О КАЛЕНДАРЕ

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 06:46

Параскева Пятница и славянская Неделя
Послано guest, 10-08-2010 15:31

"Что касается пятницы, то почитание этого дня на Руси общераспространенно. На развитие легенды о пятнице у нас имело влияние житие Параскевы иконийской (память 28 октября), в котором сказано, что родители Параскевы всегда чтили пятницу, за что Господь в этот день и даровал им дочь, названную ими Пαρασυεβή‚ т. е. пятница. В житии св. Параскевы римской (память 25 июня) повествуется, что она родилась в пятницу, откуда и её имя. В настоящее время Пятница в представлении народа не святая, а какое-то особое существо: простоволосая, в грязном одеянии женщина, которая ходит по дворам и наблюдает, чтобы бабы не работали по пятницам. Может быть, на выработку такого представления оказали влияние финны. У Мордвы пятница – нерабочий день, посвященный Шкаю – солнцу. По верованию чувашей “Эрне ватта”, “недельная старуха”, смотрит за соблюдением пятницы. Иногда почитание пятницы переносилось на среду. Против почитания пятницы раздавались голоса поборников чистой веры. В Стоглаве высказывается порицание лживым пророкам, мужикам и женкам, которые ходили с распущенными волосами и уверяли, что им являются св. Пятница и Анастасия и повелевают христианам не работать по средам и пятницам. В грамоте патриарха Иеремии (1586 г.) порицается южно-русский обычай праздновать пятницу, тогда как воскресенье считалось днём обыкновенным. Феофан Прокопович в своём Регламенте порицает суеверов, полагавших, что пятница гневается на не празднующих ей. Что касается недели – воскресенья, то почитание этого дня возникло, конечно, на христианской почве. Но почитание недели не всегда носило чисто христианский характер. “Суеверия, обставившие народное почитание пятницы, одинаково окружали и культ воскресенья. – И вот воскресенье и пятница не только явились вещими днями, но и олицетворялись, представляются нам живыми мифическими лицами”. Распространённость обычая почитать “неделю”, как нечто особое, а не день недели, подтверждается памятником, носящим название “слово истолковано мудростью от св. апостолов и пророк и отец о твари и о дни рекомом неделе, яко не подобаем крестьяном кланятися неделе, ни целовати ея, зане тварь есть”. Это довольно обширное слово причисляется нами к русским литературным памятникам. В слове заключаются обличения остатков русского язычества, игр и плясок; есть обличения, направленные против почитания света и недели. Последнего рода обличения не отличаются ясностью; очевидно, сам автор представлял дело смутно, не отдавал себе ясного отчёта, в чём заключалось неправильное почитание света и недели. Вероятно, и сами русские люди, разделявшие упомянутое заблуждение, плохо разбирались в своих верованиях. Сказав в начале, что созерцание светил небесных побуждает верных поклоняться Создателю, составитель слова пишет: “а невернии написавше свет в болван (болваном – Паис. сборн.) и кланялись твари (емоу – Паис. сборн.), то таковии творца хоулять”. Очевидно, эти слова имеют в виду современников автора слова. Выходит, будто бы был болван (идол), изображавший свет; но это была не статуя, а живописное изображение, потому что этот “свет” писали. Автор стремится доказать, что идол, изображавший свет, не мог быть подателем света. Мы не имеем никаких сведений относительно идола или какого-либо живописного изображения света, которому наши предки воздавали суеверное поклонение. Не имеется ли здесь в виду картина, аллегорически изображавшая первый день творения? Если это так, то поклонение такой аллегории, как иконе, естественно могло возбудить протест ревнителей правоверия. Длинное разсуждение о свете автор заканчивает указанием, что верующие не должны кланяться твари, написанной во образ человеческий.

Итак, из слова “о недели” видно, что в древней Руси почитали “неделю”, как нечто самостоятельное, а не как день, посвящённый воспоминанию воскресения Спасителя. Какое было изображение “недели”, из слова не видно. Слово св. Григория показывает, что изображение недели было: “ недели дн и кланаютса написавше женоу в человеческ образ тварь”. Итак, было какое-то изображение “жены”, о которой думали, что это “неделя”. Образ “недели” иногда смешивался в народном сознании с образом пятницы.

Смысл солнечных праздников был очень скоро забыт русскими людьми. Народ в известные дни в году предавался веселью, играм, но делал это по традиции. Власти обличали и увещевали народ за разгул, но о язычестве в его непосредственном виде не было речи: народ проводил время по-язычески, но что означали те или другие обряды на этих игрищах, никто уже не знал. "
БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ОСТАТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Н.М. Гальковский


"Пятидневная неделя в календаре"
http://www.chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard.cgi?az=show_thread&om=606&forum=DCForumID2&omm=21&viewmode=
если было 5 дней в неделе, то в сорокадневном месяце было 8 недель. не отсюда ли выражение - восемь пятниц на неделе?



Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 06:47

"Скева - иудейский знатный священник, известный в истории путешествий св.ап.Павла.
Он имел семь сыновей, которые ходили с места на место, заявляя о своей силе изгонять бесов."

Понятно, что у предшественницы Скаева, Пара-скевы Пятницы было пять дочерей, которые "ходили с места на место" уведомляя подопечных о прошедших днях.
5 дней недели солнечного календаря и семь дней недели лунного? не об этом ли идет речь? или просто смены календарей?

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 06:50

"ЗвездИца — один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии звездица ставится на дискос над Святым Агнцем. Звездица означает чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю."

Изображение

Вероятно, всё таки прав Н.Морозов когда писал про крест экватора и эклиптики: "Не трудно также найти в еврейских и христианских праздниках важную отметку и весеннего равноденствия. Так, пасха у тех и других отнесена к полнолунию весеннего равноденствия, когда созвездие Овна (т. е. Пасхальный Агнец) стало, в уме раввинистов-мессианцев, приносить себя в жертву всесожжения в огне вечерней зари, при Солнце, как бы распятом на восходящем скрещении небесного экватора с эклиптикой"
http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/1-1-02.htm

В самом деле, открытие наклона земной оси, это большое, ОГРОМНОЕ, достижение для "древних" астрономов(-логов), или, как их называют в библии, восточных волхвов.

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 06:51

Радонеж - "Род и рожаницы" - Троица
Послано guest, 06-09-2010 19:17

"... в названии Радонеж отчетливо слышится Радоница. Этот праздник в христианское время оказался привязанным к Фоминой неделе, следующей за Пасхальной. На Радоницу люди ходят на кладбище, к своим мертвым – родителям. Не только к отцу с матерью, но и вообще к умершим родным, к Роду. Поправляют могилы, поминают мертвых, едят и пьют с ними, плачут. А вечером пляшут и бьют в ладоши – мертвые рады, когда живые веселятся.
.. И еще: Радоница начинает весенний цикл ритуалов Рода, идущего сквозь поколения, а завершает его Троица, праздник мертвых, отмечаемый на 50-й день после Пасхи.
...
о празднике Троицы: «Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон». И далее: «Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого Собора — как чествование «Троицы» Андрея Рублева»
http://www.peremeny.ru/column/view/743/

О РОДе и рожаницах можно почитать, к примеру, здесь
http://pryahi.indeep.ru/mythology/slavs/slavs_02.html

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 06:52

как Борис и Глеб стали диоскурами
Послано guest, 06-09-2010 19:23
Изображение
"Борис и Глеб заняли место небесных близнецов в русском пантеоне. Главный их праздник (перенесение мощей) приходится на 2 августа (ст. ст.) и как раз предваряет время астрологических близнецов."
http://www.peremeny.ru/column/view/608/

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 06:52

Рождество и Успение Богородицы
Послано guest, 07-09-2010 16:07
Изображение
"Есть два великих аграрных праздника: Успение Богородицы и ее Рождество. К Успению должны быть сжаты яровые. А к Рождеству уже зеленеет озимые, в первую очередь – рожь. Вот и структура бабьей осени: Успение – день яровых, а Рождество – день озимых. Единство и рознь хлебного духа.
Если взглянуть на иконы этих двух праздников, обнаружится много похожего. На обеих – женщина на ложе и девочка на руках. По христианским понятиям женщины разные: на Успенской иконе Мария, а на Рождественской – ее мать Анна. Но девочка одна и та же – Мария (только в первом случае это душа умершей, рожденная для загробной жизни, а во втором – новорожденная для земной жизни). Сняв с икон наносной христианский слой, замутняющий подлинный смысл народной религии, видим: и там и здесь на ложе – одна и та же Мать-Сыра-Земля, Деметра (в разных ее состояниях), а девочки – это две разные ипостаси Персефоны: уходящая (ее держит на руках бог подземного мира Аид) и возвращающаяся (за ней ухаживают люди). На иконе Успения – сжатая яровая Персефона, а на иконе Рождества – Персефона озимая, осенняя зелень урожая будущего года. В общем, эти две иконы, такие разные по настроению и такие похожие по персоналиям, представляют собою два поля в дни бабьей осени: сжатое яровое и ожившее озимое. И над ними незримо парит мать Деметра, Спорительница хлебов с распростертыми – похоже на Знамение! – руками."
http://www.peremeny.ru/column/view/628/

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 06:55

"В “Повести временных лет” Велес соотносился с золотом.
На Велесовы дни, которые зимой праздновались вместе с Колядой (христ. Святки и Масленица).
Славяне просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы."

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 07:02

"Конь - камень"
Послано guest, 07-09-2010 16:48

".. когда-то под камень мог войти человек: общая высота сооружения от материковой породы до верхушки – пять метров. И это еще не все. На спине камня выбита риска по линии северо-запад – юго-восток. То есть он сориентирован на восход солнца в дни зимнего солнцестояния. Что позволяет энтузиастам утверждать: Конь-камень – русский Стоунхендж, первобытная обсерватория, неолитический календарь.
...
..в изначальном мире никакой линейной истории нет, нет прогресса и нет власти одних людей над другими. Есть только циклы в божественном организме мира, включающем в себя и человека, и природу, и самого бога. Множество циклов, вставленных друг в друга. И каждый из них отражает всякий другой.

(вспомним Уроборос "Арий-Юрий/боретРосы"?)
...

Он здесь стоит для того, чтобы определять состояние природно-божественных циклов.


http://www.peremeny.ru/column/view/398/

В своём замечательном очерке автор нам не даёт расшифровки или причин именования камня КОНЁМ, однако здесь и дальше он, фактически, формулирует прямую отсылку к работе Н.А.Морозова "Небесные вехи в земной истории человечества", в которой как раз и говорится о том, почему этот уникальный камень назван КОНЁМ: "Прежде всего замечу, что планеты у древних астрологов очень часто изображались в виде коней. Причиной этому были, вероятно, их видимые перемещения скачками между звездами. Благодаря движению земли вокруг солнца, пути внешних планет кажутся нам не плавными, кругообразными, какими они являются на самом деле, а зигзаговидными или петлеобразными. Планета сначала быстро бросается вперед, затем останавливается, затем делает попятное движение, снова останавливается и снова делает прыжок вперед "
Изображение

Итак, читаем дальше о Коне-камне:
"Вникнем: Конь-камень четко привязан к крайней точке северо-восточной петли Красивой Мечи (похоже даже – ориентирован на эту точку своей продолговатостью) и одновременно риской, выбитой на его спине, смотрит на юго-восток, где солнце восходит в день зимнего солнцеворота. А река в этом месте течет точно на северо-восток (туда, где солнце встает в день летнего солнцестояния), но, наткнувшись на горку у камня (на камень), резко сворачивает и, так сказать, «постояв» (потеча несколько сот метров на юго-юго-восток), опять вдруг поворачивает в противоположную строну (снова на юго-запад). Но ведь также и солнце в дни зимнего солнцестояния восходит («стоит») несколько дней на юго-востоке (потому это явление и называется солнцестоянием), а потом начинает смещаться в обратную сторону. И в день летнего солнцестояния приходит к северо-востоку, куда изначально в том месте направлялась река. Восход летнего солнцестояния задан, так сказать, риской Красивой Мечи, текущей на северо-восток. В принципе, можно сказать, что в районе 22 июня солнце восходит над Конем-камнем, а потом начинает смещаться от него обратно, к юго-востоку.

Изображение
Изображение
Солнцестояние еще называется солнцеворотом.О зимнем солнцевороте говорят: солнце пошло на лето, а зима на мороз. О летнем: солнце на зиму, лето на жару. В устройстве места силы у Козьего замечательно то, что река здесь зеркально повторят движение солнца. Приходя с юго-запада (точно оттуда, куда в зимнее солнцестояние садится солнце), она, «постояв», возвращается навстречу себе, то есть – опять-таки вслед уходящему солнцу. Таким образом Конь-камень четко увязывает собой движения солнца и реки, огненной и водной стихий. Если же учесть, что он стоит на трех точках (треножник) на склоне горы и как бы парит над нею, то вот вам, пожалуйста, и еще одна увязка: стихий земли и воздуха (камень, который сам по себе есть стихия земли, подвешен в воздушной стихии). "

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 07:04

Ватиканские КЛЮЧИ ПЕТРОВЫ
Послано guest, 28-09-2010 16:42



Ключи Петровы — "Плеады плеяды, плиады семизвездие, купа звезд, в созвездии Тельца; стожары, висожары, волосожары, утиное гнездо, бабы, кучки, клуб"



"Телец относится к числу двенадцати зодиакальных созвездий, через которые на протяжении года проходит Солнце. Его легко найти на небе немного выше и правее созвездия Ориона по ярчайшей звезде Тельца — Альдебарану — и двум красивым звездным скоплениям — Пле­ядам и Гиадам, различимым невоору­женным глазом.
..
сейчас в соз­вездии находится точка летнего сол­нцестояния. Телец занимает на небе площадь около 800 кв. градусов.
...
Рассеянное звездное скопление Плея­ды также известно с глубокой древнос­ти. Это знаменитая группа звезд, миниа­тюрное скопление, лежащее "на пле­чах" Тельца. Появление Плеяд перед восходом Солнца означало в древности начало года. А их вечерняя видимость определяла начало зимы. Столь важное значение Плеяд в жизни людей привело к тому, что эта звездная группа заняла особое место в религиозных церемониях и литературных памятниках. Они воспе­ты античными авторами — Гесиодом, Гомером в его великой "Илиаде". Хезайод пишет о них как о "семи девственни­цах, рожденных океанидой Плейоной от титана Атласа (Атланта) и носящих име­на Альциона, Делена, Электра, Тайгета, Астеропа, Меропа и Майя". По-гречески "Плеяды" и означает "дочери Плейоны". Другие народы по-разному пред­ставляли себе это звездное скопление. Арабы называли их "Небольшими", ис­панцы — "Морскими окунями". Очень звучно славянское название — "Стожа­ры". Действительно, звезды скопления полыхают в ночном небе как холодный серебряный пожар.
...
Рассеянное звездное скопление Плея­ды относится к самым близким нашим "соседям"."
"Измерение расстояния до скопления Плеяд является основополагающим методом вычисления масштабов Вселенной в целом."

==================================
Еще о ватиканских шарадах
здесь http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/12637.html

и здесь

http://severr.livejournal.com/521698.html

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 07:04

СТОЖА́Р, стожара, муж. (обл.).
1. Шест, втыкаемый в землю в середине стога для устойчивости.
2. только мн. Группа шестов, располагаемых клеткой или конусообразно для просушки на них сена.
3. Втыкаемый в землю кол, к которому привязывают лошадь, прикол.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1043742

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 07:06

"В зороастрийском же культе, который старше как римского, так и греческого, царь времени именовался Кейван. Что также восходит к северному пра-имени – Колыван, которое означает на языке древних руссов как раз не что иное как Царь Временного Круга.

«Коло», круг, и «ван», царь – слова из языка древних руссов. На нашей земле и до сего времени сохранилась фамилия Колыванов. Предками носящих ее были жрецы-служители храмов божества Времени.

Храм бога Времени отличался от прочих тем, что имел не только строгий пространственный, но также и временной канон. Ежегодно, в день креса, солнцеворота, волхвом Колывана забивался небольшой клинышек по периметру между кубическим и пирамидальным срубом. Когда таких клинышков набиралось ровно 144, т.е. «совершался век», пирамидальное четырехгранное навершие разбиралось и из его бревен изготавливались различные межевые столбы. Тогда же возводился новый храм Колывана. А на старый, взамен, устанавливалась двускатное навершие, и этим он преобразовывался в сруб-склеп. Поэтому Корочуна, Крона, а за ними Сатурна считают также божеством смерти и изображают с косой или серпом в руках. Отметим любопытное «совпадение»: пространство царской камеры пирамиды Хеопса, где саркофаг, на вертикальном поперечном разрезе представляет строгий пятиугольник, как если бы это была каноническая срубная двускатная усыпальница древних руссов.

Считалось важным, чтобы храм божества Времени был именно деревянным. Этот материал наиболее наглядно демонстрирует течение времени: претерпевает рост, а затем и быстрый распад. Пирамидальные храмы Колывана возводились обыкновенно из сухостоя и бурелома. В северных бескрайних лесах это был самый доступный материал."

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 07:09

Но как разбить время на равные части – найти ему меру? «Вчера» еще как-то отличаются от «сегодня», но многие «вчера» сливаются в нерасчлененную «быль». Дни, месяцы, годы можно считать, лишь полагая их одинаковыми, тогда как равные отрезки времени, отмеряемые вращением небес, полнятся неравнозначными событиями. Небо движется единообразно, тогда как события сгущаются и разрежаются, а временами и вовсе исчезают. Существуют моменты грозового сгущения событий – охота на крупного зверя или стихийное бедствие. Здесь нет периодичности, нужной для разделения времени. Поэтому регулярность вводится в них искусственно: начало и фазы творения мира воспроизводятся ритуалом, который в свою очередь привязывается к небу (см. «Хорею»). Общие воспоминания упрочняют родовую память, а та выверяется по небесам. Ориентация в мировом времени завершается созданием календаря."
http://topos.ru/veer/59/23.htm

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 27 янв 2017, 07:11

"Вся иконография митраизма насквозь пропитана астральным символизмом. На сценах тавроктонии очень часто можно увидеть образы Солнца и Луны, что представляется особенно важным при попытке астрологической интерпретации космогонического акта жертвоприношения быка. Смерть "единосотворенного быка" в зороастрийской и митраистской космогонической доктрине вызывает к жизни все многообразие форм природы. Жизнь и смерть переплетаются воедино в акте жертвоприношения и потому непременными участниками тавроктонии всегда являются факелоносцы, символизирующие рождение и смерть. В религии Митры астральный символизм лунных узлов, один из которых символизирует эволюцию и жизнь, а другой — инволюцию и смерть, нашел выражение в образах факелоносцев — постоянных спутниках лучезарного бога. Факельщики-дадофоры являются детьми Солнца и Луны.
...
Юноши, держащие факелы на многочисленных сценах тавроктонии, символизируют два лунных узла. Их имена — Каутес и Каутопатес. Один из них держит факел поднятым, что означает рождение, эволюцию и восхождение человеческой души к высотам лицезрения божества, другой стоит с опущенным факелом, что символизирует смерть и инволюцию.
....
Митра, убивающий быка — образ загадочный, вызывающий много споров и предположений.
Существует еще одно толкование сцены убиения быка, согласно которому акт тавроктонии означает, что лучи солнца, символизированные ножом, освобождают при весеннем равноденствии жизненные силы земли, символизированные кровью быка (Телец — знак земли) "
http://zoroastrian.ru/node/409


Впоследствии это жертвоприношение отменили, но всё таки в маму семь раз стрелу воткнули.
http://chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard.cgi?az=show_thread&om=12740&forum=DCForumID2&omm=116&viewmode=threaded

Bindu
Администратор
Сообщения: 1546
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 4 раза
Контактная информация:

Re: О КАЛЕНДАРЕ

Сообщение Bindu » 28 янв 2017, 00:35

интереснейшее слово "Крес" произнесли:

Читаем Фасмера:

"WORD: крес

GENERAL: род. п. -а II. (из *крѣсъ), также крёс (из *крьсъ) "оживание", напр.: не быва́ть ему́ на кресу́ "не ожить, не набраться сил" ; сюда же воскресе́нье (см.), ст.-слав. въскрѣшѫ, -крѣсити, несврш. -крѣшати ἀνίστημι, ἐγείρω, въскрѣшениѥ ἀνάστασις, цслав. крѣсъ τροπή, temporum mutatio, сербохорв. кри̏jес "огонь, разводимый накануне Иванова дня", мн. кресо̏ви "летний солнцеворот", словен. krȇs "солнцеворот, Иванов день", сюда же словен. krẹ́siti sе "сверкать, оживлять", чеш. křísiti "освежать, ободрять, искриться", слвц. kriеsit᾽, польск. krzeszę, krzesić "воскрешать"."


[url]http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=/usr/local/share/starling/morpho&morpho=1&basename=\usr\local\share\starling\morpho\vasmer\vasmer&first=6401[/url]

Видите,народный фольклор упорно относит это слово к "Иванову Дню" и "костру накануне Иванова дня",совмещая это со словами "оживлять","воскрешать"...

Далее смотрим глагол "кресить":

WORD: кресить

GENERAL: КРЕШУ́, также креса́ть "высекать огонь", кре́сиво "огниво", укр. крешу́, креса́ти, кресну́ти, сербохорв. кре̏ше̑м, крѐсати "высекать огонь"; "тесать камень", словен. kréšem, krésati "высекать огонь", также "обрубать сучья, колотить", чеш. křésati, слвц. krеsаt᾽, польск. krzosać, krzeszę, в.-луж. křesać, н.-луж. kśasaś.

ORIGIN: Сомнительно сближение с греч. κρέκω "бью, стучу, колочу, тку"; см. Бецценбергер, ВВ 27, 170; с сомнением -- Бернекер 1, 611; Преобр. I, 381 и сл. Относительно кро́сно, которое Бецценбергер (там же) относит сюда же, см. ниже. Не более удачно сближение с краса́ (см.) и лит. krósnis "печь", лтш. krāsns (Фортунатов, ВВ 3, 67; Бернекер, там же), как и с лит. krešė́ti, krèšti "запекаться, свертываться (о крови; о молоке)" (Маценауэр, LF 9, 24 и сл.).

TRUBACHEV: <Отрембский (LР, I, 1949, стр. 137) пытается объяснить кресать контаминацией слов чеса́ть и кре́мень. -- Т.>

WORD: -креснуть

GENERAL: в воскреснуть. Заимств. из цслав.; ср. др.-русск., ст.-слав. въскрьснѫти ἀναστῆναι, въскръсати ἐγείρεσθαι, болг. въскръ́сна, сербохорв. у̀скрснути -- то же. Из въз- и крес II.

Попутно "засветился" один из старинных атрибутов Христа- Петух и появились "уши" у "славянского языческого бога Хорса":

WORD: Хорс

"GENERAL: -- божество солнца, др.-русск. Хърсъ (Пов. врем. лет под 980 г., СПИ и др.; см. Срезн. III, 1425 и сл.), др.-сербск. Хрьсь в качестве собств. (см. Соболевский, РФВ 16, 187; Мат. и исследов. 251; "Slavia", 7, 175 и сл.; Брюкнер, KZ 50, 197; AfslPh 40, 10).

ORIGIN: Распространенное толкование из ир. (ср. авест. hvarǝ хšаētǝm, ср.-перс. хvarše^t, нов.-перс. хuršēt "сияющее солнце") не лишено фонетических трудностей, хотя при этом и ссылаются на осет. s из др.-ир. š; см. Вс. Миллер, Взгляд на Слово о полку Игореве 83; Корш, Сб. Сумцову 53; Горяев, ЭС 400 и сл. Об ир. словах см. Бартоломэ 1848; Хюбшман, Реrs. Stud. 57. Следует отклонить объяснение из первонач. "солнечная птица" или "божественная птица" и произведение из нов.-перс. хurōs "петух" (др.-ир. *хrаоs-, ср.-перс. хrōs "петух") , вопреки Погодину (ЖСт. 18, 1, 106), точно так же, как толкование из греч. Χρυσός, Χρύσης -- имя собств.; ср. Ягич, AfslPh 37, 503.

TRUBACHEV: <См. еще Якобсон, IJSLP, 1/2, 1959, стр. 275. -- Т.>"

Думаю, здесь НИЧЕГО ОТКЛОНЯТЬ НЕ СЛЕДУЕТ...все написано как есть.

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/respon ... &basename=\usr\local\share\starling\morpho\vasmer\vasmer&first=15881

Теперь смотрим слово "Крест":

WORD: крест

GENERAL: род. п. -а́. Заимств. из цслав., потому что в противном случае ожидалось бы ё: укр. крест, хрест, блр. хрест, др.-русск. крьстъ (договор Игоря с греками 911 г. и др.; см. Срезн. I, 1346), ст.-слав. крьстъ σταυρός (Ассем., Клоц., Еuсh. Sin., Супр.), болг. кръст, сербохорв. кр̏ст, род. п. кр̀ста, словен. kr̀st, род. п. kŕstа "крещение, крестины", чеш. křest, род. п. křestu, křtu "крещение", слвц. krst, польск. chrzest, род. п. chrztu, диал. krzest "крещение", в.-луж. khřest, род. п. khřtu.

ORIGIN: Первонач. *krьstъ означало "Христос" и произошло из д.-в.-н. krist, christ. Вероятно, затем появилось знач. "распятие" (лат. crucifiхus), откуда и возникло знач. "крест" (Бернекер 1, 634; Рудольф, ZfslPh 18, 273 и сл.). Более далекое в фонетическом отношении лат. Chrīstus, греч. Χρῑστός. Невероятно заимствование из гот. christus (вопреки Стендер-Петерсену (420), Кипарскому (234 и сл.); см. Сергиевский, ИРЯ 2, 358), а также местное новообразование *krьstъ "крещение" от krьstьjaninъ, вопреки Скоку (RЕS 7, 195 и сл.). Из русск. заимств. фин. risti "крест", эст. riśt, лтш. krists, krusts (-u- под влиянием лат. сruх?); см. Миккола, Berühr. 1, 129; М.--Э. 2, 281, 290. Объяснение крьстъ из д.-в.-н. chriuʒ "крест" (Корш, Сб. Дринову 56 и сл.) недопустимо в фонетическом отношении. Крест русск. церкви сохраняет в своей второй верхней перекладине реминисценцию о дощечке с надписью INRI "Иисус из Назарета, царь Иудейский" над главой распятого, тогда как нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног Христа."

[url]http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?root=/usr/local/share/starling/morpho&morpho=1&basename=\usr\local\share\starling\morpho\vasmer\vasmer&first=6401[/url]

Интересно,а что раньше означало старое слово "хрест" из которого впоследствии сделали современный "крест"?

Фасмер тут увы,молчит...

Вот в слове "крестить" видно его происхождение не от уже упомянутого корня "крес", а от слов "Крыж" или "Хрест":

WORD: крести́ть

GENERAL: крещу́, диал. также кстить -- то же, укр. крести́ти, хрести́ти, блр. хресцiць, др.-русск., ст.-слав. крьстити, болг. кръ́стя, кръ́щам, сербохорв. кр̀стити, кр̀сти̑м, словен. kŕstiti, чеш. křtiti, польск. chrzcić, в.-луж. křćić, н.-луж. kšćiś.

ORIGIN: Скорее отыменное производное от крьстъ (см. крест), чем особое заимств. из д.-в.-н.; ср. ср.-в.-н. kristen, kristenen "обращать в христианство", ср.-нж.-нем. kerstenen, др.-исл. kristnа -- то же (см. Клюге-Гётце 614); ср. Бернекер 1, 634.
[url]
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/respon ... &basename=\usr\local\share\starling\morpho\vasmer\vasmer&first=6401[/url]


Вернуться в «1.3 Астрология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей