Галловые орешки и дуб, чернила

Аюрведа – о волшебных и целебных травах и средствах укрепления здоровья и снискания духа.
Ответить
Bindu
Администратор
Сообщения: 3781
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 7 раз
Контактная информация:

Галловые орешки и дуб, чернила

Сообщение Bindu » 01 сен 2015, 00:02

Возникает галл следующим образом: Происходит это в начале лета. Взрослое крылатое насекомое (насекомые из рода Cynips или орехотворки) садится на лист, прокалывает его кожицу и откладывает внутрь последнего яичко, из которого выводится личинка, начинающая питаться тканями листа и вызывающая их ненормальное разрастание. В вышесказанном можно убедиться, если такой галл разрезать. В центре его можно увидеть небольшую полость, а в ней едва заметную личинку.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
В настоящее время дубовые орехотворные галлы практического применения не имеют, но в старину, вплоть до последней трети XIX века, они весьма ценились, и их сбор был важной частью дохода крестьян. Дело в том, что дуб, обороняясь от паразита, откладывает в стенках галла очень большое количество дубильных веществ, которые с железным купоросом образуют черную краску, использовавшуюся при изготовлении чернил, тех самых, которыми писали А.С. Пушкин (!) и его современники, кстати, очень стойких и прочных.
Изображение
Изображение

Так как галловые орешки содержат до 70% танина, смесь дубильных веществ, то раньше они (обычно приготовленная из них настойка) применялись для полоскания и орошения ротовой полости при воспалении слизистой рта и горла, для смазывания и прижиганий обмороженных мест и редко - внутрь от поносов.

Применение галлов:

Их собирают, заваривают и пьют как чай в прикуску с кусковым сахаром или мёдом. Наружно применяют в виде примочек отвара ( 1 ст. сырья на 1 л. воды заварить кипятком, кипятить 5 мин., настаивать, процедить). Наиболее полезны зелёные и неспелые галлы.


Лечебные свойства галлов дубовых листьев:


обладают вяжущими свойствами - в смеси с уксусом помогают при зубной и ушной боли
способствуют росту волос (питьё и ванны)
помогают при трещинах губ (питьё и ванны)
хорошее средство против лёгочного туберкулёза
способствуют заживлению ошпаренных и обоженных мест тела
излечивают язвы глаз (питьё и ванны)
укрепляют органы живота, останавливают понос и кровотечение
высушивают выделения из матки
лечат различные кожные болезни: лишаи, рожистые воспаления (настой в уксусе), экзему, трещины на руках и ногах, влажные язвы (отвар)
помогают при различных кровотечениях: из матки, желудка, ран
лечат выпадение заднего прохода (питьё отвара)


!!! Галлы вредны для мочевого пузыря, разовый приём - не более 3 г.!!!



Энергетика дуба.

Дуб - явный полуночник. Он просыпается утром, не торопясь, К полудню разворачивает листву и ветви, чтобы зарядиться энергией, и явно не стремится с ней расставаться. Пообедав и позавтракав одновременно, он засыпает, памятуя, наверное, что "после сытного обеда полагается поспать". И спит приблизительно с 15 до 17 часов. К вечеру, насытившись и отдохнув, он начинает интересоваться окружающим миром. Дуб охотно общается с теми, кто его слушает, с 18 часов, подпитывая энергию творчества и даря вдохновение окружающим. Но настоящий приливсил к нему приходит после девяти вечера, когда он охотно лечит и помогает людям исправить свою судьбу. Щедро раздав свои силы миру, после 3 утра он крепко засыпает, чтобы снова проснуться около полудня.

Дуб - это одно из самых энергетически сильных деревьев средней полосы России. Дуб на Руси всегда считался святым деревом, деревом, связанным с мужской энергией и мощью. Не зря мужчину сравнивали с дубом.

С этим деревом у нас связано огромное количество преданий и легенд, начиная от притчи о смерти Кощеевой, хранящейся в ларце на заветном дубе, до предания о конях царя подземного мира, скрытых под корнями трехствольного дуба.

Действительно, дуб - дерево очень непростое. Оно проводит в наш мир энергию планеты Юпитер и непосредственно связано с зодиакальным знаком Стрельца. Эти энергии определяют мировые процессы, судьбы людей и народов, позволяют людям, в полной мере овладевшим ими, управлять и своей собственной судьбой, и судьбами других. Поэтому дубы считаются священными деревьями не только в России, но и во всех странах, где они произрастают.

В дубовых рощах всегда стояли храмы и святилища, там же лечили людей. Энергия этого дерева обладает силой, способной "и мертвого поднять", как говорили наши предки. Дуб - дерево-проводник, соединяющий человека с миром и Вселенной. Поэтому, если человек сумел наладить с ним контакт, дерево может подарить ему такие силы, которые не только продлят ему жизнь, но и окажут благотворное влияние на судьбу его детей и внуков - иногда вплоть до пятого поколения.

(!)Помните несколько грубоватое выражение о мертвых, столь частое у нас: "Дал дуба". А знаете, откуда оно появилось? Из старого предания, что души мертвых именно по стволу дуба, как по небесной лестнице, поднимаются наверх - в светлое царство бессмертных. На Руси всегда существовало множество магических практик, позволявших с помощью энергии этого дерева обратиться за помощью к умершим и получить дополнительную силу и удачу.

Но и не применяя никаких особых магических и экстрасенсорных методов, получить от дуба частичку его силы и здоровья может любой человек. Для этого:

а) надо чаще гулять в дубовых рощах;
б) по возможности использовать предметы из дуба в своем обиходе (особенно большая сила передается человеку через дубовые полы или через стены дома, построенного из дубовых бревен);
в) никогда нельзя ломать или рубить дуб для потехи.

Дуб - одно из немногих деревьев, способных передавать информацию на громадные расстояния. И если вы искалечили дуб в Москве и решили подпитаться силой от дерева, растущего, например, в Новгороде, вы ничего хорошего не получите. Ибо он уже знает о случившемся и смотрит на вас как на варвара, которого надо наказать за бесчинство. В отличие от большинства деревьев, сильно связанных с другими деревьями той местности, где они растут, дубы - единоличники. Они обладают энергетическими связями только с деревьями своего вида, независимо от расстояния между ними. Это и позволяет им, как и сосне, спокойно произрастать в одиночестве, ничуть не теряя от этого своей силы.

Дуб - дерево сильное и мощное. Любит людей честолюбивых и энергичных. Терпеть не может тех, кто постоянно ноет. Его мужская энергия - сильная и жесткая, властная и горячая. Женщинам она не очень показана, так как может при постоянном общении дать полноту и излишнюю самодостаточность, что будет мешать встречам с противоположным полом. Женщинам, родившимся под знаком Стрельца, полезно хотя бы раз в год - перед днем рождения или в сам этот день - постоять под дубом и мысленно пообщаться с ним, обсудив свои жизненные планы. Такая встреча может помочь быстрейшей реализации желаемого в жизни.

Дуб больше любит мужчин, чем женщин. Рожденным или живущим в дубовой роще помогает найти счастье в работе, достичь славы и общественного признания при условии, что человек не меняет место жительства. Дуб увеличивает силу и энергию человека. Способствует росту его авторитета, дает защиту во время магических и религиозных церемоний, помогает понять глубинный смысл происходящих событий, развивает врожденную способность к синтезу, часто подпитывает вдохновение у творческих личностей.

(!)Обычная дубовая досточка, обработанная в четверг на восходе Солнца, на которой вырезан охранный девиз, прибитая к домашнему алтарю, может защитить семью от многих неприятностей.

Дуб стабилизирует энергии человеческого тела, раскрывает и чистит тонкие тела и верхние чакры, наполняет нас мощной и ровной огненной силой. Эти его свойства и применяют в медицине.

В практической магии больше используют его способность открывать человеку путь в Космос и информацию околоземного пространства. Поэтому на Руси, где мало солнца и сильно ощущается нехватка энергии, очень любили использовать дубовую древесину для строений, таким образом компенсируя нехватку теплой огненной энергии для человеческого организма. Причем, наибольшей популярностью всегда пользовался мореный дуб. Древесина мореного дуба чуть красноватая, а не сероватая; как у натурального дуба. Это усиливает тепло дерева и чуть поднимает настроение. Обычный дуб, несомненно, успокаивает нервную систему и наполняет организм силой, но не способствует веселью. В полностью дубовом некрашеном доме чувствуешь себя, как в церкви, - приятно, хорошо, светло на душе, но бурное веселье кажется чем-то неприличным.

Обычно в старину стены деревянного дома делали дубовыми, дубовыми были полы и полати. Такое расположение древесины способствовало наилучшей защите человека от влияний негативной энергии извне и позволяло в кратчайший срок восстановить потраченные силы, поскольку дуб легко передает свою энергию человеку при непосредственном соприкосновении, а сила его позволяет сбалансировать работу всего нашею организма. Не зря в народе говорили: "Крепок, как дуб!"

И в современном городском доме совсем не лишними были бы дубовые полы и дубовые стулья, которые позволили бы быстрее восстановить потраченные за день силы!
С удовольствием сажали дубы на Руси возле самого дома - они помогали на долгие годы сохранить здоровье и силы.

Дубовая древесина мало подвержена гниению, так как хранит огромные запасы светлой энергии, которые отдает столетиями. Строения и мебель из дуба могут согреть душу и поднять силы и здоровье не одного поколения.

Дуб долго привыкает к человеку. Иногда проходит полгода - год, прежде чем он действительно начинает считать вас своим. Но если он примет вас в свое сердце, не отпустит и не забудет никогда! Частица его силы будет с вами везде, где бы вы ни были, ведь мы уже говорили, что дуб обладает способностью передавать свою энергию на огромные расстояния. Если он вас принял, его листочки незаметно будут тянуться к вам, когда вы приходите, а молодые ветки цепляться за вашу одежду, не желая вас отпускать. Если с любимого дерева вам на руку упадет сдвоенный желудь (!) - сохраните его! Сам по себе он является талисманом удачи в делах, но в данном случае его сила будет больше, так как она подкреплена пожеланием самого дуба. Простой упавший желудь говорит о ждущих вас переменах в карьере, может быть несколько неожиданных и путающих, но которые всегда приведут к лучшему. Упавшая сухая ветка говорит о том. что вам пора менять работу. Упавший сухой лист - вас ждут неприятные известия. Упавший зеленый лист - интересные деловые разговоры и новости. Упавшая зеленая ветка с зеленой листвой - переезды и, может быть, командировки.

Отношение предков к дереву.

Дуб - одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Символизирует мужское начало, мощь, силу, твердость. Связан с образом громовержца Перуна, служил местом и объектом жертвоприношений. Почитание дубов у восточных славян до 18-19 вв. сохраняло кое - где религиозный характер: возле них служили молебны, совершали бракосочетание, обращались к ним в заговорах, приписывая им целительную силу. Духовный регламент (1721) констатировал, что некие "попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение". В конце 19 в. белорусы Минской губернии рассказывали легенду о том, что давным-давно "рос на одной полянке "стародавний дуб" очень больших размеров. Если кто, бывало, ударит его топором, то непременно с тем случалось несчастье. А когда, по приказанию владельца, срубили этот дуб, то, падая, он раздавил всех рубивших его, и. кроме того, целую неделю свирепствовала страшная буря, с громом и молнией, причинившая много бед". В Сербии каждая сельская община имела по несколько священных деревьев (обычно - дубов).

У ряда европейских народов ДУБ посвящался богу - громовержцу; на связь ДУБА с культом Перуна славян указывает, и частности, местность "Перунов Дуб", упоминаемая в древнерусской грамоте 1302 г. В средневековых апокрифах ("Беседа трех святителей", "От скольких частей создан был Адам") ДУБ или железный ДУБ изображается как мировое дерево: он был посажен в начале сотворения мира, стоит "на силе Божией" и держит на своих ветвях остальной мир. (!) В колядке карпатских русинов сотворение мира описано следующим образом: вначале не было ни неба ни земли, а только одно синее море, а посреди него два дубочка, на их ветвях сидели два голубя; они достали песок и камень со дна моря и создали из них остальной мир. Как дерево вселенских масштабов изображается ДУБ в загадках, например: "Стоит дуб-вертодуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница; никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица". В украинских закличках дождя с ДУБА или вербы падает горшок с борщом, поставленный для птиц, после чего и начинается дождь.

Дерево, священное для Юпитера и для античных друидов, поэтому епископ в акте крещения, когда его нога стоит на поваленном дубе, символизирует обращение язычников (БОНИФАЦИИ). Дуб (или часто желудь) является эмблемой (impresa) пап Сикста IV и Юлия 11 из династии Ровере. Последний был покровителем Рафаэля, который исполнил для него фрески в ватиканских Станцах, где можно найти эту эмблему. Подобно всем деревьям, он представляет мировую ось. Дуб - дерево, имеющее глубокий иносказательный смысл; ввиду прочности самой его древесины является символом бессмертия и долговечности. То что дуб посвящен Юпитеру, объясняется, возможно, древним поверьем, согласно которому дуб сильнее, чем какое-либо другое дерево, притягивает молнию. Это символическое и аллегорическое значение дуба проявляется в арийских культурах - в России, Германии, Древней Греции и Скандинавии. С древних времен и поныне живут в народной памяти наблюдения о частом попадании в дуб молний, что вошло в поговорки типа: "От молнии под дубом спасаться - раньше времени на тот свет собираться" (дословный перевод: "Держись от дуба подальше во время грозы"). Поэтому не случайно в античности дуб считался священным и связывался с богом молнии и неба Зевсом (Юпитером). В священной роще находился дуб Додоны, к шелесту листвы которого прислушивались, считая, что так передается воля Зевса. В Древнем Риме находилась управляемая лесным царем дубовая роща на озере Неми, посвященная Юпитеру, а дубовый венок являлся признаком сановного достоинства древнеиталийских правителей.

У кельтских друидов дубы, на которых росла омела, пользовались большим почетом, впрочем, как и у германцев. У последних к тому же дубы осеняли Тингплатц - судебно-вечевую площадь и были посвящены Тору (Донару), аналогично у литовцев - Перкунасу. У друидов накануне предсказаний поедались желуди; кроме того, желудь обычно означал мужской половой орган (glans penis; у Освальда Кроллиуса, 1629: "Желудь весьма наглядно кажет головку уда мужеска") и в этом смысле употреблялся в качестве амулета.

В народных представлениях античности дубы считались как бы живыми существами, местом обитания особых нимф (покровительниц деревьев) - дриад (от греч. drys - дуб), связанных своим происхождением с дубом-родом. Листьям дуба приписывалась способность заколдовывать и усмирять львов. Дубовая зола считалась предохраняющей от хлебной ржавчины, а дубовый столб в навозной куче - отпугивающим змей.

Обычаи.

На Руси был такой обычай: в деревнях на Ивана Купалу всех Иванов украшали дубовыми венками.

В заговорах и песнях ДУБ отождествляется с мужчиной, а берёза - с женщиной. На Украине мать ребенка. страдающего бессонницей, обращалась к ДУБУ с заговором: "Дубе, дубе! ты черный: у тебе, Дубе, белая береза, у тебе дубочки сыночки, а у березочки дочки. Тебе, Дуб и береза, шуметь та густи, а рожденному (имярек) спать та рости!"

Если же ночной плач ("криксы") донимал девочку, то заговор начинался так: "Березо, березо! ты бела: у тебе, березо, черный дуб" и т.д.

В Житомирской области в заговоре от детской бессонницы обращались к ДУБУ каждая ветка которого имеет собственное имя: ветка с желудями - мужское, а без желудей - женское. Если бессонницей страдала девочка, то в заговоре упоминается имя ветки - мальчика, и наоборот. Знахарка или мать ребенка предлагали ДУБУ "покумиться" и не трогать детей друг у друга.

Наши предки просили у своих богов, живших, по поверью, в дубравах, мира, благоденствия, здоровья. Женщины украшали ветви дуба бусами, венками и просили: "Дай нам, великий, силы рожать так же легко и обильно, как ты рожаешь своих детей"- обильно усыпанный по осени дуб считался символом плодородия, крепости потомства. "Участвовал" дуб и в печальных обрядах: именно на костре из дубовых ветвей и стволов сжигались тела павших в битве воинов, ибо, по древнему поверью, "дуб - это дерево мужчин, его пламя очищает душу воина".

В народной медицине к ДУБУ прибегали при зубной боли, грыже, грудной жабе и других заболеваниях. В конце 18 в. в Пронском уезде пользовался большим уважением толстый старый ДУБ. со сквозным отверстием, через которое протаскивали по три раза детей, больных грыжей, после чего дерево перевязывали поясом или кушаком. В Воронежской и Саратовской губерниях больных детей носили в лес, раскалывали там надвое молодой дубок, трижды протаскивали через него ребенка, а затем связывали дерево ниткой.

В Болгарии недалеко от Софии было три чтимых дуба, которые охраняли окрестные поля от града бурь и других бедствий. Ежегодно на Троицу их обмазывали священным маслом или даже сверлили ствол и вливали туда масло.

Кое-где у старообрядцев - беспоповцев еще в середине 19 в. брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с девицей, отправлялся вместе с ней к заветному ДУБУ и объезжал его три раза кругом. В Воронежской губернии пользовался уважением древний ДУБ; выйдя из церкви после венчания, молодые направлялись к нему и трижды объезжали вокруг.

Греки героям за подвиги надевали на голову венок из дубовых ветвей и листьев.

Вот как был связан с дубом сельскохозяйственный календарь предков:

Дуб одевается - скотина наедается.
Когда дуб развернулся в заячье ухо - сей овёс.
Если дубовый лист развернулся, земля принялась за свой род.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда на дубу почки распускаются - сей лён на лёгких землях.
Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету.
Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овёс кадушкой.
Много желудей на дубу - к тёплой зиме и плодородному лету.

Поговорки и народная мудрость:

Держись за дубок: дубок в землю глубок.
Стар дуб, да корень свеж.

Чернила орешковые

Самые древние и самые устойчивые чернила изготовлялись на основе древесного угля и сажи и разводились на клею растительно-фруктовой смоле - камеди.
Затем в течение многих веков для письма и рисования служили орешковые чернила темно-коричневого цвета, отличавшиеся высокими качествами и светоустойчивостью. У них было удивительное свойство: под действием света они не только не теряли своего цвета, а, наоборот, приобретали более интенсивный темно-коричневый оттенок.
В настоящее время орешковые чернила промышленность не производит и некоторые графики, работающие пером, эти чернила приготавливают сами.



Чернила готовят из "орешков" - галлов, светло-зеленых или красноватых наростов на листьях некоторых видов дуба.
Для приготовления чернил галлы-"орешки" с листьями отрывают осенью, когда они становятся большими. Собранные и промытые "орешки" измельчают и из них выжимают сок. Для выжимания сока пользуются марлей, сложенной вдвое. Заливают 1,5 л воды, кипятят, процеживают, добавляют 50 г железного купороса (для придания им более интенсивного цвета, от которого чернила становятся темными и приобретают холодный оттенок). и для клейкости - 50 г клея (можно добавлять по желанию – но лучше поостеречься, так как можно всё испортить – прим. Ижицы.) (в старину обычно использовали вишневую камедь). Вначале чернила имеют легкий коричневый оттенок. Затем чернила выдерживают на свету 10-12 дней, и они приобретают еще более темный цвет.


Состав орешковых чернил


Чернильные "орешки" -75 г
Железный купорос -50 г
Гуммиарабик - 50г
Фенол - 0,5г
Вода - 1,5л



Для приготовления раствора железного купороса его растворяют в горячей воде и оставляют на 2-3 часа. Образовавшуюся пену снимают, а раствор купороса сливают, стараясь не потревожить осадок. Гуммиарабик служит связующим и загустителем чернил. Взамен гуммиарабика можно взять декстрин.
(!) Орешковые чернила пригодны лишь при рисовании гусиным или тростниковым пером.

UPD: Огромная благодарность asgeth и её бесценному опыту в приготовлении чернил! :

«Если придерживаться рецепта, то напортачить невозможно. Главное, обойтись без отсебятины хотя бы в первые два-три раза.
И еще: тут главное точно соблюсти пропорции и не переборщить. Если много сульфата железа, то проблемы будут наверняка. Избыток соли в растворе дает серную кислоту, которая разрушает бумагу. А свободное двухвалентное железо может превратиться в трехвалентное, которое ускоряет окисление целлюлозы - бумага начинает разрушаться (явление называют коррозией железо-галловых чернил, можно забить в яндекс и полюбоваться, что оно со временем из книг делает)

По технологии:
Орешки измельчают и заливают водой, чтобы из дубильных веществ выделялась галловая кислота. Затем в раствор добавляют сульфат железа (железный купорос), он взаимодействует с кислотой и образует черный галлат железа. Черный галлат железа и есть основа чернил.
Дальше в чернила добавляют смолы вишни и акации (камедь), мед или другие загустители.

(!)Железный купорос (сульфат железа) берется в магазинах "Химреактивы", а еще бывает в крупных центрах по всякому садоводчеству (сульфатом железа, разведенным в воде, опрыскивают всякие растения).

(!)Декстрин свободно получается дома на кухне из крахмала. Для получения декстрина крахмал подвергают нагреванию до 180-200°С или нагреванию до 50°С с разбавленными кислотами. И все :))))))))»
(с) Аsgeth Ladonna


Краситель для древесины:

Если вы наберете таких орешков и высушите их (а они хранятся годами), то получите очень прочный и светостойкий краситель для любой древесины.

Окраску производят так. Возьмите кусок древесины, которая содержит мало дубильных веществ, например березы, груши или липы, и положите его в металлическую эмалированную посуду, туда же положите орешки (одну треть к массе древесины) и залейте водой. Посуду поставьте на огонь. Дайте древесине и орешкам прокипеть в течение 5—10 минут. Затем древесину выньте из воды, просушите и смочите протравой (водным раствором железного купороса). При взаимодействии с солями железа дубильные вещества, впитавшиеся в древесину, приобретут черный цвет. Древесина дуба содержит в большом количестве собственные дубильные вещества. Поэтому для получения на ее поверхности черного цвета ее достаточно лишь пропитать раствором железного купороса. При глубоком протравливании древесину выдерживают в купоросе несколько суток.

В старых русских книгах сохранился ре­цепт чернил из чернильных орешков: «Орешки чернильные в рейнском вине на солнце или в тепле мочити. Посем тую вод­ку из скляницы желтую, процедя сквозь по­лотенце и орешки выжав, во иную скляницу положите и купоросом чернящим, в муку растертым, запустити и почасту ложкой по- мешивати, в тепле же несколько стояти дней, и тако будут добрые чернила». Слож­ный рецепт в условиях необитаемого остро­ва. Но не унывайте! Можно обойтись и без рейнского вина, и без того, чтобы «на солн­це мочити». Можно просто выжать сок орешков и добавить немного древесной клей­ковины. А если еще и железный купорос найдется, чернила получатся очень хоро­шие. Густые, прочные, они не потеряют свой цвет на бумаге даже через века.

У чернил из чернильных орешков есть только один недостаток: они начинают чер­неть только через 10-12 часов. Так что свое собственное послание мы сможем увидеть не раньше, чем пройдет половина суток.

"Вареные" и "железные" чернила

Чем только не пытался писать человек: углем, графитом, наконец, чернилами, которым мы обязаны знакомством со старинными рукописями. Увы, рецепты приготовления самых древних чернил утеряны безвозвратно, однако основа их была, безусловно, растительной.

Начиная с XV века чернила условно делятся на «железные» и «вареные». И те, и другие делали из растений, богатых дубильными веществами - чернильных орешков, коры дуба и ольхи, ягод черники. Многие знают о «чернильных орешках» - галлах . Эти шаровидные выросты часто встречаются на дубовых листьях. Для «железных» чернил галлы или кору настаивали в теплом месте в кислом растворе (квас, уксус, кислые щи) и обязательно добавляли железные опилки. Процесс длился долго, иногда до месяца. Чтобы чернила стали более густыми и лучше ложились на бумагу, к ним добавляли вишневую смолу - камедь.

«Вареные» чернила действительно варили. Из дубовой или ольховой коры кипячением получали экстракт, в который добавляли еще сок ягод крушины. «Железные» чернила были довольно стойкими, мало выцветали и хорошо противостояли влаге. «Вареные» оказывались менее яркими и менее стойкими. Иногда оба вида чернил смешивали.

Среди материалов, которые использовались для приготовления чернил, заметную долю составляли... грибы. На пустырях, на богатой азотом почве, на навозе нередок гриб копринус. Его конические шляпки на тонкой ножке поднимаются на 20-30 сантиметров над поверхностью почвы. Существуют они недолго. Старея, копринусы буквально расплываются, образуя водянистую массу интенсивного черного цвета. Вот ее-то и используют в качестве чернил. Такие чернила использовали во Франции еще 200 лет назад.
Гриб-навозник, или копринус (Coprinus comatus)
Изображение



Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей