Истина одна, путей много

Единство Религий. Здесь приветствуются все параллели цитат из различных священных текстов разных народов. Всем правит воля, знание и действие Бога. Три силы, которые стоят за любым явлением. Подняться с уровня ограниченности к уровню абсолютного. На все смотреть оком единосущия и видеть яркие лучи божественного солнца, сияющие на все творения. Миновав Долину познания, последнюю из долин ограничения, путник вступает в ДОЛИНУ ЕДИНЕНИЯ и пьет из чаши Совершенной Истины и созерцает Проявления Единого. Он пронизывает завесы множественности, покидает плотские миры и достигает небес единственности. Божьим слухом он слышит, Божьим оком постигает он таинства Божественного творения.
Prana
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 07 янв 2008, 01:38
Контактная информация:

Истина одна, путей много

Сообщение Prana » 05 мар 2008, 23:16

Мы предприняли смиренную попытку собрать из сотен источников простое, краткое резюме основных духовных путей всего мира. При этом мы полностью отдаем себе отчет в том, что преимущество такого резюме, его краткость, — это также и его слабая сторона. Ради краткости мы сознательно обошли стороной многие сложные и тонкие различия между духовными течениями и важные исключения в сходствах. И все же мы считаем, что наша работа может представлять определенный интерес, поскольку, хотя есть сотни книг, в которых учения отдельных религий излагаются на глубоком уровне, нам еще не попадалось ни одной книги с их непредвзятым сравнительным обобщением. Мы надеемся, что наш обзор хотя бы отчасти восполнит этот пробел.
Выбирая лишь несколько из главных верований каждой религии, мы стремились показать, в чем они сходны с индуизмом и чем отличаются от него. Возможно, прочтя этот раздел как-нибудь на досуге, вы сможете получить представление о фундаментальных истинах основных религий, исповедуемых сегодня на нашей планете, и найти свое место в ее духовном космосе.

Индуизм
ОСНОВАН: Индуизм, древнейшая религия мира, не имеет начала. Он существовал до начала письменной истории.
ОСНОВАТЕЛЬ: Индуизм не имеет основателя-человека.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Веды, Агамы и др.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 1 млрд. чел., в основном в Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Бутане, Непале, Малайзии, Индонезии, на островах Индийского Океана, а также в Африке, Европе и обеих Америках.
ШКОЛЫ: Существуют четыре основные деноминации: шиваизм (шайвизм), шактизм, вишнуизм (вайшна-визм) и смартизм.

СИНОПСИС.
Индуизм — религия широкая и глубокая. Он поклоняется одной Верховной Реальности (известной под разными именами) и утверждает, что все души в конце концов осознают Истину. Индуизм не признает вечного ада и проклятия. Он приемлет все подлинно духовные пути — от чистого монизма («Существует только Бог») до теистического дуализма («Когда же познаю я Его милость?»). Каждая душа свободна искать свой собственный путь, будь то путь преданности, аскезы, медитации (йоги) или бескорыстного служения. Упор делается на храмовое богослужение, писания и традицию гуру-и-ученика. Динамичными практиками являются праздники, паломничества, воспевание святых гимнов и домашнее богослужение. Для индуистского пути характерны любовь, ненасилие и праведная жизнь. Индуисты считают, что каждая душа реинкарнирует (перерождается) до тех пор, пока все кармы не растворяются и не достигается Богореализация. Величественные святые храмы, мирное благочестие индуистского дома, тонкая мета-физика и наука йоги — все это играет важную роль во всех индуистских сектах. Индуизм — религия мистическая, ведущая верующего к личному переживанию внутренней Истины и, в конце концов, — к вершинам сознания, где человек и Бог суть одно.

ЦЕЛИ ЧЕТЫРЕХ ГЛАВНЫХ ИНДУИСТСКИХ ШКОЛ
ШИВАИЗМ: Главной целью последователя шиваизма является осознание своей тождественности с Шивой — в совершенном союзе и неразличимости. Это состояние называется нирвикальпа-самадхи, Само-реализация, и может быть достигнуто в этой жизни. При этом обеспечивается мокша, вечное освобождение от циклов рождения и смерти. Промежуточной целью является савикальпа-самадхи, реализация Саччидананды, опыта единства с сверхсознанием, в котором познаются совершенная Истина, Знание и Блаженство. Каждой душе в конце концов уготована вишваграса, полное растворение в Боге Шиве.
ШАКТИЗМ: Главной целью последователей шактизма является мокша, определяемая как полное отождествление с Богом Шивой. Промежуточная цель для шактов — хорошо и бескорыстно работать, чтобы после смерти можно было попасть в небесные миры, а потом получить новое хорошее рождение на земле, так как рай — всего лишь переходное состояние. Для шактов Бог — одновременно бесформенный Абсолют (Шива) и проявленное Божественное (Шакти); Шакти поклоняются в образах Парвати, Дурги, Кали, Амман, Раджараджешвари и т. д. Особенное внимание уделяется женственному Проявлению Бога, посредством которого в конечном итоге достигается мужское Непроявленное.
ВИШНУИЗМ: Главной целью последователей вишнуизма является видеха-мукти, освобождение — достижимое только после смерти, — когда малое «я» реализует союз с Богом Вишну в качестве Его частицы, сохраняя при этом свою чистую индивидуальную личность. Господь Вишну — всепроникающее сознание — является душой вселенной, отличной от мира и от джив, «воплощенных душ», которые составляют Его тело. Его трансцендентное Существо — это небесная форма, пребывающая в Вайкунтхе, обители всех вечных ценностей и совершенств, где душа присоединяется к Нему по достижении мукти, освобождения. Промежуточная цель — переживание милости Бога — может быть достигнута еще в воплощении посредством обретения прибежища в безграничной любви Вишну. Благодаря любви к Вишну, служению Ему и медитации на Нем и Его инкарнациях, наш духовный голод растет и мы ощущаем Его милость, затопляющую все наше существо.
СМАРТИЗМ: Главной целью смартов является мокша, осознание себя как Брахмана, Абсолютной и единственной Реальности, и освобождение от сансары, циклов рождения и смерти. Для этого необходимо преодолеть состояние авидьи, или неведения, из-за которого мир кажется реальным. Все иллюзии исчезают для реализовавшего существа, дживанмукты, даже живущего в физическом теле. При смерти его внутренние и внешние тела гасятся. Остается только Брахман.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ:
ШИВАИЗМ: Путь шиваитов делится на четыре последовательные стадии веры и практики, которые называются чарья, крия, йога и джняна. Душа эволюционирует благодаря карме и реинкарнации от инстинктивно-интеллектуальной сферы к добродетельной и нравственной жизни, затем к храмовому богослужению и преданности Богу, после чего следует внутреннее богослужение, или йога с ее медитативными дисциплинами. Союз с Богом Шивой приходит благодаря милости садгуру; душа достигает зрелости в состоянии джняны, или мудрости. В шиваизме ценится как преданность, так и йога, как бхактистские, так и созерцательные садханы.
ШАКТИЗМ: Духовные практики шактизма подобны шиваитским, но такты придают большее значение, чем Бытию, — Энергии Бога, мантрам и янтрам, а также стремятся охватывать кажущиеся противоположности: мужское — женское, абсолютное — относительное, удовольствие — боль, причина — следствие, ум — тело. Некоторые секты шактизма совершают тантрические ритуалы «левой руки», сознательно используя мир форм, чтобы трансмутировать и в конце концов трансцендировать этот мир. Подход «левой руки» несколько оккультен по природе; он считается путем немногих избранных. Путь «правой руки» по природе более консервативен.
ВИШНУИЗМ: Большинство вишнуитов считают, что религия — это выполнение бхактистских садхан и что человек может общаться и получать милость Бога Вишну, который проявляется через храмовое божество, или мурти. Путь карма-йоги и джняна-йоги ведет к бхакти-йоге. К высочайшим практикам все вишнуиты относят воспевание святых имен аватаров, инкарнаций Вишну, таких, как Рама и Кришна. Полностью вверив себя Господу Вишну (состояние прапатти), можно достичь освобождения от сансары.
СМАРТИЗМ: Большинство смартов, или либеральных индуистов, считают, что мокша достигается только посредством джняны и йоги (определяемой как путь интеллектуальный и медитативный, но не связанный с кундалини). Последовательными стадиями джняна-йоги являются изучение писаний (шравана), размышление (манана) и непрерывная медитация (дхьяна). Под руководством реализовавшего истину гуру и признав нереальность мира, посвященный медитирует на себе как Брахмане, чтобы прорваться сквозь иллюзию майи. Приверженцы смартизма могут также выбирать из трех других, параллельных путей и культивировать преданность, накапливать хорошую карму и очищать ум. Это бхакти-йога, карма-йога и раджа-йога, которые, как учат некоторые смарты, также могут принести просветление.

ВЕРОВАНИЯ ИНДУИЗМА
1. Я верю в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитаю Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны — слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной Религии, которая не имеет ни начала, ни конца.
2. Я верю в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и непроявленной Реальностью.
3. Я верю в то, что вселенная претерпевает бесконечные циклы сотворения, сохранения и растворения.
4. Я верю в карму, закон причины и следствия, согласно которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.
5. Я верю в то, что душа перевоплощается, развиваясь в ходе многих перерож-
дений до тех пор, пока все кармы не растворятся и не будет достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.
6. Я верю в то, что в невидимых мирах живут божественные существа, и в то, что храмовое поклонение, ритуалы, таинства, а также личная преданность создают союз с этими дэвами и Богом.
7. Я верю в то, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, необходим для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, так же как необходимы личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничества, стремление к самопознанию и медитация.
8. Я верю в то, что всякая жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и поэтому практикую ахимсу, непричинение вреда.
9. Я верю в то, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению или лучше, чем все остальные, но все истинно религиозные пути суть грани Чистой Любви и Света Бога, заслуживающие терпимости и понимания.


Буддизм
ОСНОВАН: Примерно 2500 лет назад в Индии.
ОСНОВАТЕЛЬ: Гаутама Сиддхартха, он же Шакья Муни или Будда («Просветленный»).
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Трипитака» (санскр.), или «Типитака» (пали), — обширнейшее собрание самых различных по характеру и содержанию текстов, из которых особенно знаменита «Дхаммапада».
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Более 300 млн. чел.
ШКОЛЫ: Сегодня буддизм подразделяется на три основные ветви: тхеравада, или хинаяна (Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Камбоджа), махаяна (Китай, Япония, Вьетнам, Корея) и ваджраяна (Тибет, Монголия и Япония).

СИНОПСИС
Целью жизни является нирвана. Учение Будды обобщается в Четырех Благородных Истинах (чатвари арья сатьяни):
1. ИСТИНА О СТРАДАНИИ: Страдание, духкха, есть центральный факт жизни. Рождение — это страдание, старение — это страдание, болезнь — это страдание, смерть — это страдание. Общение с тем, чего мы не любим, — это страдание, разлучение с тем, что мы любим, — это страдание, неполучение того, чего мы желаем, — это страдание.
2. ИСТИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАДАНИЯ: Причиной страданий является желание или стремление к чувственным удовольствиям, к существованию и опыту, к мирским благам и силе. Это стремление привязывает вас к колесу перерождения (сансаре).
3. ИСТИНА О ПРЕКРАЩЕНИИ СТРАДАНИЯ: Страдание можно прекратить, если полностью отказаться от желаний.
4. ИСТИНА О ПУТИ К ПРЕКРАЩЕНИЮ СТРАДАНИЯ: Для прекращения страдания необходим Благородный Восьмеричный Путь (арья аштанга марга): правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия и правильная медитация.

ЦЕЛИ БУДДИЗМА
Главной целью последователей буддизма является нирвана, определяемая как конец изменений. Нирвана буквально означает «угасание»; ее обретение подобно задуванию свечи. Традиция тхеравады описывает это неописуемое как «мир и покой». Традиции махаяны и ваджраяны понимают нирвану как «ни существование, ни несуществование», «пустоту и неизменную сущность Будды» и «предельную реальность». Нирвана — синоним освобождения от оков желания, эго, страдания и перерождений. Будда никогда не давал определения нирваны, за исключением слов «это — нерожденное, безначальное, несотворенное, несоставное», и она лежит за пределами чувственного опыта. Нирвана — состояние не уничтожения, но мира и реальности. Как и в джайнизме, в буддизме нет понятия Бога-Творца, а следовательно, и союза с Ним.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Буддизм ведет своих последователей через последовательные стадии дхьяны, самапатти и самадхи. Дхьяна — это медитация, которая ведет к нравственному и интеллектуальному очищению и непривязанности и, наконец, к чистому сознанию. Самапатти, или дальнейшие дхьяны, ведут через постепенное отключение физической, ментальной и эмоциональной активности к состоянию совершенного одиночества, где нет ни восприятия, ни невосприятия. Это, в свою очередь, приводит к самадхи, сверхъестест-венному сознанию, и, наконец, ко входу в неописуемую нирвану. Многие буддисты понимают конечную цель как блаженный рай, где можно наслаждаться вечностью вместе с бодхисаттвами. Махаяна придает меньшее значение монашеству, чем тхеравада, и отличается от последней также верой в то, что человек может полагаться в своем спасении на помощь других, реализованных существ. Ваджраяна, также называемая тантрическим буддизмом или мантраяной, придает большое значение тантрическим ритуалам и практикам йоги под руководством гуру. Признание сверхъестественного и вовлеченность в него выделяет ваджраяну из других буддийских школ.

ВЕРОВАНИЯ БУДДИЗМА
1. Я верю, что Абсолют совершенно транецендентен и может быть описан как
шунья, состояние пустоты или небытия.
2. Я верю в Четыре Благородные Истины, гласящие о том, что: 1) страдание есть суть бытия, 2) желание есть причина страдания, 3) страдание можно прекратить, уничтожив желание, 4) чтобы прекратить желание, необходимо следовать Восьмеричному Пути.
3. Я верю в Благородный Восьмеричный Путь, состоящий из правильного понимания, правильного стремления, правильной мысли, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильных усилий и правильной медитации.
4. Я верю, что цель жизни — это прекращение страдания путем уничтожения индивидуального существования и погружения в нирвану, Реальность.
5. Я верю в Срединный Путь — умеренную жизнь без впадания в крайности роскоши и аскетизма.
6. Я верю в величие самоотверженной любви и сострадания ко всем живым тварям и в то, что такое сострадание есть заслуга, превосходящая подношения богам.
7. Я верю в святость Будды и в священные писания буддизма, «Трипитаку» («Три Корзины Мудрости»).
8. Я верю, что истинная природа человека есть божественность и вечность, а его индивидуальность, как и все формы, подвержена переменам и, следовательно, преходяща. При достижении освобождения она растворяется в нирване.


Джайнизм
ОСНОВАН: Примерно 2500 лет назад в Индии.
ОСНОВАТЕЛЬ: Натапутта Вардхамана, он же Махавира («Великий Герой»).
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Джайнские Агамы и Сиддханты.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 6 млн. чел., почти исключительно в центральной и южной Индии, особенно в Бомбее.
ШКОЛЫ: Последователи школы дигамбара («одетые небом») считают, что святой не должен иметь ничего, даже одежды, и поэтому носят только набедренную повязку. Они верят, что спасение при этой жизни для женщин невозможно. Школа шветамбара («одетые в белое») не соглашается с этими пунктами вероучения.

СИНОПСИС
Джайнизм стремится к реализации высочайшего совершенства человека, который в своей изначальной чистоте свободен от всякого страдания и от оков рождения и смерти. Слово джайн происходит от санскритского джина, «победитель», и подразумевает победу над оковами, которые налагает на нас феноменальный мир. Джайнизм не считает необходимым признавать существование Бога или любых существ, более высоких, чем совершенный человек. Души не имеют начала и конца, и они вечно индивидуальны. Души делятся на три большие категории: еще не развитые, находящиеся в процессе развития и освобожденные, свободные от перерождений. Джайнизму свойствен сильный монашеско-аскетический уклон, даже для домохозяев. Его верховным идеалом является ахимса, равная любовь и почтение ко всякой жизни. Джайнские Агамы учат почтению ко всем формам жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства, аскетизма, ненасилия даже для самозащиты и неучастию в войнах. Джайнизм — это прежде всего религия любви и сострадания.

ЦЕЛИ ДЖАЙНИЗМА
Главная цель джайна — это стать Параматманом, совершенной душой. Такое состояние достигается, когда все слои кармы, которая понимается как субстанция, удалены и душа может подняться к сводам вселенной, из тьмы к свету, где, по ту сторону от богов и потоков трансмиграции, душа будет пребывать вечно в уединенном блаженстве мокши. Мокша в джайнизме определяется как освобождение, само-единство и интегрированность, чистое одиночество и бесконечный покой, свобода от действий и желаний, свобода от кармы и перерождений. Мокша достижима в этом мире во время смерти. Когда она дос-тигается, человек осуществляет свое предназначение как человекобог. Для джайнов не существует Бога-Творца и, соответственно, соединения с Ним. Природа души есть чистое сознание, энергия, блаженство и всеведение.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Душа проходит через различные стадии духовного развития, называемые гунастханами. Суть этих стадий — в последовательном проявлении врожденных способностей, связанных со знанием и силой, в сочетании со снижением греховности и возрастанием чистоты. Души получают лучшие рождения в соответствии с количеством личной кармы, которую они смогли удалить за время предыдущей жизни. Между рождениями души пребывают в одном из семи адов, шестнадцати небес или четырнадцати небесных миров. Освобожденные души обитают у вершины вселенной. Все джайны принимают пять обетов, но только монахи придерживаются целибата и бедности. Джайнизм придает огромное значение ахимсе, аскетизму, йоге и монашеству как средствам достижения высших целей религии. Храмовые пуджи выполняются в честь двадцати четырех тиртханкаров, или духовных наставников, в буквальном переводе — «нашедших брод», тех, кто помогает другим перебраться через океан сансары.

ВЕРОВАНИЯ ДЖАЙНИЗМА
1. Я верю в духовную линию 24 тиртханкаров («нашедших брод»), из которых мудрец-аскет Махавира был последним, и в то, что их следует почитать превыше всего остального.
2. Я верю в святость всей жизни, в то, что надлежит прекратить причинять вред всем одушевленным существам, малым и большим, и в то, что даже непреднамеренное убийство создает карму.
3. Я верю в то, что Бог не является ни Творцом, ни Отцом, ни Другом. Все это ограниченные человеческие понятия. О Нем можно сказать лишь одно: Он есть.
4. Я верю в то, что душа каждого человека вечна и индивидуальна и что каждый должен победить сам себя своими собственными усилиями и подчинить мирское небесному, чтобы достичь мокши, или освобождения.
5. Я верю в то, что победы над собой можно достичь только аскетической дисциплиной и строгим религиозным послушанием и что неаскеты и женщины получат свое спасение не в этой, а в другой жизни.
6. Я верю в закон, управляющий последовательностью событий в жизни, в закон кармы, согласно которому наши деяния, как хорошие, так и плохие,
связывают нас, и в то, что карма может быть преодолена только очищением, покаянием и аскетизмом.
7. Я верю в джайнские Агамы и Сиддханты как в священные писания, которые руководят нравственной и духовной жизнью человека.
8. Я верю в Три Драгоценности: правильное знание, правильную веру и правильное поведение.
9. Я верю в то, что конечной целью мокши является вечное освобождение из сансары, «колеса рождений и смертей», и сопутствующее достижение Высшего Знания.


Сикхизм
ОСНОВАН: Около 500 лет назад в северной Индии (нынешний Пакистан). ОСНОВАТЕЛЬ: Гуру Нанак.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Ади-Грантх», почитаемый в качестве нынешнего гуру (учителя) веры.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 9 млн. чел., в основном в индийском штате Пенджаб.
ШКОЛЫ: Хальса, рамрайяс (Уттар-Прадеш) и две группы, которые имеют живых гуру, — мандхари и ниранкари.

СИНОПСИС
Мусульманские вторжения в Индию начались около 1200 лет назад. После долгой борьбы ислама с религией и культурой индуизма некоторые лидеры начали думать о примирении двух вер и искать путь, который бы охватывал их обе. Сикхизм (от сикка, что означает «ученик») объединил индуистское бхакти и суфийский мистицизм наиболее успешным образом. Сикхизм начинался как мирная религия и смиренно терпел преследования со стороны мусульман, но при десятом гуру, Гобинде Сингхе, необходимость самосохранения и защиты веры от гонений вынудила сикхов занять жесткую воинственную позицию. Сикхизм придает особое значение преданности, крепкой вере в гуру, повторению имени (нам) Бога как средствам спасения, противостоит поклонению идолам, провозглашает братство всех людей и отвергает кастовые различия (хотя некоторые кастовые отношения остались и по сей день). В главной традиции сикхизма не было больше других гуру после Гуру Гобинда Сингха, который завещал последователям чтить учения десяти гуру, воплощенные в священном писании, «Ади-Грантхе».

ЦЕЛИ СИКХИЗМА
Цель последователей сикхизма заключается в мокше, понимаемой как освобождение и союз с Богом, который описывается как союз влюбленных и приводит к самотрансцендированию, преодолению эгоизма и дарует блаженство, или ананду. Сикх поглощен Богом, он растворяется, отождествляет себя с Ним. Это — осуществление индивидуальности, в которой человек, свободный от ограничений, становится сопространным, сопричастным и соприсущим Богу. В сикхизме мокша означает вхождение в Божественную любовь. Человек не есть Бог, но находит осуществление в едином с Ним мистическом сознании. Бог — это личностный Господь и Творец.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
В сикхизме к цели, мокше, ведет путь джапы и пения гимнов. Посредством воспевания Святых Имен (сатнама) душа очищается от всякой скверны, побеждает эго и успокаивает блуждающий ум. Это приводит к сверхсознательному покою. Из этого состояния сикх входит в божественный свет и достигает божественного блаженства. После того как эта высшая цель достигнута, преданный должен направить свое осознание на благо других. Высшая реализация возможна только благодаря милости Бога, а она дается только тому, кто следует за садгуру (а в наше время — за сантом, или святым, поскольку живых гуру больше нет) и повторяет святые имена Господа, руководствуясь «Ади-Грантхом», священным писанием и единственным хранителем духовной истины. У сикхов нет поклонения образам Божества или божественным символам.

ВЕРОВАНИЯ СИКХИЗМА
1. Я верю в Бога как в Верховного Владыку, всемогущего, бессмертного и обладающего личностью Творца, существо за пределами времени, которого называют Сат Нам («Тот, чье имя — Истина»).
2. Я верю в то, что человек духовно растет, если живет праведно, служит беззаветно и повторяет Святое Имя и молитву Гуру Нанака, «Джапджи».
3. Я верю в то, что спасение заключается в понимании божественной Истины, и в то, что самый надеж-ный путь для человека — это вера, любовь, чистота и преданность.
4. Я верю в то, что «Ади-Грантх» есть писание, обладающее высшим этическим авторитетом как Божье откровение.
5. Я верю в то, что гуру необходим для познания Бога как руководитель, который, сам поглощенный любовью к Абсолюту, способен пробудить душу к ее истинной, божественной природе.
6. Я верю в линию из десяти гуру, чьи имена: Гуру Нанак, Гуру Ангад, Гуру Амардас, Гуру Рам Дас, Гуру Арджун, Гуру Хар Говинд; Гуру Хар Рай, Гуру Хар Кришнан, Гуру Тегх Бахадур и Гобинд Сингх. Все они — мои учителя.
7. Я верю в то, что мир есть майя, тщетная и преходящая иллюзия; только Бог
истинен, поскольку все остальное проходит.
8. Я верю в силу принятия фамилии «Сингх», что переводится как «лев» и означает смелость, и в пять символов: 1) белая одежда (чистота), 2) меч (храбрость), 3) железный браслет (нравственность), 4) не-подстриженные волосы и борода (отречение) и 5) гребень (чистоплотность).
9. Я верю в естественный путь и отвергаю пост, вегетарианство, паломничества, касты, поклонение идо-лам, целибат и аскетизм.


Даосизм
ОСНОВАН: Около 2500 лет назад в Китае. ОСНОВАТЕЛЬ: Лао-цзы.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Дао дэ цзин», или «Книга о пути и добродетели» Лао-цзы (относится к числу самых коротких священных писаний и содержит всего 5000 слов). Также высоко почитаются книги Чжуан-цзы. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: около 50 млн. чел., главным образом в Китае и других странах Азии.
ШКОЛЫ: Даосизм — мощная мистическая традиция, породившая много интерпретаций и, соответственно, школ.

СИНОПСИС
Дао, или Путь, никогда не описывается словами; ищущему предоставляется самому открыть для себя, что это такое. Сам Лао-цзы писал: «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао». Даосизм интересуется духовным уровнем человеческого бытия, и в «Дао дэ цзине» пробужденный человек уподобляется бамбуку: прямому, простому и полезному снаружи — и пустому внутри. Сияющая пустота есть дух Дао, но никакими словами невозможно передать его спонтанности, его вечной новизны. Последователи этой веры учатся видеть Дао повсюду, во всех существах и во всех вещах. Даосские святилища — это обиталища божественных существ, которые руководят религией, благословляют и защищают тех, кто им поклоняется. Уникальной даосской концепцией является увэй, недеяние. Это означает не отсутствие действий, а, скорее, невыхождение за пределы спонтанного действия, точно соответствующего нуждам по мере их естественного проявления. Недеяние означает не искать убежища в рас-считанных действиях и не превышать в действиях того минимума, который нужен для получения результата. Если мы будем пребывать в неподвижности и слушать внутренние подсказки Дао, то мы начнем действовать без усилий, эффективно, практически не раздумывая о задаче. Мы станем самими собой, как мы есть.

ЦЕЛИ ДАОСИЗМА
Главную цель последователей даосизма можно описать как мистическое интуитивное прозрение Дао, Пути, Первичного Смысла, Нераздельного Единства, Предельной Реальности. Одновременно имманентное и трансцендентное, Дао является естественным путем всех существ, безымянным началом неба и земли и матерью всех вещей. Все вещи зависят от Дао, все вещи возвращаются в него. Но оно остается сокрытым, передавая свою силу и совершенство всем вещам. Тот, кто осознал Дао, тем самым сквозь все слои сознания пришел к чистому сознанию и может видеть внутреннюю истину всего. Только тот, кто свободен от желания, может приблизиться к Дао и после этого жить жизнью «бездеятельной деятельности». В даосизме нет личностного Бога, а потому и нет союза с Ним. Существуют три мира, населенные существами, и поклонение является частью пути даосизма.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Тот, кто следует Дао, следует естественному порядку вещей, не стремясь улучшать природу или учить других добродетели. Даосы соблюдают принцип увэй, недеяния, как вода, которая без усилия ищет и находит свой правильный уровень. Этот путь включает очищение себя посредством усмирения аппетитов и эмоций, медитацию, управление дыханием и другие внутренние дисциплины, обычно под руководством учителя. Главной практикой является доброта и естественность и непривязанность к Десяти Тысячам Вещей мира.

ВЕРОВАНИЯ ДАОСИЗМА
1. Я верю в то, что Вечное можно понять как Дао, или «Путь», что означает нравственный и физический порядок во вселенной, путь добродетели, которому следует само Небо, и Абсолют — и все же это понятие так огромно, что «Дао, которое можно описать, не может быть Вечным Дао».
2. Я верю в величие не имеющих себе равных мудрецов: Лао-цзы и его ученика Чжуан-цзы.
3. Я верю во вдохновенность и авторитетность «Дао дэ цзина» и в святость писаний Чжуан-цзы.
4. Я верю в то, что человек приближается к Вечному, когда соблюдает смирение, простоту, уступчивость, безмятежность и действует без усилия.
5. Я верю в то, что цель и путь жизни — это, в сущности, одно и то же, и в то, что Дао могут познать только возвышенные существа, реализовавшие его в самих себе; размышления о Запредельном бесполезны.
6. Я верю в то, что всеведущее и безличное Верховное Начало неумолимо и выше забот о людских горестях, но существуют божества — от высоких богов, продолжительность жизни которых исчисляется зонами, до духов природы и демонов.
7. Я верю в то, что все действия порождают противодействия, поэтому мудрый должен искать недеяния в деянии.
8. Я верю в то, что человек есть одна из десяти тысяч вещей проявленного мира; он конечен и преходящ; лишь Дао существует вечно.
9. Я верю в единство всего мироздания, в духовность материального и в братство всех людей.


Конфуцианство
ОСНОВАНО: Около 2500 лет назад в Китае.
ОСНОВАТЕЛЬ: Верховный Мудрец Кун-цзы (Конфуций). Вторым Мудрецом считается его ученик Мэн-цзы.
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Суждения и беседы», «Учение о середине», «Великое Учение» и «Мэн-цзы».
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 350 млн. чел., в основном в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме.
ШКОЛЫ: В конфуцианстве нет формальных школ. Его последователи свободны исповедовать другие религии и при этом оставаться конфуцианцами.

СИНОПСИС
Конфуцианство вот уже 25 столетий является доминирующей философской системой в Китае и движущей силой почти каждого аспекта китайской жизни. Конфуций и его последователи странствовали по феодальным княжествам Китая и убеждали правителей осуществить их социальные реформы. Они не предлагали подробно разработанной программы, но говорили о «Пути», или «Единой Нити», о жэнь («человечности»), которые проходят через все учения Конфуция. Они побуждали людей стремиться к совершенной добродетели, праведности (и) и улучшению своего характера. Они проповедовали о важности гармонии в семье, порядка в государстве и мира в Поднебесной, и считали эти условия взаимозависимыми. Особое значение придавалось кодексу поведения, самовоспитания и пристойности — в целях достижения порядка в обществе и государстве. Упор делался больше на человеческий долг и идеал «истинного человека», чем на божественную или надмирскую Реальность. Тем не менее Конфуций постился, поклонялся предкам, посещал жертвоприношения и старался жить в гармонии с Небом. Конфуцианство в Китае переживает в настоящее время возрождение.

ЦЕЛИ КОНФУЦИАНСТВА
Главная цель последователей конфуцианства — создавать истинное благородство в людях посредством правильного образования и воспитания всех добродетелей. Эта цель описывается также как возвращение на путь предков.
Классические книги изучают, чтобы открыть древний путь добродетели. Духовное благородство доступно всем людям; это чисто нравственное достижение. Конфуций принимал идею Дао, но большее значение придавал возвращению к идеализированной древней эпохе и культивированию «истинного» или «превосходного» человека, был скорее прагматиком, чем мистиком. Величайшей добродетелью истинного человека была благожелательность и любовь. Другие великие добродетели — это чувство долга, мудрость, правдивость и благопристойность. Спасение в конфуцианстве видится как осознание и реализация естественной доброты человека, и оно даруется небом через образование. Истинный человек всегда знает правду и следует своему знанию.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Кроме добродетели, есть пять обязанностей, которые предлагают последователю конфуцианства средства для прогрессирования. Это обязанности по отношению к его правителю, к отцу, к жене, к старшему брату и к другу. В конфуцианстве почитают предков, и считается, что их дух переживает смерть. Что касается Божества, то Конфуций сам был агностиком, предпочитал говорить об этике этой жизни, чем о духовной жизни за пределами земного опыта, и стремился вести умы не к будущему, а к настоящему и прошлому.

ВЕРОВАНИЯ КОНФУЦИАНСТВА
1. Я верю в присутствие Верховного Правителя во всех вещах и в Небо как Этический Принцип, чей закон есть порядок, безличное, но все же интересующееся человечеством.
2. Я верю, что назначение жизни — в том, чтобы вести упорядоченное и почтительное существование в соответствии с ли, пристойностью или добродетелью, с тем чтобы стать Высшим Человеком.
3. Я верю в «Золотое Правило»: «Никогда не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой».
4. Я верю в то, что Конфуций, Первый Мудрец Китая, является Мастером Жизни, в чьих учениях воплощено глубочайшее понимание земли и Неба, и что Мэн-цзы является Вторым Мудрецом Китая.
5. Я верю в книги Конфуция как в истинное писание.
6. Я верю в то, что каждый человек имеет пять обязанностей: по отношению к своему правителю, к своему отцу, к своей жене, к своему старшему брату и к своему другу, причем главными являются семейные обязанности.
7. Я верю в то, что человек по природе добр, а зло есть неестественное явление, происходящее от отсутствия гармонии.
8. Я верю в то, что человек — хозяин своей жизни и судьбы и свободен вести себя так, как хочет, и в то, что следует культивировать в себе качества доброжелательности, праведности, благопристойности, мудрости и искренности.
9. Я верю в то, что семья — самый важный человеческий институт, и в то, что религия должна поддерживать семью и государство.


Синтоизм
ОСНОВАН: Примерно 2500—3000 лет назад.
ОСНОВАТЕЛЬ: Каждая из 13 древних школ имеет своего основателя. ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Кодзики» («Записи о делах древности»), «Нихонги» («Анналы Японии») и «Манъесю» («Собрание десяти ты-сяч листьев») являются основными трудами, но они не считаются богооткровенными писаниями.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 30 млн. чел., в основном в Японии. Большинство из них одновременно является буддистами.

СИНОПСИС
В синтоизме имеется два основных слоя. Один из них — это тринадцать древних сект, очень похожих между собой. Второй слой известен как Государственное Синто, является позднейшим синтезом этих сект и находит свое высшее выражение в поклонении Императору и в лояльности к Государству и семье. Синто, или «Путь духов» (от слов китайского происхождения син — «дух» и то — «путь»), местными японскими словами передается как каминомити. Ками — это множество богов или природных духов. Синтоистских святилищ очень много — в Японии более 100 тысяч. В святилищах не поклоняются образам: считается, что сами ками присутствуют там. На алтарь ежедневно приносятся свежая еда, вода, благовония и т. д. Синтоизму присуща вера в святость всей вселенной и в то, что человек может быть в гармонии с этой святостью. Особое значение придается правдивости и очищению, посредством которых человек может удалить «пыль», которая скрывает его исконно божественную природу, и благодаря этому получить руководство и благословение от ками. Пылкая любовь синтоистов к родине проявляется в беспрецедентной верности и преданности всего японского народа своим государственным институтам.

ЦЕЛИ СИНТОИЗМА
Главная цель последователей синтоизма — достижение бессмертия среди духов предков, ками. Ками понимается синтоистами как сверхъестественная, святая сила, живущая в мире Духа или связанная с ним. Все живое обладает природой ками. Человеческая природа — высшая, потому что у человека больше всего природы ками. Спасение — это жизнь в мире Духа вместе с божественными существами, ками.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Спасение в синтоизме достигается посредством соблюдения табу и избегания лиц и объектов, которые могут загрязнить. Возносятся молитвы и совершаются приношения в храмы богов и богинь, которых, как считается, во вселенной восемь миллионов. У человека нет Всевышнего Бога, которому он должен повиноваться; ему нужно только знать, как иметь дело с ками в их различных проявлениях. Природа ками в человеке бессмертна, и человек, вполне естественно, желает, чтобы о нем потомки вспоминали добрым словом. Поэтому исполнение долга является важнейшим аспектом синто.

ВЕРОВАНИЯ СИНТОИЗМА
1. Я верю в «Путь богов», каминомити, который признает сакральность природы и ведет к откровению сверхъестественного.
2. Я верю в то, что нет единственного Верховного Существа, но есть сонмы богов, высших существ среди всех прочих чудес вселенной, которая жива и повсюду наполнена разумной жизнью.
3. Я верю в авторитетность великих книг «Записи о делах древности», «Анналы Японии» и «Собрание десяти тысяч листьев».
4. Я верю в святость духовной и телесной чистоты и в то, что нечистота есть нарушение религиозных предписаний.
5. Я верю в то, что Государство есть божественный институт и его законы не должны нарушаться и ради него индивидуумы должны жертвовать своими интересами.
6. Я верю в моральную и духовную стойкость как краеугольный камень религиозной этики и в то, что лояльность обладает высшей ценностью.
7. Я верю в то, что сверхъестественное открывает себя через все естественное и прекрасное, и ценю последнее выше философских и богословских доктрин.
8. Я верю в то, что все сущее есть Божественный Дух, в то, что мир есть единое
братство, что все люди способны к глубокой близости к Божественному и что в мире не существует никакого зла.
9. Я верю в практическую ценность церемоний и ритуала и поклонения божествам, которые одушевляют природу, в том числе Богине Солнца, Богу Ночи, Луны и Звезд и Богу Бури.


Зороастризм
ОСНОВАН: Около 2600 лет назад в Иране.
ОСНОВАТЕЛЬ: Спента Заратуштра, он же Зердушт или Зороастр. ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Части древнеперсидской священной книги «Зенд-Авеста».
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: 125 тыс. чел., в основном в районе Бомбея, Индия, где их называют парсами (отсюда другое название религии — парсизм). ШКОЛЫ: На сегодняшний день существуют три школы: шахен-шахи, кадми и фассали.

СИНОПСИС
Два принципа образуют основу зороастрийской этики: поддержание жизни и борьба со злом. Чтобы поддерживать жизнь, человек должен возделывать землю, разводить скот, вступать в брак и иметь детей. Аскетизм и безбрачие порицаются; ценятся чистота и избегание загрязнений (от смерти, демонов и т. д.). Чтобы бороться со злом, надо во все времена противостоять силам зла и тем людям, которые встали на его сторону. Зороастризм монотеистичен, хотя и признает, что вселенная находится во власти двух противоположных сил. Силы добра возглавляет Ахура-Мазда (Мудрый Господь), а силы зла — Ангра-Майныо, или Ариман (Дух Зла). На одной из сторон сражаются сонмы ангелов, а на другой — демонов. Добро восторжествует в Судный День, когда Мессия и Спаситель по имени Саошьянт явится, чтобы наказать злых, а праведным даровать рай на земле. Главным атрибутом веры является священный огонь, который постоянно поддерживают в каждом благочестивом доме, питая его ароматным сандаловым деревом. Огонь считается единственным символом, которому можно поклоняться, великим очистителем и хранителем, имеющим природу самого Солнца.

ЦЕЛИ ЗОРОАСТРИЗМА
Цель последователей зороастризма — получить в награду место на небесах, где душа будет пребывать вместе с Богом, Ахура-Маздой, разделяя Его благословенное присутствие вечно.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Жизнь человека, согласно зороастризму, — это нравственная борьба, а не поиск знания или просветления. Человека помещают на землю для того, чтобы он признавал и одобрял мир, а не отрицал его и не бежал от него. Спасение — в подчинении воле Ахура-Мазды, как она открылась Его пророку, Зороастру. У человека есть лишь одна жизнь. Он имеет свободу выбора между добром и злом (воплощенным в Ан-гра-Майныо, который восстал против Бога). После смерти каждый подвергается суду и отправляется в назначенное ему местопребывание.
Зороастрийцы считают правдивость величайшей добродетелью, за которой следуют добрые мысли, слова и дела. Они очень высоко ценят этику. Хотя в зороастризме существуют догматы о воскрешении мертвых, суде, царствии небесном на земле и наказании зла, считается, что все грехи в конце концов будут сожжены и все человечество будет вечно существовать с Ахура-Маздой. Ад в зороастризме не вечен.

ВЕРОВАНИЯ ЗОРОАСТРИЗМА
1. Я верю в то, что во вселенной существуют два Великих Существа. Одно, Ахура-Мазда, создало человека и все доброе, истинное и прекрасное, а другое, Ангра-Майнью, питает все злое, уродливое и разрушительное.
2. Я верю в то, что человек имеет свободу воли и может выбирать между добром и злом, и в то, что, когда все человечество встанет на сторону Бога Ахура-Мазды, Ангра-Майнью будет побежден.
3. Я верю в то, что душа вечна и после смерти проходит над адом по узкому мосту — добрая душа беспрепятственно проходит в рай, а злая падает в ад.
4. Я верю в то, что спаситель Саошьянт, рожденный девой, придет на землю в конце времен, воскресит мертвых, вознаградит за добро и накажет зло, после чего настанет царство Ахура-Мазды.
5. Я верю в то, что Зороастр (Заратуштра) — главный пророк Бога.
6. Я верю в авторитетность писания «Зенд-Авеста».
7. Я верю в то, что чистота есть первая добродетель, истина — вторая, а милосердие — третья, и в то, что человек должен дисциплинировать себя добрыми мыслями, словами и делами.
8. Я верю в то, что брак выше воздержания, действие выше созерцания, а прощение выше мести.
9. Я верю в Бога как Семь Личностей, Которых зовут: Вечный Свет; Правда и Правосудие; Добро и Любовь; Сила и Дух; Благочестие и Вера; Здоровье и Совершенство; Бессмертие, и в то, что лучше всего поклоняться Ему в образе огня.


Иудаизм
ОСНОВАН: Около 3700 лет назад в Египте и Ханаане (нынешний Израиль). ОСНОВАТЕЛИ: Авраам (начавший духовную линию) и Моисей (освободивший порабощенные племена евреев из Египта и получивший от Бога на горе Синай десять заповедей религиозного Закона).
ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Тора (первые пять книг Ветхого Завета) и Талмуд. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 12 млн. чел. по всему миру, более половины из них — в США.
ШКОЛЫ: Ортодоксы, консерваторы и реформисты, а также множество других региональных и этнических направлений, например хасидизм.

СИНОПСИС
Религия евреев неотделима от их истории как народа. Значительная часть Торы прослеживает историю потомков Авраама — от Исаака, Иакова и Иосифа до Моисея, самого выдающегося из пророков Бога в еврейской истории. Именно Моисей дал иудаизму десять заповедей и установил религиозные законы и традиции.
Самой глубокой характеристикой иудаизма является его строгий монотеизм. Евреи придерживаются непоколебимой веры в одного и только одного Бога, которого они называют Яхве и из которого проистекает все мироздание. Евреи считают себя избранным народом, стоящим отдельно от всех других народов земли согласно особому «завету» (договору) с Яхве. Особо важное значение придается сакрализации повседневного бытия, поклонению в синагоге, молитве и чтению писаний. Мало какие религии могут похвастаться такими прочными семейными традициями, как иудаизм, который сделал дом великой опорой религии и постоянным прибежищем верующего. Каждый день, утром и вечером, каждый благочестивый еврей подтверждает свою веру, повторяя моисееву молитву: «Слушай, о Израиль, Господь — наш Бог, Господь — един».

ЦЕЛИ ИУДАИЗМА
Цель последователей иудаизма заключается в строгом повиновении Торе, еврейскому священному писанию, которое может облегчить бедственное по-
ложение человека и общества. Подчинение Закону Бога вознаградится в будущей жизни, когда в День Господень придет Мессия, чтобы изгнать зло и собрать праведников в царстве Божием на земле. После этого душа будет вечно наслаждаться присутствием и любовью Бога.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Человек побуждаем двумя импульсами: добра и зла. Он может либо следовать Божьему Закону, либо восстать под влиянием Сатаны, который увел Божье творение с пути истинного. Бога радует высочайшая нравственность, возможная при повиновении Торе. Человек должен быть справедливым, милосердным, этичным и честным — тогда он будет истинным человеком для истинного Бога, Яхве.

ВЕРОВАНИЯ ИУДАИЗМА
1. Я верю в единого Бога и Творца, бестелесного и трансцендентного, вне ограничений формы, который заботится о мире и Своих созданиях, вознаграждает за добро и наказывает зло.
2. Я верю в пророков, из которых Моисей был главным перед Богом, и в заповеди, открытые ему Богом на горе Синай как высший Закон для человека.
3. Я верю в Тору как слово Бога и в Талмуд. Это единственный незыблемый
Закон Божий.
4. Я верю в то, что после смерти душа попадает в рай (или сначала в ад, если она была грешна), и в то, что однажды на земле появится Мессия и настанет Судный День, когда мертвые физически воскреснут к жизни вечной.
5. Я верю в то, что вселенная не вечна, но создана Богом и будет разрушена Им.
6. Я верю в то, что никакой жрец не должен вмешиваться во взаимоотношения человека и Бога, а Бога не следует изображать ни в какой форме, равно как нельзя поклоняться никакому другому существу, кроме единого
Бога, Яхве.
7. Я верю в духовный рост человека благодаря приверженности закону, справедливости, милосердию и честности.
8. Я верю в то, что Бог установил уникальный духовный завет (договор) с еврейским народом, чтобы он поддерживал для всего человечества высочайший образец монотеизма и благочестия.
9. Я верю в то, что семья обязана сделать дом свой Домом Бога посредством набожности, ритуала, мо-литв, соблюдения святых праздников и святого дня (субботы).


Христианство
ОСНОВАНО: Около 2000 лет назад в Палестине (нынешний Израиль). ОСНОВАТЕЛЬ: Иисус из Назарета (Иисус Христос). ОСНОВНОЕ ПИСАНИЕ: Библия (Ветхий и Новый Заветы). ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 1,5 млрд. чел. по всему миру. ШКОЛЫ: Три основные ветви христианства: римско-католическая, православная и протестантская. У протестантов существует более 20 тыс. деноминаций, у православных — около 20 отдельных церквей.

СИНОПСИС
Большинство христиан принимает апостольский Символ веры, который в кратком изложении звучит так: «Я верую в Бога, Всемогущего Отца, Творца неба и земли, и в Иисуса Христа, Его единственного Сына, нашего Господа, который был зачат от Святого Духа, рожден Девой Марией, принял страдания от Понтия Пилата, был распят, умер и был похоронен. Он снизошел в ад. На третий день Он восстал из мертвых. Он взошел на Небеса и сидит по правую руку Бога, Всемогущего Отца. Оттуда Он придет судить живых и мертвых. Я верю в Святого Духа... в союз святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную». Большинство христианских церквей строится на основных принципах этого Символа веры, но по отдельным пунктам имеются важные разногласия. Христианство непоколебимо в своем убеждении, что оно является единственной истинной религией, единственным путем к спасению. Эта убежденность порождает миссионерский пыл христианства, стремление евангелизировать весь мир.
Особое значение придается принятию Иисуса как Бога и Спасителя, доброму поведению, сострадательности, служению человечеству, вере и подготовке к Последнему Суду. Только хорошие христиане спасутся и будут приняты в рай. Сегодня больше половины христиан — чернокожие. В развитых странах число членов церквей снижается, но возрастает в развивающихся странах.

ЦЕЛИ ХРИСТИАНСТВА
Цель христианина — вечная жизнь с Богом в раю, совершенное бытие, в котором он будет разделять славу и блаженство Бога. Эта жизнь — индивидуальная, у каждой души своя, в зависимости от количества милости, достигнутой при земной жизни.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Бедственное положение человека вызвано неповиновением воле Божией. Человеку нужно освободиться от тех сил, которые порабощают и разрушают его, — страха, эгоизма, безнадежности, страстей и сверхъестественных сил Дьявола, греха и смерти, против которых он бессилен. Спасение человека приходит только через веру в Иисуса Христа, то есть в Его воскресение из мертвых как доказательство власти Бога над силами греха и смерти. Добрый христианин живет жизнью добродетели и послушания Богу — из чувства благодарности Богу за то, что Он принес в жертву Иисуса во искупление грехов всех тех, кто примет Иисуса Христа как личного Спасителя и Господа. Иисус должен вернуться снова и судить весь мир и установить правление Бога на земле. Следуя Закону Божьему, который содержится в святой Библии, и по Божьей милости человек достигает спасения. Тем же, кто не получит этой благодати, суждено после смерти попасть в ад на вечные страдания и проклятие.

ВЕРОВАНИЯ ХРИСТИАНСТВА
1. Я верю в Бога-Отца, Творца вселенной, вечно царящего над человеком, Его возлюбленным творением.
2. Я верю в то, что человек рождается грешным, и в то, что мы можем получить спасение только благодаря Спасителю, Иисусу Христу, единственному Сыну Бога.
3. Я верю в то, что Иисус Христос родился от Девы Марии.
4. Я верю в то, что Иисус Христос был распят на кресте, затем воскрес из мертвых и ныне восседает по правую руку Отца как конечный судья над умершими, и в то, что Он вернется снова, как предсказано.
5. Я верю в то, что душа получает воплощение только для одной жизни, но она вечна и Бог учитывает все ее мысли и действия.
6. Я верю в историческую истинность святой Библии, в то, что это — самое авторитетное святое писание и единственное слово Божие.
7. Я верю в то, что после смерти, в соответствии с ее земными деяниями и отношением к христианской вере, душа попадает в рай, чистилище или ад. Там она ожидает Страшного Суда, когда мертвые воскреснут телесно и получат радость жизни вечной или вечное страдание.
8. Я верю в присущее человечеству добро, в созидательную природу жизни и в бесконечную ценность любви, милосердия и веры.
9. Я верю в Святую Троицу, которая открывает Себя как Отца, Сына и Святого Духа, и в то, что существует Сатана, персонифицированное зло, обман и тьма.


Ислам
ОСНОВАН: Около 1400 лет назад в Аравии. ОСНОВАТЕЛЬ: Пророк Мухаммед (Магомет). ОСНОВНОЕ ПИСАНИЕ: Коран.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Более 1 млрд. чел., в основном на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Средней Азии, Восточной Европе, Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Китае.
ШКОЛЫ: Две основные ветви: сунниты (последователи политических преемников Мухаммеда) и шииты (последователи потомков семьи Мухаммеда).

СИНОПСИС
«Ислам» означает «покорность», подчинение воле Бога, имя которого — Аллах. Покорившиеся называются мусульманами. Ислам стоит на Пяти Столпах, или основных актах веры, которым следует каждый мусульманин в мире: 1) Вера в Аллаха: «Нет никакого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Его пророк». 2) Молитва пять раз в день: преклонение колен в направлении Мекки, святого города. 3) Милостыня: часть дохода каждого мусульманина отдается на поддержание мечети и бедных. 4) Пост: во время Рамадана, девятого месяца мусульманского календаря, верующие постятся от восхода до захода солнца. 5) Паломничество: хотя бы раз в жизни каждый верующий должен посетить Мекку, святой город. Паломники идут к святыне в простых белых одеждах без швов.
Ислам учит абсолютному монотеизму и превосходству Мухаммеда как последнего пророка Бога на земле. Особое значение придается братству верующих, неразделимости религиозной и светской жизни, подчинению Божьему Закону, воздержанию от алкоголя, доброму поведению и ограничению во всем, кроме покорности воле Аллаха. Сегодня ислам — наиболее быстро растущая религия мира.

ЦЕЛИ ИСЛАМА
Главная цель последователей ислама — наслаждаться вечной жизнью, духовной и физической, в раю с Аллахом. Рай — это место всех радостей и удовольствий, в котором верующий будет жить среди прекрасных садов и фонтанов, вкушая отборные яства, которые подают прекрасные девы. Человек является самым благородным творением Бога и стоит выше ангелов. Священная обязанность мусульман — обращать других в исламскую веру. Ислам непоколебим в своем убеждении, что он является единственной истинной религией, единственным путем к спасению. Из этого убеждения проистекает необыкновенное рвение распространять свою веру и обращать других. Идеальным человеческим обществом видится исламская теократия.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ
Полная покорность Аллаху является единственным путем к спасению, но не гарантированным, ибо Аллах может пожелать, чтобы даже верующая душа испытала несчастья. Добрый мусульманин укрощает свою гордость, главный из грехов, и в точности следует воле Аллаха, как она открыта в Коране Его последним и величайшим пророком, Мухаммедом. Это, и только это дает человеку полную и осмысленную жизнь и позволяет избежать ужасов ада, которые уготованы грешникам и неверным. Мусульманин верит в Пять Догматов и соблюдает Пять Столпов. Добродетели правдивости, умеренности и смирения являются главными в исламе, а практикование поста, паломничества, молитвы и благотворительности в мусульманском сообществе совершенно необходимы, чтобы радовать Аллаха. Пять Догматов — это: 1) Есть только один истинный Бог, Аллах. 2) Существуют ангелы, из которых главный — Гавриил. 3) Существует четыре вдохновенные книги: Тора Моисея, Забур (Псалмы) Давида, Инджиль (Евангелие) Иисуса и Коран, последнее послание Аллаха, которое превосходит все остальные писания. 4) Было много пророков Аллаха, из которых Мухаммед — последний и главный пророк. 5) Когда-то наступит последний день, день суда и воскрешения. Шестой, необязательной догмой является кисмит, «судьба».

ВЕРОВАНИЯ ИСЛАМА
1. Я верю в то, что Аллах есть Всевышний Творец и Хранитель, всезнающий и трансцендентный высший судья.
2. Я верю в Пять Столпов Веры, к каковым относятся: 1) молитва пять раз в день, 2) милостыня, 3) пост в течение девятого месяца, 4) паломничество в святую Мекку, 5) исповедание веры в формуле «Нет никакого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Его пророк».
3. Я верю в Коран как Слово Бога и святое писание, переданное Мухаммеду через архангела Гавриила.
4. Я верю в прямой союз каждой души с Богом и в то, что все равны перед Богом, и поэтому жрецы и другие посредники не нужны верующему.
5. Я верю в чистую трансцендентность Бога, величие которого невозможно представить. Нельзя поэтому поклоняться Ему в каком-либо образе или форме.
6. Я верю в то, что душа человека вечна и воплощается на земле лишь один раз, а после смерти попадает в рай или ад в соответствии со своим поведением и верой на земле.
7. Я верю в Страшный Суд и в то, что человек должен испытывать благоговение и страх перед грозной и мстительной силой Бога.
8. Я верю в то, что честность должна соблюдаться во всех обстоятельствах, даже если это грозит опасностью.
9. Я верю в то, что спасение достигается только по милости Бога, а не благодаря человеческим усилиям, но человек должен творить добро и избегать греха, особенно пьянства, ростовщичества и азартных игр.

Шивайя Субрамуниясвами «Танец с Шивой»

Кто что может добавить?


ॐ नमः शिवाय

Вернуться в «4. Долина единства»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей