Страница 1 из 1

Долина знания – Шайвачара (Путь Шивы)

Добавлено: 25 мар 2009, 01:28
Admin
Долина знания – Шайвачара. (Путь Шивы) – Она также называется “тропой знания” – джнянамарга.

На стадии шайвачары вера и преданность усиливаются за счет духовного знания (джняны) о своей собственной божественности. Поэтому джняна-йога — главный метод шайвачары. Практикующие обретают решимость и также склонность к интенсивному тапасу (методу увеличения внутреннего огня). Покровителем шайвачары является Шива. Большое значение предаётся йогическим практикам и медитации, хотя всё ещё сохраняются ведические ритуалы.

Вступив на “тропу знания”, душа обретает важное качество духовного воина — решимость (вирья), а также склонность к интенсивной тапасье (практике духовного ”возгорания”) и к практике йоги и медитации. Преданность, усиленная адвайтистской джняной, а также внутренней решимостью и дисциплиной, дает возможность садхакам шайвачары стать настоящими воинами духа. Поэтому стадию шайвачары нередко называют воинской. Данная стадия является переходной, т.к. в ней начинает постепенно изживаться пашу-бхава и проявляются начальные признаки виро-бхавы. Среди садхаков шайвачары встречаются как пашу, так и вира, причем первые обычно склонны к дуализму (двайте), а вторые — к монизму (адвайте). Тем не менее, шайвачара считается ачарой, предназначенной по преимуществу для существ пашу-бхавы, которые составляют в ней подавляющее большинство садхаков. Покровителем шайвачары является Бог-Отец Шива в Своем аспекте Рудры.

В индуизме шайвачара проявляется в форме шиваизма, для которого характерны аскетизм, важность йогической практики, недуалистическая философия (хотя существуют и дуалистические школы шиваизма) и культ Мужского Начала в лице Бога Шивы. Одни шиваиты верят в Шиву как личностного Бога, одновременно Разрушителя и Создателя вселенной, превосходящего Собой и Брахму, и Вишну, и почитают Его в духе экзальтированной преданности. Другие же считают Его исключительно безличным и непроявленным Абсолютом, Чья сущностная природа является Великой Пустотой (Махашуньей) или чистым Сознанием (Чит) и стремятся слиться с Ним в неразличимом единстве. К шиваитам второго типа весьма близки буддисты. Женское Начало, Шакти, шиваитами обычно не почитается отдельно от Шивы и часто рассматривается просто как сила самоиллюзии Шивы, вызывающая к существованию кажущийся мир имен и форм и не играющая никакой важной роли в достижении Освобождения. Богопочитание в шайвачаре поэтому направлено исключительно на Бога-Отца или же практикуется медитация на безличный и абстрактный Абсолют. К шайвачаре относится и система адвайта-веданты (майявады) знаменитого философа Шанкары. Шиваиты выражают свою веру и преданность через интенсивную аскезу, йогическую садхану и почитание Шивы в духе бхакти. В шиваизме сохраняется немало древневедических обычаев и практик (огненные жертвоприношения, использование священного пепла, ритуальная рецитация “Шатарудрии” и других ведических гимнов и мантр, посвященных Рудре, и т.п.), что указывает на исключительную древность религии Шивы и на ее явно арийские (индоевропейские) истоки. Большинство школ шиваизма допускает обращение в шиваитскую веру индуистов-нешиваитов и неиндийцев.

Среди неиндуистских религиозных традиций отдельные характерные черты шайвачары прослеживаются в исламе (особенно в эзотерическом его направлении — суфизме), а также в буддизме с его монистической философией пустоты. Медитативная практика мусульман-суфиев и буддистов очень близка шиваитской (большую часть своих йогических и медитативных практик и те и другие попросту заимствовали из шиваизма).гностические христианские школы также находятся на это ступени духовного мира.