Теория творения по Ведам

Бог и душа. Бог и мир. Теории творения. Это площадка для обсуждения трип репортов – личного мистического опыта. Уметь находить в смерти тайну вечной жизни, в океане распознавать каплю, в капле – видеть тайны океана.
Bindu
Администратор
Сообщения: 1547
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Теория творения по Ведам

Сообщение Bindu » 20 апр 2010, 12:33

Древние индоарии – как и их европейские сородичи (предки германцев, славян, древние греки) – одухотворяли и обожествляли животных, растения и явления природы. И центральное место в их религиозной активности занимали ритуалы жертвоприношений (яджня) в честь богов и связанные с ними культовые отправления. Кровавые жертвы, в том числе и человеческие (считалось, что человек – высшая жертва божествам (пурушамедха), конь – следующая по значимости (ашвамедха), далее – бык, баран и козел), сопровождались произнесением магических формул-заклинаний, обильным пиршеством с жертвенным мясом и возлияниями сомы – особого пьянящего напитка.
Жертвоприношению в религии ариев придавалось настолько важное значение, что даже сами божества по сравнению с жертвой как бы отходят на второй план, поскольку они могут проявлять свое могущество только благодаря силе, получаемой от приносимой им жертвы. И за предоставленную жертву человек был вправе требовать у божества обязательного выполнения своих просьб. Характерно, что даже в тех молитвах, которые посвящены ниспосланию благ, не встречаются слова благодарности. А слово «благодарить» вообще отсутствует в ведийском языке.
Однако религиозные интересы ариев и их ритуальные практики не исчерпывались исключительно прагматическими целями. Существует целый ряд иных вопросов, которые неизменно занимали ведийскую, а затем и индуистскую традицию. Одним из них является постоянная обеспокоенность ариев поддержанием порядка в космосе – они ощущали и разделяли некий всеобщий жертвенный долг, связывающий все сущее. Обоснование этой цели мы находим в текстах брахман, формулирующих концепцию жертвоприношения как средства сохранения космической гармонии. В соответствии с этим учением, материальная вселенная рассматривается как результат самопожертвования космического человека-гиганта Пуруши, из частей тела которого был сотворен мир. В знаменитом гимне Ригведы «Пурушасукта» (Х, 90) этот акт описывается следующим образом:

Тысяча рук у Пуруши, тысяча ног, тысяча глаз;
он целиком покрывает землю и (он) шире ее на десять пальцев.
Пуруша – это все, что есть и что будет;
он – владыка бессмертия, которое возрастает от питания.
Так велико это величие, но Пуруша превосходит его;
одну его четверть (составляют) все существа, три его четверти – это
все, что бессмертно на небе.
На три четверти он поднялся на небо, а одна четверть, кроме того, здесь;
и так простерся (он) во все стороны, над всем, что поглощает пищу и не поглощает ее.
От него родился Вирадж (мужская сила), а от Вираджа – Пуруша;
родившись, он простерся по земле вперед и назад.
Когда с Пурушей в качестве жертвы боги совершали жертвоприношения,
весна была жертвенным маслом, лето – топливом, осень – жертвой.
Они обрызгали жертвоприношение ранним дождем, (этого) Пурушу, изначально рожденного; это приносили в жертву боги, и Садхьи (класс низших божеств, «исполнители жертв») и Васу (по одной трактовке - второстепенные божества, по другой - древние мудрецы).
Из этой всежертвенной жертвы было собрано жертвенное масло; она сотворила животных, принадлежащих Ваю, - лесных и деревенских.
Из этой всежертвенной жертвы родилась речь, напев, (метрический) размер из нее и жертвенная формула.
Из нее родились лошади и животные, (имеющие) зубы в двух челюстях; коровы родились, и козы и овцы.
Когда расчленяли Пурушу, на сколько частей его разделили? Во что обратилось его лицо? во что его руки? что зовется его ляжками и стопами?
Брахманом стало его лицо (рот); раджаньей (воином) – руки; вайшьей – середина (тела); из двух стоп родился шудра.
Луна родилась из его ума (духа); из глаза – солнце; изо рта – Индра и Агни; из дыхания – Ваю.
Из пупка – атмосфера; из головы образовалось небо; из стоп – земля; из ушей – страны света; так они сформировали мир.
Семь (они) сделали ограждающих столбов, трижды семь (взяли) поленьев боги, когда, совершая жертвоприношение, привязали Пурушу как жертву.
Боги, совершая жертвоприношение, принесли жертву; это было самое раннее священнодействие; могучие, (они) достигли высоты небес; той, где были Садхьи.



Вернуться в «3. Долина знания»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей