Крещение Руси

Все, что не вошло в другие разделы, обитает здесь.
Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Крещение Руси

Сообщение Bindu » 09 окт 2015, 20:21

Евгений Спицын
Крещение Руси: научно-исторический взгляд
К 1000-летию преставления великого равноапостольного князя Владимира публикуем фрагмент из четырехтомника по истории России за авторством ученого-практика Евгения Спицына. Книга скоро выйдет из печати.


Проблема Крещения Руси.

Как справедливо отметил профессор А. Г. Кузьмин, один из самых вдумчивых исследователей этой проблемы, процесс Крещения Руси нельзя рассматривать в однозначном ключе, стремясь отыскать только один источник проникновения христианства на Русь. Процесс этот был гораздо сложнее, что нашло свое отражение даже в самой «Повести Временных лет» (ПВЛ), которая представляла собой не единую летопись, принадлежащую перу одного летописца, а синтезированный свод, состоящий из разных и разновременных летописных и внелетописных источников. Поэтому до сих пор в исторической науке не утихают споры по целому комплексу проблем:

а) Проблема датировки Крещения Руси. Сам летописный рассказ об «испытании вер» и Крещении Руси был размещен не только в ПВЛ, но и других источниках, включенных позднее в ее состав, в частности в «Речи философа», принадлежащей либо перу неизвестного христианского богослова, либо перу Кирилла-философа, «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, «Чтении о святых Борисе и Глебе» диакона Нестора и других. Во всех этих источниках рассказ о Крещении Руси был размещен между 6494–6496 гг. от сотворения мира, когда князь Владимир стал одним из участников драматических событий, разыгравшихся в то время в Византии. Суть этих событий была такова. По просьбе византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина YII киевский князь подписал с ними союзный договор, который предусматривал, что: а) Владимир предоставит Константинополю воинский контингент для подавления мятежа двух византийских полководцев Варды Склира и Варды Фоки, возжелавших занять императорский престол, а б) братья-басилевсы, нарушив негласную заповедь, впервые выдадут за «варвара» свою порфирородную сестру Анну, но только при условии, что князь-язычник Владимир примет святое крещение. Киевский князь в точности исполнил свой союзнический долг, однако братья-басилевсы явно не спешили исполнять взятые на себя обязательства. Тогда Владимир пошел походом в ближайшую к нему византийскую провинцию в Крыму, где после многомесячной осады овладел ее столицей городом Херсонес, который на Руси называли Корсунь. После этих событий Анна прибыла в Крым, обвенчалась с киевским князем, а затем вместе с ним вернулась в Киев, где Владимир в одночасье низверг языческих идолов и крестил в «днепровской купели» всех киевлян.

Если исходить из того предположения, что все авторы указанных произведений вели свою хронологию по константинопольской эре и сентябрьскому стилю, то получается, что эти события произошли между 986–988 гг. Однако, если предположить, что хотя бы один из этих авторов исповедовал старую византийскую эру и мартовский стиль, то получается, что эти события произошли в 989–992 гг. Именно по этой причине в исторической науке до сих пор существуют совершенно разные датировки Крещения Руси. В частности, ряд историков (А.Кузьмин, Ю.Брайчевский, М.Свердлов) настаивают на более ранней датировке этого события, а их оппоненты (Е.Шмурло, О.Рапов, Ю.Бегунов) — на более поздней. Хотя, сама Русская Православная Церковь официальной датой Крещения Руси считает 988 г., что и нашло свое отражение во всей учебной литературе.

В научной литературе также существует довольно популярная версия, что Киевская Русь впервые крестилась значительно раньше событий, указанных в ПВЛ. В частности, ссылаясь на «Окружное послание» патриарха Фотия, ряд украинских и российских историков (Ю.Брайчевский, В.Кожинов) датируют этот знаменательный акт не позднее 867 г. Однако, как верно отмечали их многочисленные оппоненты, в указанный период речь могла идти: 1) либо о крещении только части социальной верхушки Древней Руси во главе с киевским князем (Б.Греков, В.Мавродин, М.Левченко), 2) либо о крещении азовско-черноморских русов (Е.Голубинский, А.Кузьмин, Е.Галкина).

б) Проблема внутреннего содержания Крещения Руси. Гораздо более существенным представляется вопрос о том, какой вариант христианства был взят за основу при Крещении Руси, поскольку в самом христианском мире задолго до раскола христианской церкви на православную и католическую, существовало довольно много различных течений, которые отличались между собой и идейно, и структурно, и организационно.

В частности, в конце Х в. в единой христианской церкви существовало аж шесть патриаршеств — александрийское, антиохийское, иерусалимское, константинопольское, римское и орхидское (болгарское), не считая десятков других, более мелких христианских церквей.

Как правило, решение этого вопроса напрямую связывали с разными летописными версиями о крещения самого Владимира-либо в Корсуни, либо в Василеве, либо в Киеве, либо в «ином месте», пытаясь найти однозначный ответ на этот крайне запутанный вопрос. Так, одни историки (В.Василевский, В.Потапов, М.Левченко), являясь сторонниками традиционной «византийской аксиомы», утверждали, что Древняя Русь была изначально крещена по византийскому (ортодоксальному) обряду. Другие авторы (А.Шахматов, М.Приселков, А.Пресняков) полагали, что крещение Руси произошло по болгарскому обряду, третьи (Е.Голубинский, Н.Коробка) утверждали, что наши предки были крещены по римскому обряду пришлыми скандинавами, четвертые (Н.Никольский, Н.Ильин, Ю.Бегунов) искали истоки русского христианства в западнославянской (моравской) церкви, пятые (М.Тихомиров) выдвинули оригинальную гипотезу о возможном перекрещивании наших предков с болгарского на византийский обряд, наконец, шестые (В.Кожинов) были убеждены в том, что христианство на Русь пришло из соседней Хазарии.

Однако, как верно отметил профессор А. Г. Кузьмин, решение этой проблемы лежит совершенно в иной плоскости, поскольку необходимо понять, почему у древнерусских летописцев существует такая странная разноголосица мнений. И ответ на этот вопрос он предлагал искать в том, что изначально на Руси существовали разные христианские общины, которые исповедовали разные христианские вероучения, в центре которых лежал давний христологический спор о символе веры (фелиокве), т. е. взаимоотношения трех ипостасей Святой Троицы: Бога-отца, Бога-сына и Бога-святого духа.

В частности, сам профессор А. Г. Кузьмин заострил свое внимание на том, что в знаменитой «Корсунской легенде», содержащейся в ПВЛ, был отражен еретический арианский символ веры о том, что Бог-сын только подобен Богу-отцу и Богу-святому духу, что полностью противоречило каноническому никейскому символу веры о том, Бог-сын единосущ с Богом-отцом и Богом-святым духом. Другой известный историк профессор М. Ю. Брайчевский аналогичную ересь усмотрел в знаменитой «Речи философа», тоже находящейся в составе ПВЛ, где содержалось учение богомильцев (павликиан), которые, по сути, отрицали сам догмат о Святой Троице и богочеловеческой сущности Иисуса Христа, утверждая, что он был только человек.

А поскольку «Повесть Временных лет» была сводом разных и разновременных летописных и внелетописных источников, авторами которых были представители разных христианских общин, в том числе монастырей, то в ней нашли свое отражение и разные «символы веры», и разные космические эры, о чем говорилось выше. В связи с этим обстоятельством, мы вполне разделяем обоснованное мнение профессора А. Г. Кузьмина, что:

1) Изначально довольно сильные позиции в русском христианстве занимали традиции неканонической арианской, в том числе ирландской церкви, привнесенные на Русь из Великой Моравии местными христианами, которые еще в 930-х гг. вынуждены были бежать от германских миссионеров, агрессивно насаждавших там каноническое (римское) вероучение. При этом организационная структура ирландской церкви, в виде отдельных и самостоятельных христианских общин во главе с выборными пресвитерами, где отсутствовала традиционная для всех остальных церквей иерархия священнослужителей, органично накладывалась на традиции самой славянской соседской общины, построенной по такому же принципу самоуправления и выборности.

2) Как известно именно в Великой Моравии и в Крыму, где существовали большие общины разных русов, в 860-х гг. вели свою миссионерскую деятельность два великих славянских просветителя — знаменитые «солунские братья» Кирилл и Мефодий. Именно там, ознакомившись с какими-то «русскими письменами», они создали две славянские азбуки — «глаголицу» и «кириллицу», на которых будут написанные первые рукописные книги, содержавшие, в том числе, и арианский символ веры. Не случайно в 1060 г., уже после разделения христианской церкви на православную и католическую, тогдашний римский папа Николай II в. своей специальной булле, адресованной Церковному Собору в Сплите, называл одного из «солунских братьев» — Мефодия еретиком.

3) Именно из Корсуни, которая всегда находилась в религиозной оппозиции к своей далекой митрополии, Владимир вывез на Русь весь тамошний церковный клир во главе с «попом» Анастасом, церковную утварь, иконы и книги, а также мощи Святого Климента. Именно культу этого святого и культу Богородицы, а не культу Святой Софии, распространенному в самой Византии, в Киеве будет воздвигнута знаменитая Десятинная церковь, настоятель которой Анастас Корсунянин и будет негласным главой всей русской христианской церкви вплоть до смерти Владимира и гибели Святополка, после чего отъедет в Польшу, где еще сохранились арианские общины.

4) Византийская христианская ортодоксия проникнет на Русь только при Ярославе Мудром, при котором в рамках Константинопольского патриархата будет создана отдельная Русская митрополия и в Киев будет послан первый русский митрополит — грек Феопемт, а в самом Киеве, Новгороде и Полоцке в честь византийского культа Святой Софии будут возведены помпезные Софийские соборы. Тогда же греческий митрополит произведет довольно странный обряд нового освящения Десятинной церкви. При этом попытки ряда современных авторов (А.Поппэ, Я.Щапов, А.Карпов) отыскать первых русских митрополитов, посланных из Константинопольского патриархата раньше 1037—1039 гг., не кажутся нам убедительными, тем более что ряд сторонников этой гипотезы (А.Карпов), сами признают, что «при князе Владимире роль митрополитов и других церковных иерархов была крайне незначительной».

5) Даже после утверждения византийской ортодоксии весь период существования Древней Руси в самой великокняжеской семье уживались представители разных христианских общин, о чем красноречиво свидетельствует такой показательный факт: в Десятинной церкви будут похоронены Владимир Святославич (1015), Изяслав Ярославич (1078) и Ростислав Мстиславич (1093), а в Софийском соборе — Ярослав Мудрый (1054), Всеволод Ярославич (1093) и Владимир Мономах (1125). При этом Великий князь Владимир Святой, в отличие от своих убиенных сыновей Бориса и Глеба, будет канонизирован Русской Православной Церковью только после монгольского нашествия, и то не как святитель Руси, а в общей когорте других русских князей, как защитник земли русской.

Сам процесс Крещения Руси занял несколько десятилетий и иногда сопровождался большой кровью, как, например, в Новгороде (990) и Суздале (1024). Но именно Древняя Русь стала главной хранительницей кирилло-мефодиевской традиции, основанной на принципах общинного самоуправления и двоеверия, что станет затем основой всего русского православия, органично соединившего в себе и догматы христианского вероучения, и древнейшие традиции славяно-русского язычества. Неслучайно многие проницательные исследователи (Н.Никольский, А.Кузьмин) подчеркивали особо светлый и оптимистический характер древнерусского христианства, не знавшего ни крайностей религиозного аскетизма и мистицизма, ни воинственного настроя по отношению к инаковерующим. Кроме того, русское православие никогда не знало и военно-рыцарских орденов, «мечом и крестом» обращавших язычников в истинную веру, а первые инквизиторские костры, которыми Рим веками разогревал всю католическую Европу, появятся на Руси лишь на рубеже XY-XYI вв., причем, не без влияния того же Рима, прелаты которого сопровождали Зою-Софью Палеолог в жены овдовевшему Великому московскому князю Ивану III.

Что касается хазарской версии Крещения Руси, на которой активно настаивают современные «евразийцы» (В.Кожинов), то она основана на явном недоразумении, возникшим в результате не критического прочтения ими того перевода древнерусского текста ПВЛ, который был сделан Д. С. Лихачевым в 1950 г. и который долгие годы считался классическим.

Однако, как установил профессор А. Г. Кузьмин, сделавший в 1993 г. собственный перевод ПВЛ, академик Д. С. Лихачев лихо смастерил банальный фальсификат. Именно тогда, на закате сталинской эпохи, будущий маститый академик, запечатленный позднее на телеэкране в образе благообразного старичка-интеллигента, сделал очень маленькую, но принципиальную правку в текст ПВЛ, где речь шла о клятве русской дружины (язычников и христиан) на верность русско-византийскому договору, заключенному князем Игорем в 944 г. В оригинальном тексте ПВЛ было написано так: «а хрестеяную Русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть надъ Ручаемъ, конець Пасынъче беседы, и Козаре: се бо бе сборная церкви, мнози бо беша варязи хрестьяни». В «классическом» же переводе маститого академика-интеллигента этот текст ПВЛ стал выглядеть следующим образом: «а христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что над Ручьем в конце Пасынчей беседы, где была соборная церковь, так как много было христиан — варягов и хазар». Комментарии, как говорится, излишни.

И последнее. В советской исторической науке, где догматическое восприятие и толкование марксизма было почти нормой, Крещение Руси всегда обосновывали исключительно с классовых позиций, утверждая, что становление феодализма в Древней Руси заставило правящий класс принять новую, классовую религию, освящавшую его господство над всем зависимым населением древнерусских сел, погостов и городов. Однако еще на закате советской власти, один из самых проницательных историков-медиевистов профессор О. М. Рапов, резонно заметил, что в рабовладельческом строе древнейших государственных цивилизаций правящий класс вполне обходился языческим культом, а значит, это «классическое» положение советской историографии полностью теряет всяческий смысл и не выдерживает критики.



Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Re: Крещение Руси

Сообщение Bindu » 18 дек 2016, 22:50

обходился -то он обходился.. Но вот только не было в то время рабства, и решало вече большинство главных вопросов.
А библейская концепция стала позволять уже управлять полновластно..
phpBB [video]


phpBB [video]


phpBB [video]


phpBB [video]


phpBB [video]


phpBB [video]


Конечно надо учитывать, что многие сейчас осознанно работают на раздор в России. и в том числе, выкладывая ролики против православия. Но за язык Кирилла Гундяева никто не тянул называть наших предков "варварами и людьми второго сорта", которые могли только мычать.. И строить дворцы в Геленджике, и выселять людей из своих домов и отбирать музейные площади ради построения своих Трестов по обогащению - называемых церковными организациями, минуя налоговые органы.
phpBB [video]


phpBB [video]


И последняя новость - в университете путей сообщения создана кафедра теологии. До этого такая же кафедра с мини церковью создана в МИФИ. Раньше ядерщики, умеющие создавать атомную бомбу, стали учить и тексты про апокалипсис. А сейчас еще и транспортников стали обучать как доехать до Бога на тот свет.
Вместо того, чтобы обучать студентов транспортного университета как доезжать от одного города до другого, учат теологическим теориям - как быстрее попасть на тот свет.
Клерикальность нарушает основной закон Конституции -

Статья 14. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не...
[Конституция РФ] [Глава 1] [Статья 14]

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Re: Крещение Руси

Сообщение Bindu » 19 дек 2016, 01:28

"Выбирая Богов - мы выбираем судьбу"
древний языческий римский поэт Вергилий

Сейчас мы живем в период космической Эры Рыб - эпохи тотальной лжи и тотальных обманов. Сегодня доказать это утверждение не составляет труда. Достаточно просто посмотреть на свой жизненный опыт и немного задуматься. Человек, который родился и жил в СССР до смерти Сталина, помнит, кем был для советского человека Сталин. Советские средства массовой информации (или правильнее средства массовой дезинформации) сделали из Сталина третьего бога после Ленина, который был вторым богом советского человека. Первым богом считался Карл Маркс.
Когда Сталин умер, весь советский народ воспринял это как космическую катастрофу и в первую неделю после этой смерти, ждал по крайней мере апокалипсиса. Но ничего страшного не произошло, жизнь продолжалась, как и прежде. Из Сталина сделали мумию и положили в “святой” мавзолей рядом с другим “вечно живым” богом-Лениным.
Прошло время. Наступил 20 и 22 съезды КПСС. И выяснилось, что Сталин-то оказывается не какой ни бог, а настоящий дьявол. “Исказил” “светлые” идеалы марксизма, делал что-то не то, что завещал ему “великий” Ленин, поубивал массу истинных ленинцев и т. д. Советские люди испытали второй шок. Из советского пантеона богов - мавзолея одного бога (Сталина) выкинули, второго (Ленина) оставили. Учебники истории стали переписывать, “улучшая” и “ухудшая” фрагменты истории в соответствии с требованиями текущей политической ситуации.
Вскрыл все это настоящий герой, истинный коммунист - ленинец Никита Хрущев, очистивший КПСС от искажений и извращений. Средств массовой дезинформации принялись воспевать Хрущева и Хрущев уверенно двигался тропою святого человека в советский пантеон богов. Но, потом вдруг и Хрущева сняли, И тут выяснилось, что и новый вождь великой компартии - Хрущев - никакой не святой, а отъявленный “волюнтарист, извращенец ленинизма и коммунизма”. Люди испытали опять шок, но уже не большой. Начали привыкать к свержению липовых богов. Учебники истории переписали еще раз.
Вскрыл все это и еще более очистил КПСС до небывалой чистоты очередной настоящий коммунист - марксист - ленинец Леня Брежнев. Позже повторилась та же самая история и с Леней Брежневым. Учебники истории снова стали кромсать. Народ, за исключением совершенных придурков, стал понимать, что ему морочат голову. Что власть умышленно скрывает от народа правду и дезинформирует народ.
Потом началась горбачевская перестройка. Дети бывших “врагов народа” опять начали очищать КПСС от сталинизма, возвращаясь к “светлым” идеалам ленинизма (за время которого их любимые и “безвинно” пострадавшие папаши вырезали около 40 миллионов лучших представителей русского народа). Но у детей врагов народа этот номер не прошел. Русские патриоты и националисты разбили великого советского бога Ленина и показали, что Ленин не только не бог, а сам дьявол. Потом “перестройщики” попытались очищать коммунизм от ленинизма, возвращаясь к “светлым” идеалам марксизма. У них это опять не прошло. Русские патриоты разбили и этого лживого бога - Карла Маркса, опять же оказавшегося сатанистом.
Народ стал вспоминать, что в течение всего периода расцвета коммунизма власть постоянно боролась с какими-то антисоветчиками и антикоммунистами и хотя знать о том, что эти антикоммунисты говорят и пишут, было запрещено, народ стал догадываться, что антикоммунисты - то похоже говорили правду. За это их и преследовали и запрещали. Ложь запрещать не обязательно, ее легко разбить аргументами.
С точки зрения власть имущих ситуация стала плохо управляемой. Коммунизм, как информационное оружие, стал плохо работать. Что делать? Новую лжерелигию за месяц и год не напишешь.
Пришлось доставать из пыльных чуланов давно выброшенного бога - Иисуса Христа. А достает-то кто? Да все те же, та же шайка власть имущих, та же шайка бывших капээссэсовцев. Тех, кто плавно переплыл из райкомов, горкомов и парткомов в исполнительную и представительскую власть.
Раньше в СССР постоянно красовались лозунги "Слава КПСС". Теперь повсюду красуются лозунги "Христос воскрес". Причем никого не смущает, что эти надписи незаконны и противоречат конституции в которой прописано, что Россия - это светское государство.
Бывший кандидат в члены политбюро ЦК КПСС Боря Ельцин целуется со ставленником КПСС патриархом всея Руси Алексием вторым и чуть ли не поет “Отче наш иже еси на небеси”. Тут же вся бывшая партократия (Лужков, Черномырдин и т.д.) побежали в церкви (которые они рушили все 70 лет) и со свечками в руках начали креститься перед телевизорами, обозначая “святость” христианской веры. Глупых людей в народе много, но зря они думают, что их большинство.
Часть народа тоже побежала в объятья к христианским попам в поисках истины. А есть ли там истина?
Давайте задумаемся, а что вообще происходит? Не гоняют ли нас по бесконечному кругу лжи? Кто и зачем создает лживых богов и лживые религии? Ответ прост. Лживая религия - самое мощное информационное оружие для управления народом в интересах очень узкой группировки заговорщиков, стремящихся к власти любой ценой и к установлению своего господства. Они обрезают информацию у народа и погружают народ в лживое информационное поле, из которого народ не может вырваться.
Если вас заинтересовала тема, то читайте..
В.А. Истархов. Удар Русских Богов.

Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Re: Крещение Руси

Сообщение Bindu » 19 дек 2016, 01:34

Про Пушкина и РПЦ и толоконный лоб можно прочесть тут -
http://www.bindu.ru/forum/viewtopic.php?f=21&t=457
На сказку Пушкина накладывают цензуру
Знаменитое произведение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, записанное им в Михайловском, "Сказка о попе и его работнике Балде" претерпела изменение. В литературном произведении церковнослужители заменили попа на купца.


Что означает выражение Толоконный лоб - читайте по ссылке.
http://www.bindu.ru/forum/viewtopic.php?f=21&t=457

Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Re: Крещение Руси

Сообщение Bindu » 19 дек 2016, 01:54

Интересные плакаты из антирелигиозной пропаганды времен СССР-
Изображение
Изображение
Изображение

Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Re: Крещение Руси

Сообщение Bindu » 19 дек 2016, 02:14

В контексте ролика Кураева о наличии гомосексуальных отношений в среде священников РПЦ и преподавательского состава "Духовных" академий и семинарий, вспоминается одно стихосложение Сергея Есенина -
Белогривый поп Гаврила
Мотьку в зубы целовал.
Попадья его бранила,
А он, леший, приставал...


‹1910—1911›
Есенин С.А.
Интересно, будет ли нынче работать цензура, которой у нас нет, по отношению к великому русскому поэту Сергею Есенину за его частушку?
Пушкинскую сказку про Попа и работника его Балду смогли выпустить в оригинале только после революции. Но через сто лет, ее снова запретили. :) Круг замкнулся. далее будет снова революция? снова те же грабли? Или будет эволюция? И человек станет не лбом в пол стукаться, а строить обсерватории, музеи, библиотеки расширять, разрешая доступ ко всем фондам, а не только к тем, которые задаром не нужны, вводить уроки Логики, расширяя уроки русского языка - русского, а не латинизированного онемеченного способа преподавания ненависти к РОДНОМУ языку (см. ОПГ в филологии или Русский учить как не русский.http://www.bindu.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=910 ), и вообще - построения СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА, а не клерикального средневекового мракобесия, покрывающего несправедливое владение общими природными богатствами и распределения доходов.
Кстати, "тиран" Сталин стал строить обсерватории в самый разгар войны, когда хронически не хватало денег даже на патроны.
Обучение было раздельным - мужским и женским, что улучшало усвоение многократно и воспитывало мужчин и женщин,а не унисексуальных гермафродитов, были уроки логики.
Которые отменил Хрущев, потому что ему не нужны были здравомыслящие люди. А нужны ли они сейчас? Судя, по отсутствию уроков логики в современной школе, и при навязывании снова уроков Закона Божия в виде уловки под другим названием, но по сути - одна "ягода", ответ - НЕТ.
Вопрос - почему? Управляющие не знают? Не могут управлять ПРАВИЛЬНО? Или не хотят? Не дают? Или сами не понимают и не хотят?

Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Re: Крещение Руси

Сообщение Bindu » 24 дек 2016, 03:53

phpBB [video]


Изображение
Изображение
Древняя пословица обычно всеми подаётся в урезанном виде. А полная она звучит так - о мёртвых или хорошо, или ничего кроме правды.

Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Re: Крещение Руси

Сообщение Bindu » 30 мар 2017, 17:27

phpBB [video]

Bindu
Администратор
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 3 раза
Контактная информация:

Re: Крещение Руси

Сообщение Bindu » 26 апр 2017, 17:17

«Нетленные и несомнительно святые мощи». Из практики борцов за вынос тела Ленина из Мавзолея

17 ноя, 2012 at 1:43 PM


Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского

Павел Краснов

I. «Нетленные и несомнительно святые мощи»

Великие эпохи социальных переворотов всегда сопровождались переоценкой всех ценностей, падением столетиями созданных кумиров, разоблачением многовековой лжи и обмана, которыми держался в прошлом старый строй.
Наша русская революция, отделив церковь от государства, долгое время не касалась существа некоторых религиозных суеверий. Сама жизнь, в лице обманутых трудящихся масс, подошла сейчас к раззолоченным и овеянным кадильным дымом ракам, она приподняла их надгробия, сбросила все тайные покровы с истлевших человеческих костей, и одного прикосновения света и свежего воздуха к «религиозной тайне» оказалось достаточным, чтобы эта тайна рассеялась, как тяжелый туман.
Религиозному суеверию нанесен тяжелый удар. Каждому теперь ясно, что гроба всех этих мучеников и преподобных были необходимы монахам лишь для того, чтобы еще крепче держать в повиновении темные массы и эксплуатировать народное невежество.

Тихон задонский


На роль мощей, как на орудие для затемнения сознания трудящихся, обращал в свое время внимание церковников еще известный византийский проповедник Иоанн Златоуст.
«После живого слова, — писал он, — гробы святых занимают ближайшее по силе место для возбуждения ревности, ибо вид гроба, овладев душой, так поражает и так сильно действует на нее, как будто сам живущий вместе с вами присутствует и вами видим» [1]).
Это значение мощей, как того блестящего предмета, который держит перед глазами усыпляемого искусный гипнотизер, прекрасно поняли церковники и в России.
Фабрикации церковниками самых разнообразных мощей кроме того способствовали причины политические.
Правящие классы во главе с духовенством, создавая какой-либо новый административный или торговый центр, старались снабдить его соответствующими «святынями»: мощами, частицами мощей или же, наконец, чудотворной иконой. Известна в этом отношении практика удельных князей, заботы «собирателя Руси» Иоанна III о снабжении Москвы — этого по его выражению — «третьего Рима» самыми разнообразными святостями, и особенно богато открытиями мощей на политической почве («в целях отвлечения народа от внутренних нестроений» — как писали тогда в официальных актах) последнее царствование Николая Романова [2]).

В царствование, например, Николая Павловича, особенные заботы правящих классов во главе с духовенством были обращены на город Воронеж и позже на Задонск, где одни за другими появляются мощи Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, в свое время, как известно бывших в добрых отношениях с царским двором, прославившихся своими «патриотическими доблестями», что однако не мешало им обоим при жизни в качестве епископов в достаточной мере эксплуатировать на религиозной почве темные и доверчивые массы.
Духовные отцы со всей настойчивостью старались внушить наиболее отставшим в умственном отношении крестьянским массам, что данные святые не только должны считаться покровителями местного воронежского края, но и вполне заслуживают, по своей особой святости, всероссийской популярности.
Толпы обманутых паломников стекались в Задонск и Воронеж со всей России, путешествуя месяцами, тратя последние свои сбережения, как на дорогу, так и на то, чтобы приобрести от «мощей» как можно больше крестиков, колечек, образков, святой водицы, лампадного масла и прочих амулетов, по уверению церковников, обладавших чудесной и «многоцелебной» силой.
В богатейших монастырях, в которых находились чудотворные мощи «святителей», монахи развили в широком масштабе спекуляцию на религиозных чувствах народа, которая давала им возможность вести широкую, чуждую каких-либо лишений жизнь.

Для привлечения богомольцев в стены монастыря духовными отцами была сфабрикована легенда не только о чудесной силе мощей, но и об их нетленности.
Так, например, в изданном синодом юбилейном сборнике о мощах Тихона Задонского утверждалось: «Тело св. Тихона, несмотря на 78-летнее пребывание в земле, благодатию божиею сохранилось нетленным» [3]).
Относительно мощей Митрофана Воронежского мы имеем любопытный «всеподданнейший доклад святейшего синода», от 19 июня 1832 года.
Из этого доклада, мы узнаем, что Митрофан являлся первым воронежским епископом, что его хорошо знали при царевом дворе и особенно отличал Митрофана царь Петр.
«Нелицемерная приверженность его к государю и отечеству, — читаем мы в этом докладе, — свидетельствуется между прочим неоднократными и значительными приношениями из доходов архиерейского дома на содержание войска [4]). Из этого же документа и других видно, что «тело святителя найдено нетленным»».
Так, обращаясь к Николаю I Синод писал:
«Сохранившиеся доныне верные сведения о святой жизни и патриотических доблестях его, а также известие о нечаянном открытии нетленности его тела при исправлении каменного помоста в Воронежском кафедральном соборе, побудили...» и т. д.

Далее говорится:
«При перенесении гроба сего святителя, как в первый раз (в 1718 году — через 15 лет после смерти), так и во второй (в 1735 году—через 32 года после смерти) тело его обретено нетленным». При освидетельствовании могилы Митрофана в 1832 году (т.-е. спустя 128 лет после смерти) «духовные особы, назначенные для дознания» перед торжественным открытием мощей донесли Синоду, что «1) гроб святителя находится в могиле, устроенной во влажном черноземе, но, несмотря на чрезвычайную сырость места, исподняя доска оного, на коей покоится тело, особенно осталась целою, 2) схимонашеское облачение святителя сохранилось вообще невредимым и 3) тело найдено нетленным».
Опираясь на донесения из Воронежа о том, «в сколь нетленном состоянии обретены смертные останки Митрофана, Синод, с согласия Николая I-го, обнародовал, что тело воронежского епископа Митрофана, в схимонасех Макария, надлежит признать за мощи несомнительно святые» [5].
С тех пор, на протяжении более чем 80 лет, сторонники православной религии в наивной вере почитали мощи Митрофана, как «нетленные» и потому «несомнительно святые».

II. Мощи «Тихона Задонского»

Разоблачение мощей самых разнообразных святых, как известно, в первой половине 1919 года приняло эпидемический характер. В свое время газеты сообщали, о случае в Александро-Свирском монастыре, где на поверку вместо мощей «угодника» найдена была самая обыкновенная ...восковая кукла. Те же газеты сообщили и о другом, совершенно непредвиденном казусе с мощами «Артемия Праведного», которые оказались смесью из кирпичей и гвоздей.
Волна разоблачения многовекового обмана церковников докатилась и до Воронежской губернии. Сами трудящиеся массы на целом ряде собраний и митингов решили сбросить тайные покровы с раззолоченных и загадочных гробов с мощами Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Осмотром «мощей» - 28 января в Задонске и 3-го февраля в Воронеже твердо установлено, что никаких «нетленных» мощей в гробах не оказалось. В раках мощей были найдены самые обыкновенные и тленные предметы, как, например, горы простых тряпок и ваты, дамские чулки, туфли и перчатки, полусгнивший череп, картон и истлевшие от времени, рассыпавшиеся при прикосновении части костей.
Обстоятельства, при которых состоялось вскрытие «мощей» Тихона Задонского, а вместе с тем и результаты самого вскрытия удостоверяет следующий официальный документ.

Протокол
По постановлению Задонского Уездного Исполкома Советов Раб. и Кр. Депутатов от 27-го января 1919 года, председатель Чрезвычкома т. З. Шипулин в сопровождении тт. красноармейцев, представителей от Уездного Комитета Р.К.П.(большевиков) и представителей Советских учреждений явились около 4 час. дня 28-го января 1919 г. в зимнюю церковь Задонского Богородицкого первоклассного монастыря, где находились мощи святителя Тихона, для установления нетленности мощей. В дверях церкви комиссия была встречена послушником Тимофеевым, которому было предложено пригласить архимандрита. Вошли в церковь, где было около 10 молящихся, исключительно старые монахини, и несколько монахов, стоящих при гробнице Тихона. Гробница была открыта.
Председатель Чрезвычкома предложил молящимся удалиться и выставил снаружи церкви караул. К этому времени собрались монашествующие, во главе с архимандритом. Они были очень удивлены появлением комиссии и на предложение показать мощи стали ссылаться на то, что без разрешения воронежского архиерея не могут этого сделать.

По словам монахов, мощи были освидетельствованы при открытии их в 1861 году митрополитом Исидором (петербургским), воронежским архиепископом Иосифом, тамбовским епископом Феофаном и др., и была удостоверена их нетленность. По словам монашествующих, мощи с того времени оставались неприкосновенными; менялось на мощах только верхнее архиерейское облачение, а поэтому они ни в коем случае не могут их показать. После повторных отказов монашествующих показать мощи председатель Чрезвычкома категорически предложил открыть мощи, добавляя, что в противном случае мощи будут открыты самой комиссией.
Монашествующие стали советоваться, кому по чину начать снимать дорогое облачение с Тихона. Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующие увидели что-то наподобие головы; голова была забинтована. Распороли повязки — их было несколько рядов (около 7).
Снявши последнюю повязку, увидели вату слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т.е. рассыпавшийся при прикосновении).

Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос головы, волос бороды, усов совершенно не оказалось.
После такой картины комиссия предложила открыть всего Тихона. Сняли дорогое верхнее облачение с довольно большими затруднениями, т.к. монашествующие все старались не показывать, как разоблачать его. Наконец, была снята верхняя часть облачения.
Взору присутствовавших представилось следующее.
Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом. По заявлению монахов в таком виде и одеждах Tихон и был найден при открытии в 1861 году. По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала.
Затем приступили к выяснению того, что находится под одеждой. Начали с ног Тихона. Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне.
Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками.
Внутри картона — вместо мощей оказалась вата.
Никакой ступни, даже костей ее не оказалось. Затем приступили к осмотру голени и бедра (правой ноги). Голень и бедро оказались сделанными из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата.
В средине ваты находилась кость (берцовая), которую можно было рукой растереть в порошок. Эта кость состояла из нескольких частей.
Бедренная кость была таким же образом упакована. Шейка бедренной кости была обращена коленной частью (т.е. кость была перевернута).

Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и все возможных тряпок, увязанных бинтовой материей.
Костей позвоночника, грудной клетки (ребер) и внутренностей, конечно, не было. Руки были так же сделаны, как и ноги. Вместо кисти перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой. Кисть левой руки была так же составлена, но в ней было несколько перстяных костей.
Ни плеча, ни предплечья совершенно не было.
После этого все составные элементы мощей: кости, вата, тряпки, ризы, картон и т.п., были тщательно собраны, два раза сфотографированы в присутствии указанных в начале сего протокола лиц.
Затем была вскрыта нижняя часть гробницы (раки), в которой оказались сверху стружки в свежеотделанном ящике.
В присутствии всех подписавшихся гробница была закрыта, опечатана печатью управления милиции и выставлен караул.
Протокол нам прочитан и признан правильным, в чем и подписуемся.
Собственноручно подписали (следуют многочисленные подписи).
Тотчас же после вскрытия «мощей» Задонский Исполком распорядился выставить у гроба караул, а на следующий день все желающие убедиться собственными глазами в результатах вскрытия, были допущены к осмотру содержимого в раках. Тут же выступали ораторы, которые разъясняли значение вскрытия мощей. Ораторы пользовались среди толпы большим успехом.

III. Мощи Митрофана Воронежского

По постановлению Губернского Съезда Советов, 3 февраля, в 4 ч. 15 м., в Митрофановском монастыре особая комиссия, составленная из представителей Губисполкома, Горисполкома, представителей Съезда (по два от каждого уезда), городского отдела здравоохранения, редакции «Известий» и других учреждений, под председательством секретаря губернской чрезвычайной комиссии т. Бессмертного, произвела вскрытие раки Митрофана Воронежского. В состав комиссии по вскрытию входили также два выборных представителя от духовенства, причем самое вскрытие производилось в присутствии настоятеля монастыря, архиепископа и нескольких врачей.
Здание монастыря все время охранялось от посторонней публики, все же внутри помещения оказалось много народа, сумевшего проникнуть в монастырь.

Огласив постановление Съезда и проверив мандаты членов комиссии, председатель предложил настоятелю монастыря руководить процессом вскрытия. До вскрытия рака с мощами была сфотографирована. Облачившись в священные одеяния, два престарелых священника начали перекладывать «воздухи» с изголовья к ногам «мощей». Снято было несколько покрывал, но тела все еще не было видно. Наконец, показалась бархатная, шитая золотом подушка, а ниже коричневый череп с темно-рыжими волосами. Череп передается на обследование врачам, которые констатируют, что он гораздо более позднего происхождения, чем все остальные открытые затем кости; волосы были грубо прилеплены к костяку. Масса костяка рыхлая, рассыпчатая. Из черепа сыплется известь и пепел.
Затем святые отцы извлекают руку, сшитую из парчи; на тряпичной кисти— несколько перчаток. Рука распарывается, и из нее вытаскивают вату и маленькую темную косточку.
Далее из груды тряпок и ваты священники вытаскивают коленкоровое чучело — мешок, разрезают его, и из него высыпается разная гнилая, труха.

Из «внутренностей» идет пыль. Монахи смущены. Они отходят в сторону. Кто-то из членов комиссии начинает рыться в тряпках, шелке и бархате, наполняющих раку, и извлекает кусок «мощей», долженствующий изображать ногу: тонкая кишка, сшитая из светлой материи, гнущаяся, как нога сшитая «домашними средствами» куклы, преломляется в колене, и то место, которое носит название бедра, туго набито белой ватой. На ступне картонная кукольная туфелька, поверх нее еще одна комнатная туфля из шелка с золотой обшивкой. Другая нога такая же искусственная и сверху обвита узкими атласными лентами.
Комиссией был составлен соответствующий протокол. Через короткий срок толпы народа окружили ворота монастыря; граждане по очереди входили в храм и лично убеждались в великом многовековом обмане со стороны церковников.

Официальные данные обследования
Акт
1919 года, февраля 3-го дня составлен настоящий акт в том, что сего числа в 13-ть часов 30-ть минут комиссия под председательством секретаря Губернской Чрезвычайной Комиссии тов. Бессмертного в составе следующих представателей от Губисполкома: тт. Драгачев, Горисполкома — Дьяков, Губ. Чрезв. Ком. Рождаев, Штанько, Бессмертный и Авербух, Губ. Сов. Проф. Союз. Губ. мед. санит. отд. врач Шноль, Гор. Огд. Народного Здравия: т. доктор Бененсон и т. Лебеденко, Губ. Земельн. Отд. — т. Хинценберг, Жилищного Отд. — т. Дмитриев, Почт-Телеграфн, Отдела - От 5-го Губернск.Съезда Советов: Нижнедевицкого уезда: тт. Вочтов, Николаев; Богучарского — Липцов; Калачевокого – Крамин, Белоглядов; Воронежского—Протопопов и Уразов; Задонского — Ромихин, Барбашев; Землянского— Голомедов, Сапин; Острогожского — Коргин, Ханеев; Валуйокого—Волковой, Овсянников; Новохоперского—Буханцов, Ермаков; Бобровского—Критов, Матвеенко; Павловского — Мозговой, Попов; Алексеевского—Мукасеев, . Сюсюков, и три врача-эксперта: тт. Василевский, Шахназаров и Шноль.
При осмотре оказалось следующее. Когда указанные представители подошли к гробнице, последняя оказалась открытой, что и было сфотографировано фотографом Губчрезвычкома. Видна была внутренность гробницы, закрытая парчой. На поверхности две белые перчатки, изображающие скрещенные руки. Архиепископу Тихону было предложено снять парчу и открыть мощи, от чего он отказался, пригласив для этого архимандрита, который за мощами ухаживал и наблюдал. Когда архимандрит снял верхнюю парчу, то в изголовье гробницы оказался череп, обтянутый белой материей. По снятии белой материи оказался тёмный выветренный без нижней челюсти череп, рассыпавшийся от прикосновения рук, прислоненный к тряпкам, изображавшим туловище; далее, когда расстегнули и сняли ризу, оказалась черная материя, обшитая розовой шелковой лентой до самых ног. Была размотана лента и снята материя, после чего внутри, на месте груди, оказалось около пятнадцати штук воздушиц, т.е. платков для покрытия церковных сосудов и куски белой ваты. Когда все упомянутое было снято, то обнаружена вторая обмотка красной шелковой лентой поверх старых монашеских ряс, совсем гнилых. Когда это было размотано, то обнаружены разные куски тряпок и ваты и одна литографическая, совеем новая карточка с изображением Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Место рук сверху обмотано позолоченной лентой старой материи, внутри же—разных сортов вата и тряпки. В левой руке вместо среднего пальца оказалась кость, обвернутая ватой и тряпкой. Остальная часть кисти и руки состояла из тряпок и ваты. Ноги оказались около 2 1/2 четвертей длины, обутые в белые башмачки и шелковые чулки.

Бедра и голени состояли, как и руки, из тряпок и ваты. В ступне оказалось две кости полусгнившие, остальная ступень— тряпки и вата. При вскрытии тряпок, изображавших живот, изнутри поднялась пыль от гнилых тряпок в виде плесени. Все находимые кости передавались в руки врачей, которые делали свое заключение, прилагаемое при сем отдельно. На фигуре был найден поверх ризы один серебряный позолоченный крест на серебряной цепочке.
Верность всего изложенного своими подписями подтверждаем:.
Председатель Комиссии — Бессмертный. Секретарь Комиссии — Буханцов, Представители Митрофановского монастыря: Архиепископ Тихон, Игумен Владимир, член епархиального церковного совета Б. Рукин, иеромонах Феона.

Представители: Губисполкома Драгачев, Горисполкома Дьяков, Губчрезвычкома Рождаев, Тыщук, Штанько, Авербух. Профессиональных Союзов Жилищного Совета—Дмитриев, Губ. Земельн. отд. Хинценберг.: Почт.- Телеграфн. отд. — Губ. Медико-Санитарн. отд. — Шноль. Гор. Отд. Народного Здравия—Бененсон. Лебеденко; врачи-эксперты — Василевский, ассистент-ординатор терап. клин. Шахназаров. Делегаты С'езда — V-го Губ Съезда Советов (следует 26 подписей).

Акт осмотра мощей св. Митрофана в г. Воронеже, произведенного приглашенными врачами
Февраля 3-го для 1919 г. мы, нижеподписавшиеся врачи, приглашенные в качестве экспертов дли вскрытия мощей св. Митрофана, обнаружили по снятии покровов следующее:
1) Череп. Без нижней челюсти с двумя отверстиями в темянно-затылочной области. Одно из отверстий круглой формы величиной 50-ти копеечной монеты серебряной, другое меньшего размера неправильной формы. В верхней челюсти сохранилось несколько зубов, крепко сидящих. Волосистая часть черепа сравнительно хорошо сохранилась, на ней короткие рыжеватые плотно сидящее волосы. Кости хрупкие и ломкие, но не растираются в порошок.
2) Шея и туловище. В шелковом мешке, заменяющем по расположению шею и туловище, обнаружено большое количество темно-серой массы в виде пепла и золы, а также половина тазовой кости.
3) Конечности. Из верхних конечностей при осмотре обнаружены фаланги, сохранившиеся лучше других костей. Из нижних конечностей, кроме уже упомянутой половины тазовой кости, обнаружена еще верхняя треть бедренной кости; 1-я из названных только что сохранилась гораздо лучше другой. Обе кости голени отсутствовали. Из костей стопы сохранилась пяточная кость.

Все обнаруженные кости, кроме черепа, были завернуты в вату, замшу, шелк, парчу и пр. Что же касается недостающих костей, то их места были заполнены ватой, папкой, картоном и пр.
Заключение. Отмечая резкую разницу в степени разрушения отдельных групп костей, а также полное отсутствие целого ряда костей скелета, нижеподписавшиеся врачи, в виду наличности в гор. Воронеже более компетентного научного центра, каковым является Медицинский факультет Государственного Университета, предлагают для окончательного заключения пригласить специалистов из числа профессоров, последние располагают к тому же средствами для производства необходимых анализов и исследования.
Примечание. В целях контроля левой конечности верхняя и нижняя оставлены не покрытыми.
Орд. терапевт, кл. Шахназаров. Представитель от Городского Отдела Народн. Здравия Бененсон. Представитель от Губернского Медико-Санит. Отдела М. Шноль. Ст. Ор. Бат. Ч. К. Л. Василевский.

Таковы официальные данные осмотра «мощей» Митрофана воронежского, осмотра, состоявшегося по почину самих же трудящихся масс, в начале 1919 года.
В качестве иллюстрации, как еще недавно писали духовные отцы об этих же самых «мощах», мы позволим себе привести несколько выдержек из составленной для народа брошюры, носящей наименование: «Святитель Митрофан, воронежский чудотворец» и отпечатанной в 1911 году с разрешения «с.-петербургского духовного цензурного комитета».
На стр. 27 означенной брошюры мы читаем: «Недолго пришлось ждать верующим ясной воли божией об открытии нетленных мощей и прославления новоявленного чудотворца воронежского».
И далее: «исправление Благовещенского собора», как повествует брошюра, «дало возможность усмотреть стоявший в самом склепе гроб, в котором покоилось нетленное тело святителя Митрофана» [6]). «Гроб оказался непокрытым, и нетление св. мощей воочию представилось взорам присутствовавших. Однако сначала дело это велось в глубокой тайне, пока не собраны были все необходимые сведения, какие нужны были для торжественного открытия мощей, ибо православная церковь (дурачит головы автор брошюры) всегда приступает к торжественному открытию нетленных мощей святых божиих с самой тщательною и мудрою осторожностью и внимательностью, лишь когда воля божия о сем будет явлена со всевозможною очевидностью».
На стр. 28-й той же брошюры читаем: «18 и 19 апреля 1832 года комиссия (по освидетельствованию мощей) спустилась в усыпальницу св. Митрофана Воронежского и с необ'яснимьм духовным восторгом и благоговением узрела и облобызала св. нетленные моиш угодника божия. Подлинно, дивен Бог в святых своих! — патетически восклицает автор брошюры. — 128 лет тело святителя Митрофана пролежало в земле, состоявшей из влажного чернозема и сохранилось, чудом благодати Христовой, нетленным!»

Так обманывали народ духовные отцы в целом ряде своих «научных» трудов, популярных брошюр и народных листовок, укрепляя в сознании темной и невежественной среды мысль о якобы нетленности тела «угодника».
А в то же самое время монахи—обитатели монастыря, каждый день пред гробницей «святителя» пели следующий тропарь, в котором «ублажали» не только нетление мощей, но и кстати «самодержавие» царя.
«Правило веры и образ кротости, словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Матрофане, был еси. Тем же и во светлостях святых солнца светлейше воссиял еси, венцом нетления и славы украшаем, моли Христа Бога благочестивейшему императору нашему, всей державе его и граду твоему в мире спастися».

вс, 10/28/2012

Полный текст: http://www.rusproject.org/node/1043
Метки:

РЕЛИГИЯ и ОБЩЕСТВО


Вернуться в «Разное»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей