Если кипрейный лист правильно заготовлен, он дает ровный, золотисто-желтый, прозрачный взвар приятного запаха и слабого вяжущего вкуса. Он может долго стоять и не портиться, его можно заварить прямо в термосе и пить в течении дня тёплым, а можно и заварить на весь день в чайнике и употреблять холодным. Интересно, что вкусовые качества «копорки» при хранении заметно улучшаются.
Изображение

Посадка и размножение Иван-чая на участке

После цветения самое время собирать семена Иван-чая для размножения. Вот эти верхушки с пухом на фото , это и есть семена. Раньше они были цветками, потом превратились в длинненькие палочки, потом палочки раскрываются и их них вылезает пух. Если вы приглядитесь, то этот пух это и есть семена. Они маленькие сидят внутри пуха, а пух нужен для того что-бы ветром разносить семена. Пух Иван-чая Собирайте прямо этот пух и сейте сейчас у себя на даче или около. Будет красиво всё лето и полезно.
Изображение

Как узнать кипрей сейчас в сентябре?

Изображение



Bindu
Администратор
Сообщения: 1796
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Как правильно сушить листья Иван-чая

Сообщение Bindu » 28 июл 2018, 22:32

Так есть ли связь между вводным словом «чай» и чаем – напитком? На первый взгляд, никакой связи нет, ведь есть чай китайский, индийский и другие, а история о цветах иван-чая – лишь красивая легенда, не более. Жил в одном селе под Питером паренёк Иван, любил щеголять в красной рубахе. Большую часть времени односельчане видели его в лесу, на опушках, среди цветов и трав. Любил он лес, изучал целебные свойства растений. Завидев мелькавший среди листвы алый цвет, говорили: «Да, это Иван, чай, ходит!». Никто и не приметил, в какой момент запропастился Иван, но на опушках у околиц вдруг появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, их увидев, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да, это Иван, чай!». Так и пристало название к неожиданно появившимся цветам. Привыкли к ним люди: красивые цветы, да душистые. А однажды попали цветы в котелок с кипятком и оказался отвар приятным и освежающим. Так и начали в том селе Копорье, что под Петербургом, делать из листьев и цветов иван-чая целебный напиток. Такова легенда о появлении на Руси иван-чая. Удивительно и загадочно древнерусское вводное слово «чай», столь часто употребляемое ранее в разговорной речи. Предположить, что слово «чай» было в разговоре словом сорным, как сейчас слова «значит», «короче», «так сказать» и другие, было бы ошибочным. Нет, слишком часто и настойчиво оно употреблялось. А звучало оно – как надежда на осуществление того, что сказано за ним, словно код-сигнал для энергетического усиления произнесённой фразы, заявка на ожидаемый результат, материализацию задуманного. Действительно, короткое вводное слово «чай», как бы удерживающее собой всю фразу, является производным от слова «чаять», т.е. ожидать, надеяться, уповать, полагать (по словарям М. Фасмера и В. Даля). «Ждут Фому, чают – быть уму», «От кого чаем, того и величаем» - говорят русские пословицы. От слова «чаять» - привычные нам слова «нечаянно», «случайно» и другие. Так есть ли связь между вводным словом «чай» и чаем – напитком? На первый взгляд, никакой связи нет, ведь есть чай китайский, индийский и другие, а история о цветах иван-чая – лишь красивая легенда, не более. Но приходит на память мнение староверов, говоривших когда-то: «Китайская стрела в русскую землю вошла, христианские сердца сгубила все до конца». Это о иноземных чаях. Может, всё это – абсурд, заблуждение, глубокое невежество? Хотелось бы верить, ведь мы не представляем теперь своего стола без этих напитков. Однако, озадачивает фраза, встреченная в одной из многочисленных книг по магии. А сказано там вот что: чаи – китайские, индийские - кроме своих обычных и привычных качеств, имеют ещё одно, которое можно назвать «отдалённым эффектом». По мере частоты и длительности их употребления они погружают человека в состояние инертности, пассивности, замедляет реакцию человека на происходящее. Странная характеристика напитков, которые, по общему нашему убеждению, «бодрят и тонизируют», но она очень перекликается со словами староверов. А разве не страдает сейчас наше население всеми перечисленными симптомами непонятной болезни, которой медики дали ещё более непонятное название «синдром хронической усталости»? В одной из старинных песен сектантов-мистиков сказано ещё определённее: употребляющему эти чаи (как, впрочем, и кофе, табак, картофель) – «быть всегда в отпадшей силе», как бы он ни молился и не постился. «Заблуждения» сектантов-мистиков можно, конечно, проигнорировать, магию вообще не принимать всерьёз, да и староверы нынче не так уж авторитетны. А вот от чая – индийского, китайского, цейлонского – отказаться теперь кажется немыслимым. Получается, что мы приобрели от них зависимость, как от наркотиков. Но почему мы при этом начисто забыли про свой русский иван-чай, столь популярный ещё в XIX веке? Интересно, что имя ИВАН по словарю В. Даля – «самое обиходное имя по всей азиатской и турецкой границе нашей от Дуная, Кубани, Урала и до Амура и ОЗНАЧАЕТ РУССКОГО». Вот и получается, что название «ИВАН-ЧАЙ» можно с подачи В. Даля истолковать как «РУССКИЙ ЧАЙ», а если мы теперь припомним, что слово «чаять» означает «надеяться», так растение иван-чай, набравшись смелости, можно назвать «русской надеждой» - ведь и произрастает-то оно также по всей территории России. Всем нам известна мудрая пословица «Где родился, там и пригодился». Может, пусть бы пили китайцы свой китайский чай, индийцы – индийский, а мы бы – свой, русский? Ведь если планета наша, как полагают теперь учёные, представляет собой живой организм, где каждый участок суши – это определённый орган планеты, то, возможно, и растение, которое очень «бодрит и тонизирует» в одной местности, совершенно неоднозначно ведёт себя в другой? Повторюсь – так как же могло случиться, что свой русский чай мы забыли? Это действительно загадка, похожая на заговор умалчивания. Примерно в одном из десятка издаваемых «травников» и «лечебников» вы с трудом найдёте короткое упоминание об этом растении в несколько строк. Это после того, как в XIX веке иван-чай составлял мощную конкуренцию чаю индийскому и был одной из основных статей российского экспорта в Европу и Англию (при наличии у Англии своих колоний в Индии!). На доходы, полученные от реализации иван-чая, частная предпринимательница построила в Москве пять церквей, поражавших своими великолепием и размерами. Настой иван-чая (кипрея) стимулирует иммунитет, обладает транквилизирующим, противовоспалительным, обволакивающим свойствами, показан при язвенной болезни, гастритах, колитах, при расстройстве нервной системы – как успокаивающий и повышающий работоспособность, регулирует функции печени и почек, полезен при малокровии и атеросклерозе. Иван-чай – лучшая профилактика кариеса зубов, лучшее снотворное (при неврозах и других расстройствах психики), превосходное средство для выведения алкоголя из организма. Он не вызывает никакой зависимости и, наконец, просто вкусен. Корни иван-чая, как и бобовые, содержит легкоусвояемый белок. Полезных микроэлементов и минеральных веществ в иван-чае больше, чем в знаменитой морской капусте. Интересен напиток и для тех, кто по утрам вынужден иногда себя восстанавливать огуречным рассолом. Иван-чай - прекрасная ему замена. Цветёт иван-чай с июня по август, и, найдя небольшую плантацию, можно собирать с неё цветы всё лето. В отвар идут цветы вместе с листьями, но чем больше цветов, тем напиток ароматнее. Листья раньше использовали для первых блюд и салатов, а стебель перерабатывали на волокна, из которых ткали холсты – тонкие и очень прочные. Из волокон плели также канат, с которым другие не могли сравниться по прочности. …В 1915 году в Сибири выдалось на редкость засушливое лето, отчего тайга запылала пожарами. Первым после пожара на пепелище появился иван-чай, своими высокими и мощными стеблями затенив почву для укоренения другой растительности. Около зарослей иван-чая появились пасеки и медосборы собирали по три бочки мёда с гектара. История эта дошла до иностранцев и многие приезжали, чтобы собственными глазами взглянуть на «сибирское чудо». А нам эта история лишний раз указывает на некоторое мистическое сходство иван-чая, первым пробивающего своими мощными стеблями плотную корку гари для нежных всходов других трав, с русским человеком, генетически запрограммированным, можно сказать, обречённым, часто вопреки собственному благополучию, не сгибаясь, первым отзываться на любую беду и чужую боль. Разве не справедливо сказать о нём словами пословицы «от кого чаем, того и величаем»?

Тамара

Источник: https://www.perunica.ru/rastenia/1926-i ... chaya.html


Вернуться в «1.1 Аюрведа»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей