Инглии́зм, Хиневич
Добавлено: 10 ноя 2010, 00:27
Инглии́зм (Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов) — новое религиозное движение, созданное в России в начале 1990-х годов Александром Хиневичем. В 2009 году все зарегистрированные объединения были закрыты в связи осуществлением ими экстремистской деятельности.
Вопреки самоназванию, Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов не имеет никакого отношения ни к старообрядцам, ни к православию в целом, а называется так потому, что инглинги исповедуют «старую веры расы великой» и «славят Правь».
А.Ю. Хиневич пояснил это в свойственной ему манере отрицания общепринятых истин так: христианство насадил в России Никон в XVII веке, и тогда «сразу же и родовой князь Александр Невский в христианина превратился, и волхва Сергия Радонежского туда же, в попы записали, в монахи…». Хотя по многим признакам – от одеяний А.Ю. Хиневича до заверений в традиционности инглиистической веры для русских – инглиизм можно отнести к родноверию, крупные родноверческие объединения — Союз славянских общин славянской родной веры и Круг языческой традиции — рассматривают инглингов как организацию, «дискредитирующую возрождающееся Славянское Движение»[5]. Весьма нелицеприятно о А.Ю. Хиневиче и его церкви отзываются известные писатели, близкие к родноверию. Сатирик М.Н. Задорнов на своем сайте охарактеризовал представления инглингов как «смесь глюков с голливудскими фантазиями, замешанными на желании преподнести славянам новую Библию», а А.И. Асов посвятил А.Ю. Хиневичу памфлет «Инструкция для создания “поганой” секты с помощью Интернета».
История церкви
По версии А. Ю. Хиневича, изложенной им в частности на судебном процессе 2009 года, Древнерусская церковь имеет длинную историю; сам он окончил Мужскую духовную семинарию в г. Омске в 1982 году и в 1985 году советом старейшин Древнерусской церкви староверов был избран главой церкви (сан — Патр Дий, Патриарх). Центр Церкви находится в г. Омске, общины же церкви имеются во всех регионах России, а также во многих странах СНГ (Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина, Крым), за рубежом (Германия, США, Канада).
Видимая история движения началась в 1991 году, когда А. Ю. Хиневич создал в Омске «Центр по изучению и исследованию паранормальных и аномальных явлений „Джива“», где проходили курсы по экстрасенсорике и оккультизму. Однако весной следующего года центр трансформируется в церковь под названием «Духовная Миссионерия Орден-Миссия „Джива-храм Инглии“», название которой произошло от «слова инглия, что означает Божественный Первичный Огонь, производивший разнообразную жизнь в бесконечных бесконечностях». Ее удается зарегистрировать в министерстве юстиции РФ 29 октября 1992 года как высшую церковную структуру, куда входят местные религиозные организации. Название «Древнерусская Инглиистическая Церквь» впервые в официальных документах появляется в декабре 1993 года.
Легально омские общины и семинарии «Древнерусской Инглиистической Церкви» действовали до 27 июля 2004 года, когда вступило в законную силу решение Омского областного суда об их ликвидации в связи осуществлением ими экстремистской деятельности. Были закрыты:
• Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов;
• Местная религиозная организация Славянская община Капища Веды Перуна Духовного управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов;
• Религиозная организация Мужская Духовная Семинария высшее Духовное учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов.
Тем не менее, после 27.07.2004 года А. Ю. Хиневич организовал «Славянскую общину Капища Веды Перуна Духовного управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглиингов» и принимал активное участие в её деятельности, уделяя большое внимание размещению материалов в сети Интернет. В сети появились многочисленные видеоматериалы Асгардской духовной академии с лекциями А.Ю. Хиневича, брошюры и выступления других инглиингов, в т.ч. А.В. Трехлебова. Эта деятельность была предметом судебного разбирательства в 2009 году, в результате которой А. Ю. Хиневич был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 282.2 ч. 1 УК РФ. На 2009 год, по некоторым оценкам, в г. Омске проживало около 13 000 староверов-инглингов.
Славяно-Арийские Веды
Обложка книги из серии «Славяно-Арийские Веды»
Священные тексты инглиизма, выдаваемых собственно за переводы с разных древних языков, собраны в так называемые «Славяно-Арийские Веды» (далее — САВ), четыре части которых были легально изданы в начале 2000-х годов и выдержали 3 издания до 2008 года. Согласно заключению комиссионной-религиоведческой экспертизы от 14.04.2008, САВ содержат ряд суждений, которые могут быть признаны как содержащие признаки экстремизма.
Содержание Славяно-Арийских Вед
Книга Первая
• «Саньтии Веды Перуна — Круг Первый» (Книга Мудрости Перуна) записаны в форме диалога Перуна с людьми. В Первом Круге рассказано о заповедях, оставленных Перуном народам «Великой Расы» и «Потомкам Рода Небесного», а также о предстоящих событиях на протяжении следующих 40 176 лет. Весьма примечательны комментарии к саньтиям, в которых слово «земля» интерпретируется как планета, небесная колесница — как космический корабль, «огненные грибы» — как термоядерные взрывы. В результате получается история появления людей на Земле, перекликающаяся с описанной в рассказах о Зиню, существование которого предполагают последователи «Свободной зоны», реформаторского течения саентологии. В предисловии сказано, что саньтии были переведены первыми еще в 1944 г. от Р. Х. для вновь возрождаемых Славянских Общин, и что в общине сохраняются древние пластины из благородного металла, покрытые рунами более 40 тыс. лет назад (то есть во времена кроманьонцев). Эти руны — не буквы и не иероглифы, а «тайные образы, передающие огромный объем Древних Знаний», записываемые под общей чертой. Следует отметить удивительное совпадение внешнего вида саньтий с дощечками, на которых была записана Велесова книга.
• «Сага об Инглингах» — собственно говоря, действительно древнескандинавская Сага об Инглингах из Круга Земного в академическом переводе М. И. Стеблин-Каменского, имя которого в САВ-1, однако, не упоминается. Сказано лишь, что дается перевод в редакции о. Александра (А. Ю. Хиневича). Связь рода Инглингов поясняется в тексте тем, что Инглинги суть предки. На сайтах, посвящённых инглиизму, этот текст обычно выпускается.
• Приложение 1. «Инглиизм». Содержит общие сведения об учении церкви, описание пантеона, тексты гимнов и заповеди. Однако, и здесь имеют место прямые заимствования без указания на авторов. Напр., «Заповеди бога Сварога» взяты из «Песен птицы Гамаюн» А. И. Асова.
• Приложение 2. «Даарийский круголет Числобога». Содержит информацию о календаре инглингов.
• Приложение 3. «Общины и организации Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов».
Книга Вторая
• • «Книга Света» (Харатьи 1-4 Света) — мистическое произведение, написанное согласно А.Ю. Хиневичу древними рунами на пергаментных листах и переведенные на современный русский язык около 250 лет назад. Харатьи 1-4 опубликованы вмести с руническим первоисточником во втором томе Вед. При ближайшем рассмотрении Харатьи 3-4 почти дословно повторяют «Легенды тамплиеров» № 1.2 и 1.1 соответственно, изданные в 1990-х А.Л. Никитиным. Весьма примечателен и характер замен: Сатл всюду заменен Чернобогом, Михаилы – Белобогом, Элоа – Сварогом, всюду вставлены пассажи про явь, правь и навь.
• «Слово Мудрости Волхва Велимудра». Часть 1. — высказывания, приписываемые инглиистами древнему мудрецу из Беловодья Велимудру.
Книга Третья
• «Инглиизм» — Символ Веры инглингов.
• «Слово Мудрости Волхва Велимудра». Часть 2.
Книга Четвёртая
• «Источник Жизни» — собрание древних преданий и легенд.
• «Белый Путь» — о пути славянских народов.
Источники «Славяно-Арийских Вед»
Как было показано в предыдущем разделе, тексты САВ содержат явные признаки заимствований, переходящих по крайней мере в случае с «Саге об Инглингах» в прямой плагиат. Не менее интересно и разнообразие этих источников: здесь и скандинавская сага XIII века, и «Легенды тамплиеров» с описанием космоса многомерных миров, созданные во Франции в конце XIX века, и привезенные в Россию анархо-мистиками, и фантазии родноверов 1990-х годов о древних славянских верованиях, и индийские «ведические» термины, и научная фантастика, почерпнутая из некогда популярного в СССР фильма «Воспоминания о будущем», и расовые теории. Все это может легко встретиться на одной странице САВ: Перун, напр., в качестве предка может бороздить просторы галактики на космических кораблях типа «Вайтмара» во время битв Второй Великой Ассы из «Легенд тамплиеров».
Дискуссия о подлинности «Славяно-Арийских Вед»
На разного рода интернет-форумах, посвященных родноверию и ведизму часто дискутируется вопрос о подлинности текстов САВ. При этом как инглинги, так и их оппоненты полагают, что экспертизе могут быть подвергнуты только оригиналы, то есть пластины из благородного металла, покрытые рунами.
Причины сокрытия этих пластин впервые были разъяснены в письме, размещённом на некоторых интернет-форумах в 2004 году от имени А. Ю. Хиневича. Согласно этому письму, сам А. Ю. Хиневич всегда «жил традицией и устоем своего рода», а в начале 1980-х годов дал переписать знакомым «родовые книги». Одна такая запись попала к основателю Союза Венедов В. Н. Безверхому, который прислал А. Ю. Хиневичу письмо с просьбой, дать ему материалы по Старой Вере. «Краткие материалы ему посылаются для личного пользования, но через некоторое время… он публикует эти материалы в газете Венедов „Родные Просторы“ в начале 90-х годов…». Подтвердить или опровергнуть это утверждение невозможно, поскольку к числу таких публикаций при желании можно отнести даже «Песни птицы Гамаюн» А.И. Асова. После огласки, вняв просьбам общественности, А. Хиневич издаёт несколько книг из серии «Славяно-Арийские Веды»:
«И тут… стали появляться люди, которые не просили поделиться с ними Родовым Наследием, а стали требовать, чтобы им отдали все первоисточники, которыми они исследуют и сами будут потом ими распоряжаться. Действия Староверов были закономерны… Первоисточники перевезли по глухим деревням и скитам, чтобы никто, из искателей первоисточников, не смог до них добраться. Сейчас издаваемая литература расходится только по Общинам России, а Общинники распоряжаются ей по своему усмотрению».
Со временем появилась вторая версия. Некие жрецы, упоминаемые в Славяно-арийских ведах как Жрецы-хранители, посчитали, что после окончания Ночи Сварога (период негативного влияния различных факторов космического происхождения, окончился в 1996 году) настало время выдать в свет часть книг, которые сообщество этих хранителей охраняло многие тысячи лет. Для реализации данной миссии (публикации) был выбран Александр Хиневич. Ему передали текст перевода с рунического алфавита на современный русский язык. После того, как он издал книги, упомянутое сообщество Жрецов-хранителей больше не имело с ним контактов, никогда не передавало ему оригиналы книг и не сообщало об их местоположении. Эта история появления золотых пластин, содержащих некие «древние знания», отчётливо перекликается с появлением Книги Мормона, опубликованной в первой половине XIX века Джозефом Смитом.
Для установления аутентичности или подложности текстов «Славяно-Арийских Вед» не требуется оригинал, достаточно констатировать многочисленные эклектичные заимствования, источники которых объединяет одно обстоятельство: все они входили в круг чтения подписчиков журнала «Наука и религия» в начале 1990-х годов. Текст «Книга Света», опубликованный на языке оригинала в начале САВ-2, не был предметом исследований.[источник?]
Религиозные представления
Под богами инглинги в первую очередь понимают предков. Создатель и богородица — это Отец и Мать. Важным является почитание всех предков и ещё не родившихся потомков.
Одним из самых почитаемых богов инглиизма является Род. Он объединяет в себя всех предков человека, ставит задачи человеку перед его воплощением на Мидгарде и выступает судьёй на одном из трёх посмертных судов.
В «Ведах» описаны и «Вышние боги». Под Вышними богами понимаются изначальные информационные структуры (законы мироздания), которые персонифицируются в роли персонажей Вед. Большинство имён богов соответствуют божествам из язычества древних славян (Даждьбог, Сварог, Велес, Перун) и из скандинавского язычества (Один, Тор, Валькирия), а также из индуизма (Агни, Индра) и римского пантеона (Веста). Версия такого соответствия, поддерживаемая инглингами — единство происхождения божеств Скандинавии, Индии и античного мира от Славянских богов.
Обряды
Инглинги соблюдают пять постов, кроме того, постятся в седьмой день своей девятидневной недели. Не соблюдают посты дети до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, так как им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья.
Девять основ инглиизма включают в себя просвещение, духовность, сострадание, покаяние, терпение, миролюбие, любовь к ближнему, испытание и целеустремлённость.
Во время обрядов участники осеняют себя Святым знамением — для этого большой, безымянный пальцы и мизинец правой руки собираются вместе, а два оставшихся также собираются вместе и распрямляются. Такая же форма ладони применяется старообрядцами в православном христианстве. Затем сложенные вместе указательный и средний пальцы прилагаются сначала ко лбу, потом к глазам (сначала к левому, потом к правому), после ко рту. Подобное осенение называется малая перуница. В большой перунице после лба рука прилагается к левому плечу, потом правому, потом к животу.
Во время служб поются гимны, такие как «Гимн Бога Купала», «Гимн Святой Земли», «Гимн Огню».
Расовые и эволюционные представления
Глава церкви инглингов Александр Хиневич настаивает на существовании телегонии, которая по современным представлениям является псевдонаучным суеверием.
Хиневич отрицает теорию эволюции, считая, что Дарвин, как христианин, знал гипотезу о происхождении людей от Адама и Евы, знал, что от них произошли только семиты (согласно Библии — все люди), знал, что слово «семиты» происходит от латинского слова simia — «обезьяна» и греческого eidos — «вид» (на самом деле — от имени Сима, одного из сыновей Ноя) и на этом основании разработал теорию эволюции, которая неверна, потому что все люди не могли произойти от одной единственной пары, например от Адама и Евы.
Людей Хиневич подразделяет на типы по цветам кожи, а именно на «белых» (вероятно, европеоидная раса), «красных» (видимо, имеется в виду американоидная раса), «жёлтых» (видимо, монголоидная раса), «чёрных» (видимо, имеются в виду негроидная раса, малая капоидная раса, эфиопская малая раса и австралоидная раса), а также «серых» (некая раса гермафродитов, якобы посещавшая нашу планету). Индусы (народы, населяющие Индию, представители которых имеют различные вероисповедания) по Хиневичу являются смесью «чёрных» и «желтых» (по представлениям современной науки, влияние монголоидов на большинство индийских народов не прослеживается), а иудеи (видимо, имеются в виду евреи как народ (то есть независимо от вероисповедания), а не иудеи, среди которых есть, например, и русские-субботники) — «белых», «чёрных» и «серых».
Как и в случае с вопросом о происхождении «Вед», расовые и эволюционные представления инглиистов не выдерживают научно-аргументированной критики.
«Веды» о календаре
Мистификация: обложка книги «Круголeтъ Числобога», якобы изданной в Санкт-Петербурге в 1888 г.
Комментарии к «Ведам» дают сведения о мерах длины и времени, а также об устройстве календаря. Слово «календарь», по мнению инглингов, происходит от сочетания слов «Коляда» и «Дар». Буквально — подарок Коляды. Другое название — Круголет числобога
.Обряд Тризны (сожжение на погребальном костре) принято проводить на 9-й и 40-й дни, что соответствует неделе и месяцу календаря инглингов.
Основные временные промежутки описанные в «Ведах» и комментариях:
• День — сутки, изначально был разделён на 16 часов.
• Неделя — 9 дней, по периоду обращения «Малой Луны» вокруг Земли. Дни называются: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Инглинги считают эти названия реконструкцией, приводя в качестве аргументов цитаты из сказок П. Ершова:
«Конек-Горбунок» (1834 год):
Время катит чередом,
Час за часом, день за днём,
И на первую седмицу
Братья едут в град-столицу…
Из русской народной сказки «Каменная чаша»:
Вот осьмица уж прошла
И неделя подошла…
Однако слово «седмица» поныне используется в церковнославянском языке в значении «неделя», в то время, как словом «Неделя» (с прописной буквы) обозначается воскресенье. Факт же существования второй сказки у Ершова оспаривается. Известна прозаическая народная сказка «Каменная чаша».
• Месяц — 40 дней (четный) или 41 день (нечетный). Всего 9 месяцев: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет. (по всей видимости, Хиневич дал названия месяцам на основе еврейского алфавита, первые буквы которого — алеф, бет, гимел, далет, хе, вав, зайн, хет, тет)
Год бывает двух типов
• Простое лето (лето) — 365 дней. По Круголету Числобога Новолетие наступление нового лета приходится на день осеннего равноденствия. Каждое лето имеет три сезона по три месяца каждый.
• Священное лето — 369 дней. В такое лето все 9 месяцев длятся 41 день. Священное лето повторяется каждые 16 лет.
Годы группируются в:
• Круг Лет — 16 лет. Состоит из 15 Простых лет и одного Священного лета.
• Круг жизни — 144 лета. Состоит из 9 Кругов Лет (16x9=144).
• Звёздный чертог — 1620 лет . Промежуток времени, на протяжении которого солнце восходит в определённом чертоге. Объединяет 16 чертогов (созвездий), расположенных вдоль видимого годового пути Солнца среди звёзд — эклиптики.
• Сварожий Круг (Сварожье Коло) — 25920 лет. Состоит из 180 Кругов Жизни (144x180=25920). Период полного оборота звёздного неба, наблюдаемого с Земли. На протяжении Сварожьего Круга Солнце перемешается по небесному своду из созвездия в созвездие, в противоположном направлении от обычного годового цикла. Точка восхода Солнца в час осеннего равноденствия ежегодно смещается и за каждые 1620 лѣт проходит в следующий чертог (1620x16=25920), отсчитывая эпохи. Каждый четвёртый чертог совпадает с каждым третьим зодиакальным созвездием, то есть в 2012 году наступит эпоха Волка (Белого Пса), что соответствует эре Водолея в классической астрологии. Имеется в виду прецессия.
№ Название чертога, эпохи Бог — Покровитель Дата эпохи
1 Дева Джива 10948-9328 г. до н. эры
2 Раса Даждьбог 9328-7708 г. до н. эры
3 Орёл Перун 7708-6088 г. до н. эры
4 Конь Купала 6088-4468 г. до н. эры
5 Финист Вышень 4468-2848 г. до н. эры
6 Лось Лада 2848-1228 г. до н. эры
7 Тур Крышень 1228-392 г. до н. эры
8 Лиса Марена 392—2012 г. н. эры
9 Волк (Белый Пёс) Велес 2012-3632 г. н. эры
10 Бусл (аист) Род 3632-5252 г. н. эры
11 Медведь Сварог 5252-6872 г. н. эры
12 Ворон Коляда, Варуна 6872-8492 г. н. эры
13 Змей Семаргл 8492-10112 г. н. эры
14 Лебедь Макошь 10112-11732 г. н. эры
15 Щука Рожана 11732-13352 г. н. эры
16 Вепрь Рамхат 13352-14972 г. н. эры
Отсчёт проводится от важнейших для инглингов мифических дат прошлого, например:
• от Сотворения Мира в Звездном Храме (5508 год до н. э.), то есть от даты подписания мирного договора после победы державы Великой Расы над империей Великого Дракона (Китай).;
• от основания Асгарда Ирийского (104 778 г. до н. э.);
• от Ассы Деи (151 336 г. до н. э.);
• от Времени Трех Солнц (602 374 г. до н. э.)
Однако ни одна из представленных дат не упоминается ни в каких источниках, кроме собственно издания «перевода» «Вед».
Вопреки самоназванию, Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов не имеет никакого отношения ни к старообрядцам, ни к православию в целом, а называется так потому, что инглинги исповедуют «старую веры расы великой» и «славят Правь».
А.Ю. Хиневич пояснил это в свойственной ему манере отрицания общепринятых истин так: христианство насадил в России Никон в XVII веке, и тогда «сразу же и родовой князь Александр Невский в христианина превратился, и волхва Сергия Радонежского туда же, в попы записали, в монахи…». Хотя по многим признакам – от одеяний А.Ю. Хиневича до заверений в традиционности инглиистической веры для русских – инглиизм можно отнести к родноверию, крупные родноверческие объединения — Союз славянских общин славянской родной веры и Круг языческой традиции — рассматривают инглингов как организацию, «дискредитирующую возрождающееся Славянское Движение»[5]. Весьма нелицеприятно о А.Ю. Хиневиче и его церкви отзываются известные писатели, близкие к родноверию. Сатирик М.Н. Задорнов на своем сайте охарактеризовал представления инглингов как «смесь глюков с голливудскими фантазиями, замешанными на желании преподнести славянам новую Библию», а А.И. Асов посвятил А.Ю. Хиневичу памфлет «Инструкция для создания “поганой” секты с помощью Интернета».
История церкви
По версии А. Ю. Хиневича, изложенной им в частности на судебном процессе 2009 года, Древнерусская церковь имеет длинную историю; сам он окончил Мужскую духовную семинарию в г. Омске в 1982 году и в 1985 году советом старейшин Древнерусской церкви староверов был избран главой церкви (сан — Патр Дий, Патриарх). Центр Церкви находится в г. Омске, общины же церкви имеются во всех регионах России, а также во многих странах СНГ (Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина, Крым), за рубежом (Германия, США, Канада).
Видимая история движения началась в 1991 году, когда А. Ю. Хиневич создал в Омске «Центр по изучению и исследованию паранормальных и аномальных явлений „Джива“», где проходили курсы по экстрасенсорике и оккультизму. Однако весной следующего года центр трансформируется в церковь под названием «Духовная Миссионерия Орден-Миссия „Джива-храм Инглии“», название которой произошло от «слова инглия, что означает Божественный Первичный Огонь, производивший разнообразную жизнь в бесконечных бесконечностях». Ее удается зарегистрировать в министерстве юстиции РФ 29 октября 1992 года как высшую церковную структуру, куда входят местные религиозные организации. Название «Древнерусская Инглиистическая Церквь» впервые в официальных документах появляется в декабре 1993 года.
Легально омские общины и семинарии «Древнерусской Инглиистической Церкви» действовали до 27 июля 2004 года, когда вступило в законную силу решение Омского областного суда об их ликвидации в связи осуществлением ими экстремистской деятельности. Были закрыты:
• Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов;
• Местная религиозная организация Славянская община Капища Веды Перуна Духовного управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов;
• Религиозная организация Мужская Духовная Семинария высшее Духовное учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов.
Тем не менее, после 27.07.2004 года А. Ю. Хиневич организовал «Славянскую общину Капища Веды Перуна Духовного управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглиингов» и принимал активное участие в её деятельности, уделяя большое внимание размещению материалов в сети Интернет. В сети появились многочисленные видеоматериалы Асгардской духовной академии с лекциями А.Ю. Хиневича, брошюры и выступления других инглиингов, в т.ч. А.В. Трехлебова. Эта деятельность была предметом судебного разбирательства в 2009 году, в результате которой А. Ю. Хиневич был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 282.2 ч. 1 УК РФ. На 2009 год, по некоторым оценкам, в г. Омске проживало около 13 000 староверов-инглингов.
Славяно-Арийские Веды
Обложка книги из серии «Славяно-Арийские Веды»
Священные тексты инглиизма, выдаваемых собственно за переводы с разных древних языков, собраны в так называемые «Славяно-Арийские Веды» (далее — САВ), четыре части которых были легально изданы в начале 2000-х годов и выдержали 3 издания до 2008 года. Согласно заключению комиссионной-религиоведческой экспертизы от 14.04.2008, САВ содержат ряд суждений, которые могут быть признаны как содержащие признаки экстремизма.
Содержание Славяно-Арийских Вед
Книга Первая
• «Саньтии Веды Перуна — Круг Первый» (Книга Мудрости Перуна) записаны в форме диалога Перуна с людьми. В Первом Круге рассказано о заповедях, оставленных Перуном народам «Великой Расы» и «Потомкам Рода Небесного», а также о предстоящих событиях на протяжении следующих 40 176 лет. Весьма примечательны комментарии к саньтиям, в которых слово «земля» интерпретируется как планета, небесная колесница — как космический корабль, «огненные грибы» — как термоядерные взрывы. В результате получается история появления людей на Земле, перекликающаяся с описанной в рассказах о Зиню, существование которого предполагают последователи «Свободной зоны», реформаторского течения саентологии. В предисловии сказано, что саньтии были переведены первыми еще в 1944 г. от Р. Х. для вновь возрождаемых Славянских Общин, и что в общине сохраняются древние пластины из благородного металла, покрытые рунами более 40 тыс. лет назад (то есть во времена кроманьонцев). Эти руны — не буквы и не иероглифы, а «тайные образы, передающие огромный объем Древних Знаний», записываемые под общей чертой. Следует отметить удивительное совпадение внешнего вида саньтий с дощечками, на которых была записана Велесова книга.
• «Сага об Инглингах» — собственно говоря, действительно древнескандинавская Сага об Инглингах из Круга Земного в академическом переводе М. И. Стеблин-Каменского, имя которого в САВ-1, однако, не упоминается. Сказано лишь, что дается перевод в редакции о. Александра (А. Ю. Хиневича). Связь рода Инглингов поясняется в тексте тем, что Инглинги суть предки. На сайтах, посвящённых инглиизму, этот текст обычно выпускается.
• Приложение 1. «Инглиизм». Содержит общие сведения об учении церкви, описание пантеона, тексты гимнов и заповеди. Однако, и здесь имеют место прямые заимствования без указания на авторов. Напр., «Заповеди бога Сварога» взяты из «Песен птицы Гамаюн» А. И. Асова.
• Приложение 2. «Даарийский круголет Числобога». Содержит информацию о календаре инглингов.
• Приложение 3. «Общины и организации Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов».
Книга Вторая
• • «Книга Света» (Харатьи 1-4 Света) — мистическое произведение, написанное согласно А.Ю. Хиневичу древними рунами на пергаментных листах и переведенные на современный русский язык около 250 лет назад. Харатьи 1-4 опубликованы вмести с руническим первоисточником во втором томе Вед. При ближайшем рассмотрении Харатьи 3-4 почти дословно повторяют «Легенды тамплиеров» № 1.2 и 1.1 соответственно, изданные в 1990-х А.Л. Никитиным. Весьма примечателен и характер замен: Сатл всюду заменен Чернобогом, Михаилы – Белобогом, Элоа – Сварогом, всюду вставлены пассажи про явь, правь и навь.
• «Слово Мудрости Волхва Велимудра». Часть 1. — высказывания, приписываемые инглиистами древнему мудрецу из Беловодья Велимудру.
Книга Третья
• «Инглиизм» — Символ Веры инглингов.
• «Слово Мудрости Волхва Велимудра». Часть 2.
Книга Четвёртая
• «Источник Жизни» — собрание древних преданий и легенд.
• «Белый Путь» — о пути славянских народов.
Источники «Славяно-Арийских Вед»
Как было показано в предыдущем разделе, тексты САВ содержат явные признаки заимствований, переходящих по крайней мере в случае с «Саге об Инглингах» в прямой плагиат. Не менее интересно и разнообразие этих источников: здесь и скандинавская сага XIII века, и «Легенды тамплиеров» с описанием космоса многомерных миров, созданные во Франции в конце XIX века, и привезенные в Россию анархо-мистиками, и фантазии родноверов 1990-х годов о древних славянских верованиях, и индийские «ведические» термины, и научная фантастика, почерпнутая из некогда популярного в СССР фильма «Воспоминания о будущем», и расовые теории. Все это может легко встретиться на одной странице САВ: Перун, напр., в качестве предка может бороздить просторы галактики на космических кораблях типа «Вайтмара» во время битв Второй Великой Ассы из «Легенд тамплиеров».
Дискуссия о подлинности «Славяно-Арийских Вед»
На разного рода интернет-форумах, посвященных родноверию и ведизму часто дискутируется вопрос о подлинности текстов САВ. При этом как инглинги, так и их оппоненты полагают, что экспертизе могут быть подвергнуты только оригиналы, то есть пластины из благородного металла, покрытые рунами.
Причины сокрытия этих пластин впервые были разъяснены в письме, размещённом на некоторых интернет-форумах в 2004 году от имени А. Ю. Хиневича. Согласно этому письму, сам А. Ю. Хиневич всегда «жил традицией и устоем своего рода», а в начале 1980-х годов дал переписать знакомым «родовые книги». Одна такая запись попала к основателю Союза Венедов В. Н. Безверхому, который прислал А. Ю. Хиневичу письмо с просьбой, дать ему материалы по Старой Вере. «Краткие материалы ему посылаются для личного пользования, но через некоторое время… он публикует эти материалы в газете Венедов „Родные Просторы“ в начале 90-х годов…». Подтвердить или опровергнуть это утверждение невозможно, поскольку к числу таких публикаций при желании можно отнести даже «Песни птицы Гамаюн» А.И. Асова. После огласки, вняв просьбам общественности, А. Хиневич издаёт несколько книг из серии «Славяно-Арийские Веды»:
«И тут… стали появляться люди, которые не просили поделиться с ними Родовым Наследием, а стали требовать, чтобы им отдали все первоисточники, которыми они исследуют и сами будут потом ими распоряжаться. Действия Староверов были закономерны… Первоисточники перевезли по глухим деревням и скитам, чтобы никто, из искателей первоисточников, не смог до них добраться. Сейчас издаваемая литература расходится только по Общинам России, а Общинники распоряжаются ей по своему усмотрению».
Со временем появилась вторая версия. Некие жрецы, упоминаемые в Славяно-арийских ведах как Жрецы-хранители, посчитали, что после окончания Ночи Сварога (период негативного влияния различных факторов космического происхождения, окончился в 1996 году) настало время выдать в свет часть книг, которые сообщество этих хранителей охраняло многие тысячи лет. Для реализации данной миссии (публикации) был выбран Александр Хиневич. Ему передали текст перевода с рунического алфавита на современный русский язык. После того, как он издал книги, упомянутое сообщество Жрецов-хранителей больше не имело с ним контактов, никогда не передавало ему оригиналы книг и не сообщало об их местоположении. Эта история появления золотых пластин, содержащих некие «древние знания», отчётливо перекликается с появлением Книги Мормона, опубликованной в первой половине XIX века Джозефом Смитом.
Для установления аутентичности или подложности текстов «Славяно-Арийских Вед» не требуется оригинал, достаточно констатировать многочисленные эклектичные заимствования, источники которых объединяет одно обстоятельство: все они входили в круг чтения подписчиков журнала «Наука и религия» в начале 1990-х годов. Текст «Книга Света», опубликованный на языке оригинала в начале САВ-2, не был предметом исследований.[источник?]
Религиозные представления
Под богами инглинги в первую очередь понимают предков. Создатель и богородица — это Отец и Мать. Важным является почитание всех предков и ещё не родившихся потомков.
Одним из самых почитаемых богов инглиизма является Род. Он объединяет в себя всех предков человека, ставит задачи человеку перед его воплощением на Мидгарде и выступает судьёй на одном из трёх посмертных судов.
В «Ведах» описаны и «Вышние боги». Под Вышними богами понимаются изначальные информационные структуры (законы мироздания), которые персонифицируются в роли персонажей Вед. Большинство имён богов соответствуют божествам из язычества древних славян (Даждьбог, Сварог, Велес, Перун) и из скандинавского язычества (Один, Тор, Валькирия), а также из индуизма (Агни, Индра) и римского пантеона (Веста). Версия такого соответствия, поддерживаемая инглингами — единство происхождения божеств Скандинавии, Индии и античного мира от Славянских богов.
Обряды
Инглинги соблюдают пять постов, кроме того, постятся в седьмой день своей девятидневной недели. Не соблюдают посты дети до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, так как им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья.
Девять основ инглиизма включают в себя просвещение, духовность, сострадание, покаяние, терпение, миролюбие, любовь к ближнему, испытание и целеустремлённость.
Во время обрядов участники осеняют себя Святым знамением — для этого большой, безымянный пальцы и мизинец правой руки собираются вместе, а два оставшихся также собираются вместе и распрямляются. Такая же форма ладони применяется старообрядцами в православном христианстве. Затем сложенные вместе указательный и средний пальцы прилагаются сначала ко лбу, потом к глазам (сначала к левому, потом к правому), после ко рту. Подобное осенение называется малая перуница. В большой перунице после лба рука прилагается к левому плечу, потом правому, потом к животу.
Во время служб поются гимны, такие как «Гимн Бога Купала», «Гимн Святой Земли», «Гимн Огню».
Расовые и эволюционные представления
Глава церкви инглингов Александр Хиневич настаивает на существовании телегонии, которая по современным представлениям является псевдонаучным суеверием.
Хиневич отрицает теорию эволюции, считая, что Дарвин, как христианин, знал гипотезу о происхождении людей от Адама и Евы, знал, что от них произошли только семиты (согласно Библии — все люди), знал, что слово «семиты» происходит от латинского слова simia — «обезьяна» и греческого eidos — «вид» (на самом деле — от имени Сима, одного из сыновей Ноя) и на этом основании разработал теорию эволюции, которая неверна, потому что все люди не могли произойти от одной единственной пары, например от Адама и Евы.
Людей Хиневич подразделяет на типы по цветам кожи, а именно на «белых» (вероятно, европеоидная раса), «красных» (видимо, имеется в виду американоидная раса), «жёлтых» (видимо, монголоидная раса), «чёрных» (видимо, имеются в виду негроидная раса, малая капоидная раса, эфиопская малая раса и австралоидная раса), а также «серых» (некая раса гермафродитов, якобы посещавшая нашу планету). Индусы (народы, населяющие Индию, представители которых имеют различные вероисповедания) по Хиневичу являются смесью «чёрных» и «желтых» (по представлениям современной науки, влияние монголоидов на большинство индийских народов не прослеживается), а иудеи (видимо, имеются в виду евреи как народ (то есть независимо от вероисповедания), а не иудеи, среди которых есть, например, и русские-субботники) — «белых», «чёрных» и «серых».
Как и в случае с вопросом о происхождении «Вед», расовые и эволюционные представления инглиистов не выдерживают научно-аргументированной критики.
«Веды» о календаре
Мистификация: обложка книги «Круголeтъ Числобога», якобы изданной в Санкт-Петербурге в 1888 г.
Комментарии к «Ведам» дают сведения о мерах длины и времени, а также об устройстве календаря. Слово «календарь», по мнению инглингов, происходит от сочетания слов «Коляда» и «Дар». Буквально — подарок Коляды. Другое название — Круголет числобога
.Обряд Тризны (сожжение на погребальном костре) принято проводить на 9-й и 40-й дни, что соответствует неделе и месяцу календаря инглингов.
Основные временные промежутки описанные в «Ведах» и комментариях:
• День — сутки, изначально был разделён на 16 часов.
• Неделя — 9 дней, по периоду обращения «Малой Луны» вокруг Земли. Дни называются: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Инглинги считают эти названия реконструкцией, приводя в качестве аргументов цитаты из сказок П. Ершова:
«Конек-Горбунок» (1834 год):
Время катит чередом,
Час за часом, день за днём,
И на первую седмицу
Братья едут в град-столицу…
Из русской народной сказки «Каменная чаша»:
Вот осьмица уж прошла
И неделя подошла…
Однако слово «седмица» поныне используется в церковнославянском языке в значении «неделя», в то время, как словом «Неделя» (с прописной буквы) обозначается воскресенье. Факт же существования второй сказки у Ершова оспаривается. Известна прозаическая народная сказка «Каменная чаша».
• Месяц — 40 дней (четный) или 41 день (нечетный). Всего 9 месяцев: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет. (по всей видимости, Хиневич дал названия месяцам на основе еврейского алфавита, первые буквы которого — алеф, бет, гимел, далет, хе, вав, зайн, хет, тет)
Год бывает двух типов
• Простое лето (лето) — 365 дней. По Круголету Числобога Новолетие наступление нового лета приходится на день осеннего равноденствия. Каждое лето имеет три сезона по три месяца каждый.
• Священное лето — 369 дней. В такое лето все 9 месяцев длятся 41 день. Священное лето повторяется каждые 16 лет.
Годы группируются в:
• Круг Лет — 16 лет. Состоит из 15 Простых лет и одного Священного лета.
• Круг жизни — 144 лета. Состоит из 9 Кругов Лет (16x9=144).
• Звёздный чертог — 1620 лет . Промежуток времени, на протяжении которого солнце восходит в определённом чертоге. Объединяет 16 чертогов (созвездий), расположенных вдоль видимого годового пути Солнца среди звёзд — эклиптики.
• Сварожий Круг (Сварожье Коло) — 25920 лет. Состоит из 180 Кругов Жизни (144x180=25920). Период полного оборота звёздного неба, наблюдаемого с Земли. На протяжении Сварожьего Круга Солнце перемешается по небесному своду из созвездия в созвездие, в противоположном направлении от обычного годового цикла. Точка восхода Солнца в час осеннего равноденствия ежегодно смещается и за каждые 1620 лѣт проходит в следующий чертог (1620x16=25920), отсчитывая эпохи. Каждый четвёртый чертог совпадает с каждым третьим зодиакальным созвездием, то есть в 2012 году наступит эпоха Волка (Белого Пса), что соответствует эре Водолея в классической астрологии. Имеется в виду прецессия.
№ Название чертога, эпохи Бог — Покровитель Дата эпохи
1 Дева Джива 10948-9328 г. до н. эры
2 Раса Даждьбог 9328-7708 г. до н. эры
3 Орёл Перун 7708-6088 г. до н. эры
4 Конь Купала 6088-4468 г. до н. эры
5 Финист Вышень 4468-2848 г. до н. эры
6 Лось Лада 2848-1228 г. до н. эры
7 Тур Крышень 1228-392 г. до н. эры
8 Лиса Марена 392—2012 г. н. эры
9 Волк (Белый Пёс) Велес 2012-3632 г. н. эры
10 Бусл (аист) Род 3632-5252 г. н. эры
11 Медведь Сварог 5252-6872 г. н. эры
12 Ворон Коляда, Варуна 6872-8492 г. н. эры
13 Змей Семаргл 8492-10112 г. н. эры
14 Лебедь Макошь 10112-11732 г. н. эры
15 Щука Рожана 11732-13352 г. н. эры
16 Вепрь Рамхат 13352-14972 г. н. эры
Отсчёт проводится от важнейших для инглингов мифических дат прошлого, например:
• от Сотворения Мира в Звездном Храме (5508 год до н. э.), то есть от даты подписания мирного договора после победы державы Великой Расы над империей Великого Дракона (Китай).;
• от основания Асгарда Ирийского (104 778 г. до н. э.);
• от Ассы Деи (151 336 г. до н. э.);
• от Времени Трех Солнц (602 374 г. до н. э.)
Однако ни одна из представленных дат не упоминается ни в каких источниках, кроме собственно издания «перевода» «Вед».