Благодатный огонь
Добавлено: 27 апр 2009, 13:57
Огонь почитался исстари. Это стихия, которая сжигает всю нечисть, а сама не оскверняется. Огонь почитали священным. И добывали такой огонь из трения двух дощечек поленьев -одна береза, а другая липа. Позже я выложу про древние языческие марийские подробности такого рода. В Индии стали добывать из местных пород деревьев - об этом тоже позже. А пока, как Христиане стали "приобщаться" к сему древнему обряду почитания огня.
У зороастрийцев он доведен до того, что только в маске можно подойти и в перчатках к такому огню и щипцами. Иран как древнее государство почитателей огня сейчас уже мало сохранило с той поры. НО еще на севере Индии до сих пор общины зороастрийцев весьма большие.
А Хома или огненное жертвоприношение огню дров, масла, цветов и благовоний неотъемлемая часть всех прочих обрядов.
НО христиане вместо того, чтобы продолжить это почитание как бывшее у наших предков, пошли на хитрости и фокусничество. И сейчас разрекламировали сие "чудо" и не знают как из него выпутаться. Разве что пугалкой- что как перестанет сходить их огонь, так конец всему.
Радужно - связать свой обман с жизнью вселенной, которой не один миллиард миллиардов лет.
Итак - читаем и смеемся..или плачем над скудоумием и ложью, которая пролезла в ряды христиан.
Порфирий (Успенский).
Книга бытия моего. СПб, 1896. Том 3. Стр. 299-301
В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою.
Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.
Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения, и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.
Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба.
Мы,– продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нему написали вместо "святый свет",– "освященный огонь". Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного.
* * * * * * *
В 1914 году востоковед И.Ю. Крачковский (1883–1951) собрал арабские известия о рукотворности огня. Литургист А.А. Дмитриевский (1856–1929) на основании Устава храма Гроба Господня 1122 года показал, как духовенство готовит к Пасхе лампады, чтобы зажечь в них новый огонь. В 1949 году его ученик, петербургский профессор Н.Д. Успенский (1900–1987) продемонстрировал, как складывался огненный миф. Его учеником в семинарии в тот год был будущий патриарх Алексий (Ридигер). Он, как и высшее духовенство РПЦ, не может не знать правды о «благодатном огне».
Порфирий (Успенский)
Ф.И.О.: Успенский Константин Александрович
Сан: епископ
Церковная принадлежность
Русская Православная Церковь
Биография
Порфирий (Успенский Константин Александрович), епископ Чигиринский.
Родился в 1804 г. в г. Костроме в семье причетника.
В 1824 г. окончил курс Костромской семинарии.
В 1825 г. поступил в Петербургскую академию.
В 1829 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и в том же году 15 сентября пострижен в монашество, 20 сентября рукоположен во иеродиакона, 25 сентября - во иеромонаха.
1 июля 1831 г. получил степень магистра и 2 июля назначен законоучителем Одесского Ришельского лицея.
20 мая 1833 г. возведен в сан архимандрита.
С 1 мая 1834 г. - настоятель Успенского монастыря в Одессе, с 20 мая - архимандрит.
18 июля 1838 г. назначен ректором Херсонской семинарии.
15 ноября 1840 г. назначен настоятелем посольской церкви в Вене.
14 ноября 1842 г. отправлен в Иерусалим.
2 января 1845 г. с научными целями отправился на Афон и Синай.
С 31 июля 1847 г. - начальник миссии в Иерусалиме.
14 февраля 1865 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии и назначен настоятелем Киево-Михайловского монастыря.
31 декабря 1877 г. переведен в Москву членом Московской Синодальной конторы с пребыванием в Московском Новоспасском монастыре.
В 1878 г. уволен на покой.
Скончался 19 апреля 1885 г. в Москве.
Погребен в Московском Новоспасском монастыре.
Епископ Порфирий человек широко образованный, хорошо знал языки, обладал пытливым умом и неутомимой энергией, горячо любил науку для самой науки.
Инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме.
Путешествуя по Востоку в течение 15 лет, он написал много ценных трудов о Востоке. О себе он писал: "Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей, - я пчела Божия, а Россия - мой улей". Его рукописные и печатные труды поражают многосторонностью охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическим обилием делаемых им сообщений и изысканий. Еп. Порфирий верно характеризует всю свою научно-литературную деятельность помещением в качестве эпиграфа к одному из своих сочинений изречения Лафатера: "отыскивать истину в путанице понятий, предощущать ее, находить ее, исправлять свои ошибки - вот моя утеха, мое старанье". Еп. Порфирий не чужд был самомнения и усвоенный им критицизм по отношению к историческим событиям переносил и на современный строй русской церкви. Его оригинальные воззрения шли вразрез с установившеюся практикою русской церкви. Так, например, он не раз высказывал мысль о необходимости замены в России Св. Синода патриаршеством, о радикальном изменении епархиального управления, находил крайне неудовлетворительной постановку преподавания в наших духовно-учебных заведениях, говорил об уничтожении духовного сословия, как касты и т. п.
Преосвящ. Порфирий был искренним, правдивым, настойчивым человеком, живым и впечатлительным, с добрым сердцем. Он не терпел неправду, остро и смело выступал с обличение сильных мира сего, что доставило ему много неприятностей. Он был истинным патриотом, но всю свою жизнь не пользовался расположением предержащих властей. Начальство выказывало явное недовольство им и думается, что причина заключалась в том, что его не понимали. Он любил говорить свободно, но это не нравилось; он писал "по вдохновению", т. е. подчинясь сердцу и чувству, но от него требовали не "вдохновения", а сухой отчетности. По приезде с Востока в Петербург от него потребовали, чтобы он поскорее представил "отчет", а он не хотел спешить и вместо отчетов писал трактаты ученого содержания, однако начальство не очень шло ему навстречу. В его дневнике записано: "Антоний (разумеется митрополит), Илиодор, Гедеон (члены Синода) и вы графы (Протасов) и превосходительные чины (из канцелярии Синода), и вы не боги, ибо нет в вас правды, милости и провидения. Долой же с пьедестала! Ах! Эти мраморные статуи вооружены крепко. Не могу я расшибить и испепелить их. Это камни, но не те, от которых Бог может воздвигнуть себе чад".
При возвращении из своего многолетнего путешествия Порфирий не встретил теплого приема. "На синодальном Митрофановском подворье", - пишет он "мне не дали прежнего уголка, которого я просил у г. Сербиновича письмом от 11 октября. Тут архип. Курский Илиодор со своей челядью раскинулся широко и ясновельможно. Не нашлась мне, труженику, особая келья и в Александро-Невской Лавре. Так отеческое начальство заботится о своем избраннике, которого само послало на Восток! Идя по Лавре в келью доброго товарища моего по академии, архим. Аввакума, я повесил голову свою, начавшую маленько седеть на многотрудной семнадцатилетней службе, и в облегчение туги своего сердца припоминал слова Христовы: лиси язвины имут, Сын же человеческий не имать, где главы подклонити".
Преосвящ. Порфирий имел степень доктора греческой философии по диплому, поднесенному ему в 1869 г. от Совета Московского университета, состоял членом Одесского общества истории и почетным членом Новороссийского университета.
У зороастрийцев он доведен до того, что только в маске можно подойти и в перчатках к такому огню и щипцами. Иран как древнее государство почитателей огня сейчас уже мало сохранило с той поры. НО еще на севере Индии до сих пор общины зороастрийцев весьма большие.
А Хома или огненное жертвоприношение огню дров, масла, цветов и благовоний неотъемлемая часть всех прочих обрядов.
НО христиане вместо того, чтобы продолжить это почитание как бывшее у наших предков, пошли на хитрости и фокусничество. И сейчас разрекламировали сие "чудо" и не знают как из него выпутаться. Разве что пугалкой- что как перестанет сходить их огонь, так конец всему.
Радужно - связать свой обман с жизнью вселенной, которой не один миллиард миллиардов лет.
Итак - читаем и смеемся..или плачем над скудоумием и ложью, которая пролезла в ряды христиан.
Порфирий (Успенский).
Книга бытия моего. СПб, 1896. Том 3. Стр. 299-301
В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою.
Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.
Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения, и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.
Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба.
Мы,– продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нему написали вместо "святый свет",– "освященный огонь". Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного.
* * * * * * *
В 1914 году востоковед И.Ю. Крачковский (1883–1951) собрал арабские известия о рукотворности огня. Литургист А.А. Дмитриевский (1856–1929) на основании Устава храма Гроба Господня 1122 года показал, как духовенство готовит к Пасхе лампады, чтобы зажечь в них новый огонь. В 1949 году его ученик, петербургский профессор Н.Д. Успенский (1900–1987) продемонстрировал, как складывался огненный миф. Его учеником в семинарии в тот год был будущий патриарх Алексий (Ридигер). Он, как и высшее духовенство РПЦ, не может не знать правды о «благодатном огне».
Порфирий (Успенский)
Ф.И.О.: Успенский Константин Александрович
Сан: епископ
Церковная принадлежность
Русская Православная Церковь
Биография
Порфирий (Успенский Константин Александрович), епископ Чигиринский.
Родился в 1804 г. в г. Костроме в семье причетника.
В 1824 г. окончил курс Костромской семинарии.
В 1825 г. поступил в Петербургскую академию.
В 1829 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и в том же году 15 сентября пострижен в монашество, 20 сентября рукоположен во иеродиакона, 25 сентября - во иеромонаха.
1 июля 1831 г. получил степень магистра и 2 июля назначен законоучителем Одесского Ришельского лицея.
20 мая 1833 г. возведен в сан архимандрита.
С 1 мая 1834 г. - настоятель Успенского монастыря в Одессе, с 20 мая - архимандрит.
18 июля 1838 г. назначен ректором Херсонской семинарии.
15 ноября 1840 г. назначен настоятелем посольской церкви в Вене.
14 ноября 1842 г. отправлен в Иерусалим.
2 января 1845 г. с научными целями отправился на Афон и Синай.
С 31 июля 1847 г. - начальник миссии в Иерусалиме.
14 февраля 1865 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии и назначен настоятелем Киево-Михайловского монастыря.
31 декабря 1877 г. переведен в Москву членом Московской Синодальной конторы с пребыванием в Московском Новоспасском монастыре.
В 1878 г. уволен на покой.
Скончался 19 апреля 1885 г. в Москве.
Погребен в Московском Новоспасском монастыре.
Епископ Порфирий человек широко образованный, хорошо знал языки, обладал пытливым умом и неутомимой энергией, горячо любил науку для самой науки.
Инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме.
Путешествуя по Востоку в течение 15 лет, он написал много ценных трудов о Востоке. О себе он писал: "Для чего я странствую так долго? Для того, чтобы подобно пчеле принести прекрасный мед в родной улей, - я пчела Божия, а Россия - мой улей". Его рукописные и печатные труды поражают многосторонностью охватываемых его кругозором предметов и энциклопедическим обилием делаемых им сообщений и изысканий. Еп. Порфирий верно характеризует всю свою научно-литературную деятельность помещением в качестве эпиграфа к одному из своих сочинений изречения Лафатера: "отыскивать истину в путанице понятий, предощущать ее, находить ее, исправлять свои ошибки - вот моя утеха, мое старанье". Еп. Порфирий не чужд был самомнения и усвоенный им критицизм по отношению к историческим событиям переносил и на современный строй русской церкви. Его оригинальные воззрения шли вразрез с установившеюся практикою русской церкви. Так, например, он не раз высказывал мысль о необходимости замены в России Св. Синода патриаршеством, о радикальном изменении епархиального управления, находил крайне неудовлетворительной постановку преподавания в наших духовно-учебных заведениях, говорил об уничтожении духовного сословия, как касты и т. п.
Преосвящ. Порфирий был искренним, правдивым, настойчивым человеком, живым и впечатлительным, с добрым сердцем. Он не терпел неправду, остро и смело выступал с обличение сильных мира сего, что доставило ему много неприятностей. Он был истинным патриотом, но всю свою жизнь не пользовался расположением предержащих властей. Начальство выказывало явное недовольство им и думается, что причина заключалась в том, что его не понимали. Он любил говорить свободно, но это не нравилось; он писал "по вдохновению", т. е. подчинясь сердцу и чувству, но от него требовали не "вдохновения", а сухой отчетности. По приезде с Востока в Петербург от него потребовали, чтобы он поскорее представил "отчет", а он не хотел спешить и вместо отчетов писал трактаты ученого содержания, однако начальство не очень шло ему навстречу. В его дневнике записано: "Антоний (разумеется митрополит), Илиодор, Гедеон (члены Синода) и вы графы (Протасов) и превосходительные чины (из канцелярии Синода), и вы не боги, ибо нет в вас правды, милости и провидения. Долой же с пьедестала! Ах! Эти мраморные статуи вооружены крепко. Не могу я расшибить и испепелить их. Это камни, но не те, от которых Бог может воздвигнуть себе чад".
При возвращении из своего многолетнего путешествия Порфирий не встретил теплого приема. "На синодальном Митрофановском подворье", - пишет он "мне не дали прежнего уголка, которого я просил у г. Сербиновича письмом от 11 октября. Тут архип. Курский Илиодор со своей челядью раскинулся широко и ясновельможно. Не нашлась мне, труженику, особая келья и в Александро-Невской Лавре. Так отеческое начальство заботится о своем избраннике, которого само послало на Восток! Идя по Лавре в келью доброго товарища моего по академии, архим. Аввакума, я повесил голову свою, начавшую маленько седеть на многотрудной семнадцатилетней службе, и в облегчение туги своего сердца припоминал слова Христовы: лиси язвины имут, Сын же человеческий не имать, где главы подклонити".
Преосвящ. Порфирий имел степень доктора греческой философии по диплому, поднесенному ему в 1869 г. от Совета Московского университета, состоял членом Одесского общества истории и почетным членом Новороссийского университета.