Душа и дух в исламе

Бог и душа. Бог и мир. Теории творения. Это площадка для обсуждения трип репортов – личного мистического опыта. Уметь находить в смерти тайну вечной жизни, в океане распознавать каплю, в капле – видеть тайны океана.
Ответить
Bindu
Администратор
Сообщения: 3756
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 6 раз
Контактная информация:

Душа и дух в исламе

Сообщение Bindu » 04 янв 2008, 03:39

ДУХОВНЫЙ МИР
Согласно исламскому вероучению существует три вида сотворенных разумных существ: люди, ангелы и джинны. Эти разумные существа называются заву аль-'укуль.001 Хотя тела людей населяют видимый материальный мир, их души населяют духовный мир незримых разумных существ. Духовный мир в исламской космологии состоит из душ людей, ангелов и джиннов. Поэтому воздействие на духовный мир людей может включать все эти субъекты. Настоящая глава ставит целью исследовать каждое из разумных творений, их естество, свойства и способности, чтобы оценить их роль в воздействии на человека.

ДУША ЧЕЛОВЕКА
Согласно исламскому вероучению, первый вид сотворенных духовных сущностей — человеческая душа. Наиболее распространенные арабские слова обозначающие "дух" и "душу" — рух и нафс. Слово рух использовалось арабами в отношении дыхания и ветра, а нафс использовалось в отношении себя самого или человека. В Коране оба слова используются в обозначении человеческой души.002
Некоторые ученые хадиса и законоведения, и отдельные представители мистических школ придерживались мнения, что рух и нафс — различаются. Один из таких ученых, Мукатиль ибн Сулайман,003 разъясняя этот взгляд, сказал:
"Человек имеет жизнь (хайа), дух (рух) и душу (нафс). Когда он спит, его нафс, посредством которого он понимает вещи, покидает его. Однако, нафс покидает его, не становясь полностью отделенным от тела, но выходит подобно веревке с ее волокнами, простирающимися от нее. Он видит сны посредством нафса, который оставил его, в то время как хайа и рух остались, позволяя ему дышать, ворочаться во время сна".004
Кади (судья) Абу Бакр Аль-Бакиляни005, считал, что нафс — дыхание, которым человек вдыхает и выдыхает, а рух — проявление ('арад) жизненной силы (хайа).006
Хотя слова нафс (душа) и рух (дух) применяются в отношении многих различных вещей, большинство ученых считают, что в связи с людьми, оба терминами говорят об одном и том же. Однако, слово нафс чаще всего используется в отношении духа, когда он соединен с телом, но когда он полностью отделяется от тела обычно используется термин рух. Рух не используется в связи с телом сам по себе или наряду с нафсом. Среди других значений, мы можем встретить, что нафс упоминается в связи с кровью, как например в правовом принципе: "То (животное), из которого не вытекает потоком кровь (нафс), не оскверняет воду, если оно умрет в ней". Сглаз ('айн) также обозначается с помощью слова нафс, как в выражении: "Такой-то поражен сглазом (нафс)". Нафс также означает "самого себя", как в аяте:
И не убивайте самих себя (анфусакум).
Коран, 4:29
Слово рух также имеет несколько вариантов использования. Например, оно используется в отношении самого Корана:
Таким же образом Мы в Откровении дали тебе по Нашему велению дух (рухан — зд. Коран)
Коран, 42:52 (пер. Э. Кулиева)
Оно также используется в отношении ангела Гавриила (Джибриля):
Снизошел c ним (c Кораном) дух (рух) верный
Коран, 26:193
Аллах также упоминает о помощи, которой Он облагодетельствовал Своих праведных рабов, как о рух:
У этих написал Аллах в их сердца веру и подкрепил их духом (рух) от Него
Коран, 58:22
В арабском языке, человеческие чувства, ощущения также обозначаются как рух, как в выражении: "Чувство запаха (ар-рух аш-шамм)".007
В арабском языке есть два слова: насам и насама, которые происходят от одного корня и являются синонимами со словами нафс и рух. Эти слова также относятся к любому ползающему и ходящему существу, которое обладает душой.008 Хотя эти термины не встречаются в Коране, они упоминаются во многих высказываниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например:
Поистине, душа (насама) верующего становится птицей, питающейся от деревьев Сада...009

--------------------------------------------------------------------------------

001 Словарь Ислама, с. 40
002 Краткая энциклопедия Ислама, с. 433. См. также арабо-русские словари.
003 Мукатиль ибн Сулайман ибн Башир Аль-Азди (ум. 767 г. х.) родился в г. Балх, но жил в Багдаде, где он стал одним из ведущих толкователей Корана своего времени. Он также передавал хадисы, однако, современные ему ученые хадиса считали его ненадежным передатчиком (матрук аль-хадис). Среди его наиболее известных работ - Науадир ат-тафсир и Муташабих Аль-Кур'ан (Аль-а'лям, т.7, с. 281).
004 Ар-рух, с. 327,328.
005 Мухаммад ибн Ат-Тайиб Аль-Бакиляни (939-1013 г. н. э.) родился в Басре и жил в Багдаде, где стал судьей и был одним из ведущих схоластических теологов своего времени. Он был ведущим ученым аш'аритской школы мысли и написал много работ против соперничавшей школы му'тазилитов. Среди его опубликованных работ - И'джаз Аль-Кур'ан и Аль-инсаф. (Аль-а'лям, т.6, с. 176).
006 Ар-рух, с. 274.
007 Шарх аль-'акида ат-тахавийа, с. 445. Арабский текст взят дословно из Ар-рух, с. 326,327 и 329,330.
008 Лисан аль-'араб аль-мухит, т.3, с. 629. Также см. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис Ибн Аль-Асира, т.5, с. 49.
009 Передал Ка'б ибн Малик, приведено в сборниках Ан-Наса'и и Ибн Маджа. Подтверждено Аль-Албани в Сахих Сунан Ан-Наса'и, т.2, с. 445, № 1960.



Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей