Число 3 в русских сказках

Бог и душа. Бог и мир. Теории творения. Это площадка для обсуждения трип репортов – личного мистического опыта. Уметь находить в смерти тайну вечной жизни, в океане распознавать каплю, в капле – видеть тайны океана.
Ответить
Рус
Сообщения: 1277
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38

Число 3 в русских сказках

Сообщение Рус » 22 апр 2008, 16:34

Магнитов С.Н.
Тринитаризм в русских волшебных сказках

В качестве предварительного замечания следует четко определиться со словом «волшебный». В обыденном употреблении это слово имеет эквивалент «фантастический». Между тем это слово происходит от слова «волхв». Волхв — это русский языческий жрец, который являлся представителем концептуальной власти в древней Руси. Влияние волхвов было настолько велико, что до сих пор — после тысячелетия власти церкви — остались города и реки с названиями русских жрецов, к примеру, река Волхов и город под Новгородом.

Волхвы были универсальными людьми. Они занимались не только охраной и обслуживанием ритуально-культовых мест, не только целительством, но и воспитанием детей. Воспитание всегда сопрягалось с дачей Знания. Знания передавались в образной форме — сказания. Последнее всегда сопрягалось с символической зашифровкой знаний в динамическом сюжете. Динамика сюжета позволяла легко усваивать его и запоминать, соответственно легко передавать в устной форме реальные знания.

Таким образом, волшебные сказки на самом деле — концептуальные сказки, которые, как правило, заканчивались чисто концептуально-педагогической присказкой: «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»

Разумеется, без методологических ключей никакая сказка не воспринимается, ибо воспринимается как оторванная от реальности развлекательная фантазия. Как она воспринимается сегодня людьми, лишенными ключей дешифровки.

Итак, Сказка — это зашифрованные в образной форме волхвами знания.

ВОПРОС. Каковы эти ключи и каково знание?

ПРИМЕЧАНИЕ. Далее рассматриваются только волшебные сказки.

2.

Известный литературовед-структуралист Я. Пропп в своей книге «Структура русской волшебной сказки» не рассматривал смысловое содержание сказок, но рассматривал их типологию, выявляя их структурное сходство. Русская волшебная сказка, по Проппу, — монтирование в зависимости от жанра сказочных элементов-переменных. Пропп даже «вывел» формулу волшебной сказки, действуя по которой сказочником может стать любой. Но исследования Проппа не отвечают на самый важный вопрос: зачем она, сказка, какую нагрузку она несет?

Что рассматривать в первую очередь будем мы?

Достаточно сложный момент анализа состоит в том, что непонятно, с чего начинать. Поэтому можно пойти проторенным путем анализа любого произведения слова: определяем суть конфликта и его результат.

Это предполагает рассмотрение:

Характера субъектов действия

Характера конфликта

Характера результата действия,

Все сказки — о вознаграждении героя после достижении какого-то результата, цели -

Результата, к которому герой идет, преодолевая препятствия -

Препятствия которые начинаются в момент конфликта между желаемым и действительным (между тем, что хочется, и тем, что есть) или после нарушения ТАБУ (запрета) -

Препятствия, которые преодолеваются при определенных условиях. -

Условиях, имеющих определенную структуру. -

Структура, которая не зависит от частного произвола или пожелания героя. Эти условия предстают чаще всего в волшебном виде — в виде внезапного или неожиданного сверхъестественного помощника или помощи. Последнее — всегда символ непонятного для обыденного сознания, но имеющегося в природе. Поэтому, когда появляется Чудо или Волшебство — они скорее символ закрытого для обыденного сознания мирового процесса.

Сказки — ликвидация и преодоление обыденного сознания. Сказки показывают, что в жизни прямых путей нет. Но в сказке всегда заявлено три варианта действия, которые выполняют обычно «братья». Старшие братья идут прямым путем и совершают обычные действия. Иван-дурак или младший Иван-Царевич — самые неприметные, внешне заурядные и в бытовом плане уязвимые идут путем нестандартным, необычным. Но необычным только для обыденного сознания — они как раз учитывают логику внешнего мира и не нарушают ее.

При этом очевидно, что результат достается именно третьему, — именно он забирает то, к чему идут Все. Результат как воплощение Целого завершается Третьим. Именно Третий именно на третий раз, преодолевая все табу — запреты, препятствия, испытания боем получает результат.

Не случайно символ трех является нумерологическим лейтмотивом русской волшебной сказки, например:

Три Героя.

Три возможности действия.

Три дороги — три пути, по которым герои расходятся или по которым можно пойти Главному Герою.

Три дня — срок пути.

Три помощника или зооморфных перевоплощения.

Три боя, три препятствия (в том числе три головы у Змея Горыныча, которые всегда в бою увеличиваются на три или в три раза).

Три однородные операции (посвист, окрик и т. п) разных лиц.

Результат на третий раз.

ПРИМЕРЫ.

МАРЬЯ МОРЕВНА

В некотором государстве: Иван Царевич и три его сестры.

В три года Иван переженил трех своих сестер, женихи являлись после того, как ударял гром (соответственно три раза, по раза в год).

Кощей у Марьи Моревны находится прикованный в чулане на 12 цепях.

Три ведра воды, поданные Иваном, выпил Кощей и скинул цепи.

Иван в поисках Марьи Моревны идет три дня: «идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец (1). У дворца дуб (2) стоит, на дубу ясен сокол (3) сидит».

Так Иван посетил трех своих сестер, до каждой добирался три дня и гостил у каждой по три дня.

За три дня добрался Иван после гостей до Марьи Моревны.

Кощей обещает простить Ивана-похитителя Марьи Моревны два раза, а на третий раз — изрубить на куски.

Иван делает три попытки увоза Марьи Моревны.

Трое зятьев Ивана спешат на выручку, оживляют Ивана.

Из речи Кощея: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга....Я у нее три дня пастухом был... А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза...»

В поисках быстроногого коня Иван щадит трижды: птицу с птенцами, пчел, львицу со львенком.

У дома бабы-яги стоят 12 шестов, «на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый».

«Три дня» — определяет баба-яга Ивану службу у себя.

Два дня Иван пасет лошадей, возвращать которых в стойло помогают птицы и звери. На третий день Ивану помогают пчелы и дают совет по выбору лошади для побега.

Три раза Иван машет платком через реку, и возникает широкий мост-переправа. Если махнуть только два раза — мост получается «тоненький-тоненький», который обломился под бабой-ягой.

Победив Кощея, Иван с Марьей Моревной возвращаются восвояси, погостив по пути в домах трех сестер Ивана.

СИВКА-БУРКА

«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали»....

Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

Сивка-бурка: «...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна.

С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.

«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО

«В некотором царстве... жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка».

Подкараулил Иван в первую ночь (пошел караулить, не надеясь на старшего брата) чудо-юдо о шести головах и с одного взмаха сшиб ему три головы. Со второго раза — последние три головы чудища.

Во вторую ночь победил девятиголовое чудо-юдо: сначала снес шесть голов, затем последние три.

На третью ночь отправился Иван «на страшный бой» с двенадцатиголовым чудищем. Срубил ему сначала три головы, затем шесть голов, в третий раз — девять голов, но все они снова приросли у чудища.

Вбитый в землю чудищем Иван три раза будил спавших в избушке братьев: бросал сначала правую, затем левую рукавицы, шапку.

Наконец выбрался Иван из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец, которым тот головы приращивал, и после все двенадцать голов у чудища срубил.

«...три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха...» сговариваются отомстить Ивану.

Трижды спасает Иван братьев от козней жен убитых чудищ.

Спасаясь от погони старой змеихи, обратившейся в свинью, братья скачут в три разные стороны: направо, налево, Иван — вперед.

ОКАМЕНЕЛОЕ ЦАРСТВО

Солдат охраняет сад короля три года, на третий год половина деревьев в саду оказывается поломанной.

Солдат ранил в крыло птицу, губившую деревья, и из ее крыла выпали три пера.

Царевна приказала солдату читать книгу три ночи и обещала выйти за него замуж.

Солдат выдержал все три ночи и женился на царевне.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

«В некотором царстве... жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».

Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.

Иван ищет свою стрелу три дня.

Сыграли три свадьбы.

Стилистический прием — три однородных члена: Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...»

Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. В три этапа, соответственно, принимает задание.

Карета Василисы Премудрой запряжена тройкой гнедых лошадей.

Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич... Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня...»

Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.

Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой три года.

Во время пути Иван четыре раза пожалел и не убил: медведя, селезня, зайца и щуку.

И они в свою очередь помогли Ивану добыть Кощееву смерть: иглу в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце, ларец — на вершине дуба, дуб — в дремучем лесу (6 позиций).

ПУШКИН И ЕГО СКАЗКИ

Логику русской сказки органично воспринял А.С. Пушкин, который был буквально пропитан с детства сказочным духом благодаря своей няньке Арине Родионовне.

Вспомним его лучшую сказку «Сказку о царе Салтане»:

«Три девицы — под окном...»

Спасение Гвидоном лебеди от коршуна (инициация с перспективой награды)

Лебедь: «Ты царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня».

Три приезда купцов в город Гвидона.

Три провокации трех испытательниц — «ткачихи с поварихой с сватьей бабой Бабарихой». Провокации — задания идущие по восходящей — требование чуда с острова-Буяна.

Три чуда: белка с золотыми орешками, тридцать три (одиннадцать по три!) богатыря, Царевна-лебедь. Только третье чудо становится завершающим, венчающим, ключевым, открывающим перспективу, поскольку именно оно привело Салтана на остров Гвидона, что затем дало целое — все оказались со всеми, то есть добились Целого.

Следует обратить внимание на то что, при всей волшебности сказки ЛОГИКА ТРЕХ соблюдается даже у Пушкина, светского автора, строго. Причем герой должен пройти непременно три испытания, а не сразу — третье, но большое (а ведь «волшебная» сказка могла бы позволить себе такую «экономию»!). Это свидетельствует о единстве, сопряжении трех — преемственности и необходимости каждого из трех, а не только одного третьего! Без какого-то одного из трех результат не дается. И это очень глубокое понимание логики Троичности: на пути к полноте нужно пройти все ограничения, пусть они только занимают время и силы, — чтобы их собрать в целое!»

ВЫВОДЫ: Эти и другие примеры показывают нам что при всем многообразии волшебных сказок лейтмотив Трех является связующим. Разумеется, в древнейших сакрально-ритуальных произведениях это случайным быть не может.

В сказочных символах волхвы объясняли тройственость всех явлений в мире: тройственность стихий, измерений, пространств.

Но что более существенно, закладывался тринитарный алгоритм действий — не пройдя двух, не возьмешь третье — результат. То есть ничего создать без соединения трех — стихий, измерений, попыток — составляющих невозможно. Поэтому и нужно пройти все препятствия, не остановившись, и не задержавшись на промежуточном результате.

Причем эти препятствия не произвол частного лица — а условия внешнего мира, который всегда предстает в виде опасных и хитрых врагов, которых Герой призван победить, преодолеть.

В конечном итоге сказка отвечала на вопрос сугубо методологический — сколько возможно путей познания? — Три.

Именно поэтому можно утверждать, что на Руси существовало древнее тринитарное Учение, которое дошло до нас в сказках.



Prana
Сообщения: 177
Зарегистрирован: 07 янв 2008, 01:38
Контактная информация:

Re: Число 3 в русских сказках

Сообщение Prana » 04 сен 2009, 00:06

За тридевять земель, в тридесятом царстве

Тридевятое царство, тридесятое государство

Как я понимаю это царство кощея бессмертного... а почему именно тридевять-тридесять?
ॐ नमः शिवाय

Tara
Модератор
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Контактная информация:

Re: Число 3 в русских сказках

Сообщение Tara » 04 сен 2009, 22:21

Тридевятое царство - царство Луны, во многих древних текстах Луну величают Царицей, а трижды девять, т.е. 27 - это 27 Накшатр, которые мифологически являются 27 женами Сомы, каждая на один день :) , т.к. Луна совершает оборот относительно звезд за 27дней и 7 часов (сидерический лунный месяц).
Тридесятое государство - соответственно обитель Сударя, т.е. Сурьи, Солнца, месяц которого равен 30 дням.

Bindu
Администратор
Сообщения: 3756
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 6 раз
Контактная информация:

Re: Число 3 в русских сказках

Сообщение Bindu » 07 сен 2009, 11:57

(санскр. Su-dar ç ana = приятный для глаз) - в индийской позднейшей мифологии имя огненного диска, служившего Кришне (см.) оружием в его различных подвигах.

В священных писаниях приводится множество историй, связанных с Сударшана-чакрой. Так, в Вишну-пуране рассказывается, что этот диск был создан Вишвакармой из солнечных лучей. (Сударшана - вечный спутник Господа Нараяны на Вайкунтхе.

Таким образом, сударь это и есть сам диск или чакра - колесо солнца.
а ГО - бык. сравнение с тельцом, особеннов эпоху, когда равноденствие было в тельце при создании мифов, которые дошли до нас с Востока, созданы были в основном в ту эпоху.
малый телец - овен.. ну а сейчас пора пришла новые мифы создавать. :D :lol:

Tara
Модератор
Сообщения: 190
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:01
Контактная информация:

Re: Число 3 в русских сказках

Сообщение Tara » 12 сен 2009, 15:24

С тридесятым царством разобрались, но есть еще загадки в русских сказках.
В сказке "Перышко Финиста ясна сокола" девица отправляется на его поиски, а живет он в пятидесятом царстве, в осьмидесятом государстве.
Кто знает где это? :)

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей