Избушка бабы Яги или вход в другой мир

Единство Религий. Здесь приветствуются все параллели цитат из различных священных текстов разных народов. Всем правит воля, знание и действие Бога. Три силы, которые стоят за любым явлением. Подняться с уровня ограниченности к уровню абсолютного. На все смотреть оком единосущия и видеть яркие лучи божественного солнца, сияющие на все творения. Миновав Долину познания, последнюю из долин ограничения, путник вступает в ДОЛИНУ ЕДИНЕНИЯ и пьет из чаши Совершенной Истины и созерцает Проявления Единого. Он пронизывает завесы множественности, покидает плотские миры и достигает небес единственности. Божьим слухом он слышит, Божьим оком постигает он таинства Божественного творения.
Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Избушка бабы Яги или вход в другой мир

Сообщение Bindu » 04 янв 2008, 03:16

В.Я.Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки

ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ

Эта избушка как будто бы давно знакома Ивану: "Нам в тебя лезти, хлеба-соли ести". Он нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать.
Некоторые сказки сообщают, что избушка эта "крутится", т. е. вращается вокруг своей оси. "Стоит перед ней избушка на курьих ножках и беспрестанно повертывается" (Аф. 235). "Стоит и вертитце" (К. 7). Такое представление получилось от неправильного понимания слова "повертывается". Некоторые сказки уточняют: когда надо -- повертывается. Повертывается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести слово. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен. Он за словом в карман не лезет и знает что сказать. "По старому присловию, по мамкину сказанью: "Избушка, избушка, -- молвил Иван, подув на нее, -- стань к лесу задом, ко мне передом". И вот повернулась к Ивану избушка, глядит из окошка седая старушка" (Аф. 560). "Избушка, избушка, повернись к лесу глазами, а ко мне воротами: мне не век вековать, а одна ноць ноцевать. Пусти прохожего" (К. 7).

Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена -- "без окон без дверей" -- вход с противоположной стороны. "У этой избушки ни окон, ни дверей, -- ничего нет" (17). Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой видимой или невидимой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через, сквозь избушку, и избушку нужно повернуть, "чтобы мне зайти и выйти" (См. 1).

Здесь интересно будет привести одну деталь из американского мифа. Герой хочет пройти мимо дерева. Но оно качается и не пускает его. "Тогда он попытался обойти его. Это было невозможно. Ему нужно было пройти сквозь дерево". Герой пробует пройти под деревом, но оно опускается. Тогда герой с разбега пускается прямо на дерево, и оно разбивается, а сам герой в ту же минуту превращается в легкое перо, летающее по воздуху (Kroeber 1907, I, 1984). Мы увидим, что и наш герой из избушки не выходит, а вылетает или на коне, или на орле, или превратившись в орла. Избушка открытой стороной обращена к тридесятому царству, закрытой -- к царству, доступному Ивану. Вот почему Иван не может обойти избушку, а поворачивает ее. Эта избушка -- сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Собственно, первое испытание уже выдержано. Иван знал заклинание и сумел подуть на избушку и повернуть ее. "Избушка поворотилась к ним передом, двери сами растворилися, окна открылися" (Аф. 14; Kroeber I, 84). "Избушка стала, двери открылись" (Аф. 114). Это пограничное положение избушки иногда подчеркивается: "За той степью -- дремучий лес, а у самого лесу стоит избушка" (140). "Стоит избушка -- а дальше никакого хода нету -- одна тьма кромешная; ничего не видать" (272). Иногда она стоит на берегу моря, иногда -- у канавы, через которую надо перепрыгнуть. Из дальнейшего развития сказки видно, что яга иногда поставлена стеречь границу стоящими над ней хозяевами, которые ее бранят за то, что она пропустила Ивана. "Как смела ты пропустить негодяя до моего царства?" (172) или: "Для чего ты приставлена?" (176). На вопрос Царь-Девицы "Не приезжал ли тут кто?", она отвечает: "Что ты, мы не пропускаем муху".

В этом примере уже сквозит, что даритель волшебного средства охраняет вход в царство смерти. По ранним материалам это видно яснее: "Когда он некоторое время пробродил, он вдали увидел дымок, и когда он подошел поближе, то увидел в прерии дом. Там жил пеликан. Тот спросил его: "Куда ты идешь?" Он ответил: "Я ищу свою умершую жену". -- "Это трудная задача, внук мой, -- сказал пеликан. -- Только мертвые могут найти этот путь с легкостью. Живые только с большой опасностью могут достичь страны мертвых". Он дал ему волшебное средство, чтобы помочь ему в его предприятии и научил его, как пользоваться им" (Boas 1895, 4).

Здесь мы имеем и выспрашивание. Отметим, что даритель здесь имеет животный облик. Это наблюдение нам еще пригодится. К этой же категории относятся такие, например, случаи. В долганской сказке читаем: "В одном месте им (шаманам-гусям) пришлось пролететь через отверстие в небе. Около этого отверстия сидела старуха, подстерегала пролетающих гусей". Эта старуха оказывается хозяйкой вселенной. -- "Пусть ни один шаман не пролетает в эту сторону. Хозяйке вселенной это неугодно" (Долганский фольклор).
Отмечаем еще, что во всех случаях герой -- не мертвец, а живой или шаман, желающий проникнуть в царство мертвых.
Здесь, однако, нет вращающейся избы. В объяснение образа вращающейся избы можно напомнить, что в древней Скандинавии двери никогда не делались на север. Эта сторона считалась "несчастной" стороной. Наоборот, жилище смерти в Эдде (Настранд) имеет дверь с северной стороны. Этой необычностью расположения дверей и наша избушка выдает себя за вход в иное царство. Жилище смерти имеет вход со стороны смерти.

…Художественный инстинкт заставляет сказителя мотивировать это знание и ввести тетушку-советчицу. Эта тетушка говорит следующее: "Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать -- ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать -- ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать -- ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть -- ты ему ветчины дай" (Аф. 103 b).

Рассмотрим сперва действия девушки. Когда она подливает под ворота маслица, то мы здесь видим следы окропления. В другом тексте это яснее: "Дверь взбрызнула водой" (Худ. 59). Мы уже видели, что и герой дует на избушку. Если она дает животным, охраняющим вход в избушку, мяса, хлеба и масла, то самые продукты, которые здесь даются, указывают на позднее земледельческое происхождение этой детали. Умилостивительные жертвы животным, охраняющим вход в Аид (типа Цербера и др.), нами рассматриваются в другой главе. Наконец, если дерево обвязывается ленточкой, то и здесь легко усмотреть остаток широко распространенных культовых действий. И если девушка совершает свои действия при возвращении, а не при вступлении в избушку, то и здесь можно усмотреть признаки позднего обращения.

Чтобы найти объяснение всем этим явлениям, мы должны будем обратиться к мифам и обрядам народов, стадиально стоящих на более ранней ступени. Там мы не найдем ни окропления, ни хлеба, ни масла, ни ленточек на деревьях. Зато здесь мы видим нечто другое, объясняющее многое в образе избушки: избушка, стоящая на грани двух миров, в обряде имеет форму животного, в мифе часто совсем нет никакой избушки, а есть только животное, или же избушка имеет ярко выраженные зооморфные черты. Это объяснит нам и "курьи ножки" и многие другие детали.
В американских охотничьих мифах можно видеть, что для того, чтобы попасть в избушку, надо знать имена ее частей. Там же избушка сохранила более ясные следы зооморфности, а иногда вместо избушки фигурирует животное. Вот как описывается постройка дома в североамериканском сказании. Герой спускается на землю с солнца. Он -- сын солнца. Он женится на земной женщине и строит дом. Передние и задние столбы в его доме -- мужчины. В тексте приводятся их довольно замысловатые имена (говоритель, хвастун и др.). Два передних столба непосредственно держат на себе продольные балки, которые представляют змею, в то время как задние столбы покрыты поперечной балкой, которая представляет змею или волка. Дверь этого дома висит на петлях сверху, и кто выбегает недостаточно быстро, того она убивает. "Когда он окончил дом, он устроил большой праздник и все столбы и балки стали живыми. Змеи начали шевелить языками, а люди, стоящие в доме сзади (т. е. столбы), говорили ему, когда входил злой человек. Змеи его сейчас же убивали" (Boas 1895, 166).

Чем важен этот материал, что он вскрывает в истории сложения нашей избушки? Здесь важны две особенности: первое, что части дома представляют собой животных, второе -- что части дома имеют свои имена.

Остановимся сперва на именах. Чтобы попасть в избушку, герой должен знать слово. Есть материалы, которые показывают, что он должен знать имя. Вспомним хотя бы сказку об Али-Бабе и 40 разбойниках, где также надо знать имя, чтобы двери отверзлись.

Эта магия слова оказывается более древней, чем магия жертвоприношения. Поэтому формула "стань к лесу задом", формула, отверзающая пришельцу двери, должна быть признана древнее, чем "дала коту маслица". Эта магия слов или имен с особой ясностью сохранилась в египетском заупокойном культе. "Магия была средством на пути умершего, которая отверзала ему двери потусторонних обителей и обеспечивала его загробное существование", -- говорит Тураев (Тураев 1920, 56). В 127-й главе "Книги мертвых" говорится: "Мы не пропустим тебя, -- говорят запоры этой двери, -- пока ты не скажешь нам нашего имени". "Я не пропущу тебя мимо себя, -- говорит левый устой двери, -- пока ты не скажешь мне моего имени". То же говорит правый устой. Умерший называет имена каждой части двери, причем они иногда довольно замысловаты. "Я не пропущу тебя через себя, -- говорит порог, -- пока ты не скажешь мне мое имя". "Я не открою тебе, -- говорит замок двери, -- пока ты не скажешь мне моего имени". То же говорят петли, косяки и пол. И в конце: "Ты знаешь меня, проходи". Мы видим, с какой подробностью перечисляются все части двери, так, чтобы не пропустить ни одной. Очевидно, этому обряду, обряду именования, т. е. открывания дверей, приписывалось особое значение.

Известно, что наряду с этим в земледельческом Египте уже широко фигурирует и жертвоприношение и окропление.
Все эти материалы показывают, что избушка на более ранних стадиях охраняет вход в царство мертвых, и что герой или произносит магическое слово, открывающее ему вход в иное царство, или приносит жертвоприношения.

Вторая сторона дела -- животная природа избушки. Чтобы понять ее, нужно несколько ближе присмотреться к обряду. Избушка, хатка или шалаш -- такая же постоянная черта обряда, как и лес. Эта избушка находилась в глубине леса, в глухом и секретном месте. Иногда она специально выстраивалась для этой цели, нередко это делали сами неофиты. Кроме расположения в лесу, можно отметить еще несколько типичных черт ее: она часто имеет вид животного. Особенно часто имеют животный вид двери. Далее, она обнесена забором. На этих заборах иногда выставлены черепа. И, наконец, иногда упоминается тропинка, ведущая к этой избе. Вот несколько высказываний: "Здесь молодежь во время обряда посвящения отправляется в хатку (hut) в лесу, где, как полагают, они общаются с духами" (Loeb 256). "Место, на котором находится хижина, окружено высокой и частой изгородью, внутри которой разрешается бывать только определенным лицам" (Parkinson 72). "В культе Кват на острове Банка на уединенном месте делается своего рода загон (enclosure) посредством забора из тростника, два конца которого нависают и образуют вход. Это называется пастью акулы. На острове Серам говорят, что неофит поглощается пастью". Там вход называется "пастью крокодила, и о посвящаемых говорят, что животное их разорвало" (Loeb 257, 261). "В стороне, в лесу, на расстоянии 100 метров от места пляски находилось собственно "pal na bata". Это -- единственное такое здание, которое я видел ...со всех сторон оно было окружено густыми зарослями, и сквозь них вилась узкая тропинка, такая узкая, что пробраться можно было только согнувшись" (Parldnson 606). Строение, о котором здесь идет речь, стояло на резных столбах. Вопросом о черепах специально занимался Фробениус, и здесь нет необходимости выписывать его материалы. Приведенные здесь случаи представляют собой не только описание дома, но и показывают одну из функций его. Здесь герою предстоит быть проглоченным, съеденным. Мы здесь не будем входить в толкование этого обряда -- оно будет дано в другом месте (см. ниже, гл. VII). Но и яга, как своим жилищем, так и словами, представляется людоедкой. "Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала, и ела людей, как цыплят" (Аф. 104). "Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо верей** Верея -- засов. у ворот -- ноги человечьи, вместо запоров -- руки, вместо замка -- рот с острыми зубами" (104). Что дверь избушки кусается, т. е. представляет собой рот или пасть, мы уже видели выше. Таким образом, мы видим, что этот тип избушки соответствует той хате, в которой производились обрезание и посвящение. Эта хата-зверь постепенно теряет свой звериный вид. Наибольшей сопротивляемостью обладают двери:

они дольше всего сохраняют вид пасти. "Дверь к комнате Кома-коа закрывалась и открывалась как пасть". Или, перед домом стоит орел: "Берегитесь! Всякий раз, когда орел раскроет свой клюв, быстро впрыгивайте по-одному!" Или: "Сперва придется тебе пройти мимо массы крыс, а потом мимо змей. Крысы захотят тебя разорвать, змеи будут грозить проглотить тебя. Если ты счастливо пройдешь мимо них, то дверь тебя укусит" (Boas 1895, 239, 253, 118). Это сильно напоминает нам увещевание тетушки в нашей сказке. Думается, что и птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения. Этим же объясняются животные, охраняющие вход в нее. Мы здесь имеем то же явление, которое наблюдается в процессе антропоморфизации бога-животных. То, что некогда играло роль самого бога, впоследствии становится его атрибутом (орел Зевса и т. д.). То же имеем и здесь: то, что некогда было самой хатой (животное), становится атрибутом хаты и дублирует ее, выносится к выходу.

В изложении данного мотива мы шли от нового (т. е. сказочного) материала к материалу переходного характера и закончили указанием на обряд. Заключение можно сделать в обратном порядке. Нельзя сказать, чтобы все здесь было уже ясно и окончательно и вполне выяснено. Но некоторые связи все же можно нащупать. Древнейшим субстратом можно признать устройство хаты животной формы при обряде инициации. В этом обряде посвящаемый как бы спускался в область смерти через эту хижину. Отсюда хижина имеет характер прохода в иное царство. В мифах уже теряется зооморфный характер хижины, но дверь, а в русской сказке столбы, сохраняют свой зооморфный вид. Данный обряд создан родовым строем и отражает охотничьи интересы и представления. С возникновением государства типа Египта никаких следов инициации уже нет. Есть дверь -- вход в иное царство, и эту дверь нужно уметь заклинать умершему. На этой стадии появляются окропление и жертвоприношение, также сохраненные сказкой. Лес -- первоначально непременное условие обряда -- также впоследствии переносится в иной мир. Сказка является последним звеном этого развития.



Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: Избушка бабы Яги или вход в другой мир

Сообщение Bindu » 04 янв 2008, 03:17

Друнвало Мельхиседек
Древняя тайна цветка жизни (том2)
Гл.12 –Мер-ка-ба, тело Света человека.

Способы найти тайный вход

По моему, в начале — в новом начале после Падения в конце времен Атлантиды — люди впервые стали проживать тот высокий уровень сознания, который был утрачен. Это случалось через переживание клинической смерти, поскольку подобное состояние хоть раз в жизни испытывал каждый. Когда кто-то умирает, он проходит через первую дверь и обнаруживает другие миры, другие интерпретации Реальности. В состоянии клинической смерти люди переживают другую реальность краткое время, потом что-то происходит и, вместо того чтобы умереть окончательно, они возвращаются в свое тело. Но память об этом опыте остается с ними навсегда. Люди, проходящие через переживание такого рода, полностью меняются, и, как правило, намерены сделать все возможное, чтобы выяснить, что с ними произошло. Они серьёзно задаются вопросом о другом аспекте жизни, который связан с высшими чакрами.

Вероятно, следующей группой людей, нашедших проход к высшему уровню, были те, кто принимал психоделические средства. Во все времена повсюду в мире психоделики использовались почти всеми религиозными культами, о которых я знаю. Психоделики — это не наркотики в обычном смысле. Они очень отличаются от наркотиков, дающих «кайф», таких как опиум, героин, крэк и подобные им вещества, которые действуют прямо противоположно психоделикам. Наркотики усиливают работу нижних чакр и дают вам приятные ощущения, но они делают нас пленниками нижних центров. Гурджиев считал, что самым вредным для духовного пути является кокаин, поскольку тот вызывает особого рода галлюцинации и усиливает чувство эго. Он уводит вас в направлении противоположном тому, которым идет духовность.

Психоделики оказывают совсем другое воздействие, и обычно не вызывают привыкания, как наркотики. Инки использовали кактус Сан Педро, смешанный с небольшим количеством листьев кока. (Листья кока коренным образом отличаются от кокаина.) Некоторые американские аборигены (индейцы) используют психоделик, называемый мескалин, который считается разрешенным, ибо является частью религии. На всех стенах в Египте, чуть ли не в 200 местах, можно найти изображение мухомора (Amanita muscaria), большого белого гриба с красными точками. В конце концов, была написана книга, целиком посвященная этой теме. («Священный гриб» Андриджа Пухарич —The Sacred Mushroom by Andrija Puharich.)

В Соединенных Штатах в 1960-е люди проходили через этот проход в высшие чакры с помощью ЛСД, особенно — ЛСД-25. Более двадцати миллионов американцев принимали ЛСД-25 и прорывались в высшие центры. Большинство из них были вне всякого контроля, без какого-либо ведения и подготовки. В древних культурах, перед тем как принимать такого рода психоделики, проводилась специальная подготовка, а большинство американцев в 60-е годы принимали их просто так, что вызывало множество несчастных случаев. Люди прорывались прямо к высшим чакрам. Чаще всего они достигали сердечную чакру и испытывали мощное ощущение расширения, при этом им казалось, что они становятся любовью и всем творением.

Вместе с тем они могли достигнуть и пятую чакру потоков звука, если начинали свой опыт с музыки. Не было ничего, чтобы могло бы остановить их. Музыка автоматически приводит вас в пятую чакру, и много раз именно так и происходило. Переживания пятой чакры значительно отличаются от переживаний сердечной чакры, точно так же, как сексуальная чакра отличается от чакры выживания.
Если бы, экспериментируя, человек прошел вверх достаточно далеко и достиг шестой чакры, то он обнаружил бы образы Сакральной геометрии, которые сотворили Вселенную. Индивидуум. вошедший в эту чакру, имел бы невероятные переживания геометрических образов, где все в жизни проявилось бы в геометрической форме.

Редкие люди могут найти путь в седьмую чакру, которая является духовной. На этом уровне человека заботит лишь одно: как найти способ соединиться с Богом, как установить связь с Богом напрямую. Это единственное устремление. Ничто другое не имеет значения.

Проблема с психоделиками заключается в том, что когда они перестают действовать, человека сносит обратно в нижние центры и в реальность третьего измерения. Полученный опыт навсегда изменяет людей, и как правило, они продолжают искать способ вернуться в высшие миры, но это происходит уже не посредством психоделиков.

Тем не менее эра психоделиков одно сделала наверняка — открыла проход или сделала полшага к сознанию Соединенных Штатов как страны. Она дала людям опыт, который показал, что высшие миры реально существуют. С тех пор миллионы американцев всю свою жизнь пытаются вернуться в те священные высшие места, и поступая так, они изменяют свою страну и весь мир.
Я Думаю, следующая ступень эволюции наступила для человечества одновременно с попытками постичь, как можно вернуться в высшее состояние сознания, но без наркотиков. У нас были гуру йоги, медитации и различные духовные практики, религии и опыты духовного поиска пути. В конце 60-х и в 70-е годы все наше внимание было устремлено на духовных учителей. Есть разного рода медитации и духовные пути, которые приведут вас в достаточно спокойное место, чтобы вы нашли вход и прошли через эту стен Ни один из способов не лучше другого; вопрос только в том, какоЁ из них будет работать для вас.

Со временем, когда вы будете существовать на уровне с четвертой по седьмую чакру и овладеете ими, вы подойдете к следующей стене, расположенной под углом 90 градусов относительно нижней стены. Углы, которые вам предстоит преодолеть, чтобы пройти через верхнюю стену, разные — и коварные. Но если вы сумеете найти свой путь через эту стену, то вы по-настоящему сможете выйти за пределы нашего мира третьего измерения и войти в следующий мир, куда однажды последует все живое на Земле. Вы умираете здесь, но рождаетесь где-то еще. Вы уходите отсюда и входите в новое место, дух вечен и существовал всегда. Мы скоро поговори об этом новом месте, это не значит, что вам нужно идти куда-то, на самом деле — это особое состояние существования.

В Египте неофитам после двадцати четырех лет подготовки давали соответствующие психоделики и помещали в саркофаг в Камере Фараона на три дня и две ночи (иногда требовался один дополнительный день). Первичной задачей было найти вход и войти в высший мир, а потом вернуться на Землю, чтобы помочь другим. Это становиться очевидным почти для каждого, кто достигает высших уровней. Когда вы возвращаетесь на Землю, вам остаётся только одно: служить всей жизни, потому что благодаря этому опыту, вам становиться ясно, что вы и есть вся жизнь.

В итоге большинство устремлённых во всём мире отыскивают путь отличный от опыта клинической смерти или наркотиков. Он происходит из самой природы, это путь, который заключен в них самих, даже до их рождения. Ищут всегда одно и тоже. Неважна, какая это религия или духовное течение, неважна, какая техника или форма медитации, неважно какие слова используются для описания переживаний, но именно проход. первый или второй, всегда будет в центре наших поисков.

Аватара пользователя
Биджа
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 12 янв 2008, 21:12

Re: Избушка бабы Яги или вход в другой мир

Сообщение Биджа » 06 янв 2014, 00:15

Учение древних толтеков, которое описал в своих книгах Кастанеда, говорит о стене тумана, которая разъединяет наш мир и мир магов. Эта стена тумана вращается. Чтобы попасть в тот другой мир, ее вращение нужно остановить.
Не наша ли это избушка Бабы Яги?!

Tara
Модератор
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Избушка бабы Яги или вход в другой мир

Сообщение Tara » 08 янв 2014, 23:45

Так и есть, избушка более ясный образ, чем какая-то стена тумана :)

Изображение


Вернуться в «4. Долина единства»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей