Голова Святогора

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 02:53

А.С. Пушкин. Бой Руслана с головой (отрывок из поэмы " Руслан и Людмила")


Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный,
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе — слышит:
Чудесный холм как будто дышит.
Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом;
Но, шевеля пугливым ухом,
Конь упирается, дрожит,
Трясет упрямой головою,
И грива дыбом поднялась.
Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь —
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
В недоуменье хочет он
Таинственный разрушить сон.
Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копием,
И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула…
Поднялся вихорь, степь дрогнула,
Взвилася пыль; с ресниц, с усов,
С бровей слетела стая сов;
Проснулись рощи молчаливы,
Чихнуло эхо — конь ретивый
Заржал, запрыгал, отлетел,
Едва сам витязь усидел,
И вслед раздался голос шумный:
«Куда ты, витязь неразумный?
Ступай назад, я не шучу!
Как раз нахала проглочу!»
Руслан с презреньем оглянулся,
Браздами удержал коня
И с гордым видом усмехнулся.
«Чего ты хочешь от меня? —
Нахмурясь, голова вскричала. —
Вот гостя мне судьба послала!
Послушай, убирайся прочь!
Я спать хочу, теперь уж ночь,
Прощай!» Но витязь знаменитый,
Услыша грубые слова,
Воскликнул с важностью сердитой:
«Молчи, пустая голова!
Слыхал я истину, бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!»
Тогда, от ярости немея,
Стесненной злобой пламенея,
Надулась голова; как жар,
Кровавы очи засверкали;
Напенясь, губы задрожали,
Из уст, ушей поднялся пар —
И вдруг она, что было мочи,
Навстречу князю стала дуть;
Напрасно конь, зажмуря очи,
Склонив главу, натужа грудь,
Сквозь вихорь, дождь и сумрак ночи
Неверный продолжает путь;
Объятый страхом, ослепленный,
Он мчится вновь, изнеможенный,
Далече в поле отдохнуть.
Вновь обратиться витязь хочет —
Вновь отражен, надежды нет!
А голова ему вослед,
Как сумасшедшая, хохочет,
Гремит: «Ай, витязь! ай, герой!
Куда ты? тише, тише, стой!
Эй, витязь, шею сломишь даром;
Не трусь, наездник, и меня
Порадуй хоть одним ударом,
Пока не заморил коня».
И между тем она героя
Дразнила страшным языком.
Руслан, досаду в сердце кроя,
Грозит ей молча копием,
Трясет его рукой свободной,
И, задрожав, булат холодный
Вонзился в дерзостный язык.
И кровь из бешеного зева
Рекою побежала вмиг.
От удивленья, боли, гнева,
В минуту дерзости лишась,
На князя голова глядела,
Железо грызла и бледнела
В спокойном духе горячась,
Так иногда средь нашей сцены
Плохой питомец Мельпомены,
Внезапным свистом оглушен,
Уж ничего не видит он,
Бледнеет, ролю забывает,
Дрожит, поникнув головой,
И, заикаясь, умолкает
Перед насмешливой толпой.
Счастливым пользуясь мгновеньем,
К объятой голове смущеньем,
Как ястреб, богатырь летит
С подъятой, грозною десницей
И в щеку тяжкой рукавицей
С размаха голову разит;
И степь ударом огласилась;
Кругом росистая трава
Кровавой пеной обагрилась,
И, зашатавшись, голова
Перевернулась, покатилась,
И шлем чугунный застучал.
Тогда на месте опустелом
Меч богатырский засверкал.
Наш витязь в трепете веселом
Его схватил и к голове
По окровавленной траве
Бежит с намереньем жестоким
Ей нос и уши обрубить;
Уже Руслан готов разить,
Уже взмахнул мечом широким —
Вдруг, изумленный, внемлет он
Главы молящей жалкий стон…
И тихо меч он опускает,
В нем гнев свирепый умирает,
И мщенье бурное падет
В душе, моленьем усмиренной:
Так на долине тает лед,
Лучом полудня пораженный.
«Ты вразумил меня, герой, —
Со вздохом голова сказала, —
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой;
Отныне я тебе послушен;
Но, витязь, будь великодушен!
Достоин плача жребий мой.
И я был витязь удалой!
В кровавых битвах супостата
Себе я равного не зрел;
Счастлив, когда бы не имел
Соперником меньшого брата!
Коварный, злобный Черномор,
Ты, ты всех бед моих виною!
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою,
Мой дивный рост от юных дней
Не мог он без досады видеть
И стал за то в душе своей
Меня, жестокий, ненавидеть.
Я был всегда немного прост,
Хотя высок; а сей несчастный,
Имея самый глупый рост,
Умен как бес — и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая,
И, всё на свете презирая,
Доколе борода цела —
Изменник не страшится зла.
Вот он однажды с видом дружбы
«Послушай, — хитро мне сказал, —
Не откажись от важной службы:
Я в черных книгах отыскал,
Что за восточными горами,
На тихих моря берегах,
В глухом подвале, под замками
Хранится меч — и что же? страх!
Я разобрал во тьме волшебной,
Что волею судьбы враждебной
Сей меч известен будет нам;
Что нас он обоих погубит:
Мне бороду мою отрубит,
Тебе главу; суди же сам,
Сколь важно нам приобретенье
Сего созданья злых духов!»
«Ну, что же? где тут затрудненье? —
Сказал я карле, — я готов;
Иду, хоть за пределы света».
И сосну на плечо взвалил,
А на другое для совета
Злодея брата посадил;
Пустился в дальную дорогу,
Шагал, шагал и, слава богу,
Как бы пророчеству назло,
Всё счастливо сначало шло.
За отдаленными горами
Нашли мы роковой подвал;
Я разметал его руками
И потаенный меч достал.
Но нет! судьба того хотела:
Меж нами ссора закипела —
И было, признаюсь, о чем!
Вопрос: кому владеть мечом?
Я спорил, карла горячился;
Бранились долго; наконец
Уловку выдумал хитрец,
Притих и будто бы смягчился.
«Оставим бесполезный спор, —
Сказал мне важно Черномор, —
Мы тем союз наш обесславим;
Рассудок в мире жить велит;
Судьбе решить мы предоставим,
Кому сей меч принадлежит.
К земле приникнем ухом оба
(Чего не выдумает злоба!),
И кто услышит первый звон,
Тот и владей мечом до гроба».
Сказал и лег на землю он.
Я сдуру также растянулся;
Лежу, не слышу ничего,
Смекая: обману его!
Но сам жестоко обманулся.
Злодей в глубокой тишине,
Привстав, на цыпочках ко мне
Подкрался сзади, размахнулся;
Как вихорь свистнул острый меч,
И прежде, чем я оглянулся,
Уж голова слетела с плеч —
И сверхъестественная сила
В ней жизни дух остановила.
Мой остов тернием оброс;
Вдали, в стране, людьми забвенной,
Истлел мой прах непогребенный;
Но злобный карла перенес
Меня в сей край уединенный,
Где вечно должен был стеречь
Тобой сегодня взятый меч.
О витязь! Ты храним судьбою,
Возьми его, и бог с тобою!
Быть может, на своем пути
Ты карлу-чародея встретишь —
Ах, если ты его заметишь,
Коварству, злобе отомсти!
И наконец я счастлив буду,
Спокойно мир оставлю сей —
И в благодарности моей
Твою пощечину забуду».



Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:31

Около трех тысячелетий назад на берегу Мексиканского залива возникла индейская культура, получившая название ольмекской. Это условное наименование было дано по имени ольмеков — небольшой группы индейских племен, живших на этой территории гораздо позже, в XI–XIV вв. Само название «ольмеки», что означает «каучуковые люди», — ацтекского происхождения. Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и где жили современные им ольмеки. Так что собственно народ ольмеков и народ ольмекской культуры — совсем не одно и то же. Иногда, чтобы различить эти понятия, народ ольмекской культуры именуют «археологическими ольмеками».

Цивилизация «археологических ольмеков» берет свое начало во II тысячелетии до н. э., а ее существование прекратилось в первые века нашей эры и за полторы тысячи лет до расцвета империи ацтеков. Ольмекскую культуру называют иногда «матерью культур» Центральной Америки.
Каменных храмов и дворцов ольмеки не строили, но зато они высекали из камня массивные скульптуры. Некоторые из них изображают огромные головы, известные сегодня как «головы ольмеков». Каменные головы — самая большая загадка этой древней цивилизации.

Монументальные скульптуры высотой до 2,5 м и весом до 30 тонн, вытесанные из монолитной глыбы базальта, изображают головы людей несомненно с негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лица ярко выраженного негроидного типа прорезаны глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.

Исследователи установили, что камень для этих странных скульптур доставлялся в виде блоков весом от 20 до 60 тонн со склонов вулкана Сан-Мартин-Пахапан, отстоящего на расстоянии 125 км от ближайших центров ольмекской культуры. Эти гигантские блоки переправлялись сначала по морю, а затем на плотах по реке Тонала, причем их тащили против течения.

Несмотря на то, что расцвет ольмекской цивилизации приходится на 1500–1000 гг. до н. э., уверенности в том, что головы были высечены именно в эту эпоху, нет, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля, найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Возможно, каменные головы намного моложе.

Первую каменную голову обнаружил в 1930-е годы уже упоминавшийся Мэтью Стерлинг. Он писал в своем отчете: «Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты ее отчетливы и явно негритянского типа».

Кстати, Стирлинг сделал и еще одно открытие — он обнаружил детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта невинная на первый взгляд находка на самом деле явилась сенсацией — ведь считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но оказывается, на древних ольмеков это правило не распространяется…
кроме сельвы Южной Америки такие же головы находят и в Мексике,а также и в Турции.. и других местах нашей Земли.
Головы из Ла Вента-
Изображение

Изображение
голова из Гватемалы-

Изображение

Загадка каменных голов на горе Немрут-Даг в Турции-
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Головы ольмеков в Мексике
Изображение

Каменная голова. Усадьба Сергиевка. Петергоф.
Усадьба Сергиевка,
Изображение
В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.
Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.

Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял – не полая ли она?

Копать здесь любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.
Изображение

Возможно большой металлический шлем витязя крепился в отверстие на переносице.

Отверстие мы все видим.

Но вот большого шлема не видел никто, или, по крайней мере, об этом нет никаких упоминаний.

В июле 1818 года молодой Александр Пушкин со своим другом Н. Раевским-младшим побывал в тенистом овраге около «спящей» головы.

В поэме «Руслан и Людмила», завершенной через два года, появляется сюжет, возможно, навеянный впечатлениями от увиденного в Сергиевке.
Правда, по некоторым устным версиям получается, что это голова какого-то шведского короля, которую еще шведы тащили к морю на корабль, но не дотащили и бросили.

Есть еще легенда, которая говорит, что голову высек работник Петергофской гранильной фабрики в память о Петре I, крестном дочери (некоторые говорят – сына) этого мастера.

Голову называют ещё «Старик» или «Адамова голова», или "Русич" и совсем редкое название - скульптура Святогора, еще называют «Голова Самсона».

Уже само по себе такое редкое разнообразие названий говорит о том, что в историю этих мест много вплетено легенд.
Изображение


Чебоксары Каменная голова в лесу.
Изображение

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:35

Olmec Heads in America Olmec Head at Copan
Изображение

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:36

Изображение
остров Пасхи

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:37

Каменные монолитные статуи - Моа́и.
Изображение

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:41

Каменные головы горы Кармель (Эйн Кармель, Израиль) .
Изображение

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:43

Изображение
Гиганты острова Пасха

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:56

Святогор - в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Он привязан только к Святым горам:

Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам
да по высокиим...
На тых горах высокиих,
На той Святой горы,
Был богатырь чудный,
Что во весь же мир он дивный,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля.

Он — обладатель колоссальной силы.

Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палииу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палииа
Высоко да по поднебесью;
Когда палииа да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой...
Былины о Святогоре — это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта — не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».

Хотел поднять погонялкой эту
сумочку — Эта сумочка да не ворохнется;
Опустился Святогор да со добра коня,
Он берет сумочку да одной рукой
— Эта сумочка да не сшевелится;
Как берет он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской,
По колен ушел да в мать сыру землю
— Эта сумочка да не сшевелится,
— Не сшевелится да не поднимется.

В варианте, который, вероятно, в наибольшей степени соответствует трактовкам Древней Руси, развязка такая: «По колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение». Что такое эта сумочка? В известных нам текстах XIX—XX веков есть такие объяснения: «В сумочке... тяга земная», «тягость от матушки сырой земли», «весь земной груз сложен».
В другой былине гибель Святогора происходит по-иному. информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
Святогор в сопровождении Ильи Муромца наезжает на пустой гроб. Богатыри примеривают его — Илье Муромцу он оказывается велик, а Святогору — как раз по росту.

Говорит Святогор да Илье Муромцу:
«Ли же ты Илья да мой меньший брат!
Ты покрой-ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбу юс я».
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
И говорит Святогор таковы слова.:
«Ай же ты Ильюшенька да Муромеу,!
Мне в гробу лежать да тяжелешенько,
Мне дышать-то нечем да тошнехонько.
Ты открой-ка крышечку дубовую,
Ты подай-ка мне да свежа воздуху».
Как крышечка не поднимается,
Даже щелочка не открывается,
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ты разбей-ка крышечку саблей вострою».
Илья Святогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
— А куда ударит Илья Муромеи,
Тут становятся обручи железные.
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
Все железные обручи становятся.
Говорит Святого? таковы слова:
«Видно, тут мне, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю».
В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В одном из вариантов былины Святогор сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря (характерно, что отец Святогора - «тёмный», т. е. слепой, - признак существа иного мира). Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Святогор), неразличение деятеля и места глубоко архаично.
phpBB [video]


Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю сумочку, в которой была заключена «вся тягость земная». Поднять сумочку мог лишь пахарь. Святогор тщетно пытается сдвинуть сумочку, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумочки.

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.

Третий эпизод — женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдешь.

Анализ сюжетов

Анализ этих трёх сюжетов привёл исследователей к следующим заключениям:

1.Мотив о подымании сумочки — общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике, Колыване, Вольге, Самсоне. В югославской поэзии в роли Святогора выступает кралевич Марко; то же на Кавказе рассказывают о нарте Сослане. Сумочка соответствует камню в былинах о Потоке, что совпадает со средневековым рассказом об Александре Македонском, которому жители райской страны дают в дань камешек; этот камешек, который нельзя ни свесить, ни измерить, обозначает в символическом толковании еврейского мудреца человеческое око — зависть. Параллельным является древнее северное сказание о споре Тора с великаном.

Возможен также вариант толкования как превозношение труда землепашца.

1.Параллели по второму мотиву, о неверной жене Святогора, указываются в персидском сборнике Тути-наме, в сказках 1001 ночи, в индийских буддийских сказках. Возможно, это эпизод восточного происхождения.

2.Сказания и повести о подобном гробе известны у украинцев, кашубов, итальянцев, цыган, мадьяр, в Древнем Египте.

3.Эпизод о женитьбе Святогора, известный в одной только побывальщине, восходит к народным сказкам, опирающимся на средневековые повести о том, что «суда Божия не минути» (ср. пов. в «Римских Деяниях» переведено в XVII веке на русский язык). По своим подробностям — поездка к северному колдуну-кузнецу — эта побывальщина напоминает эпизод «Калевалы». Женитьба на девушке, лежащей на гноище, встречается в старой русской повести о царевиче Фиргисе. Несмотря на массу параллелей, собранных для освещения личности Святогора, она остаётся мало разъяснённой. Прототип русского Святогора-силача не может считаться найденным, хотя предложено много гипотез: Волльнер сравнивает его со святым Христофором, по легенде перенёсшим Христа через воду; Жданов утверждает, с большей вероятностью, что прототипом Святогора был библейский Самсон. Веселовский полагает, наоборот, что на былинного Самсона-богатыря перешли черты Святогора; в другом месте он же указывает на возможный источник — «Александрию», где говорится «о великом муже, которого увидев удивился Александр»: он лежал на высокой горе 1000 шагов длиной и 200 шириной, что напоминает постель Святогора. Халанский отмечает возможное влияние кавказских сказаний о великанах и нартах и сходство осетинского Муккары со Святогором. Миллер более доказательно обставил вопрос о влиянии кавказских сказок на русские и на связь их между собой. Имя Святогор можно считать за эпитет, создавшийся по его месту жительства — Святым горам.

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:57

Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растет там ни березка, ни дуб, ни сосна, ни зеленая трава. Там и волк не пробежит, орел не пролетит,- муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утесов на своем могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.

Ездит старый по Святым горам.
Тут колеблется мать-сыра земля,
Тут шатаются темны лесушки,
Выливаются быстры реченьки.

Ростом богатырь Святогор выше темного леса, головой облака подпирает, едет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки вы плеснется. Ездит он сутки, другие, третьи, остановится, раскинет шатер - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредет.

Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой по мериться.

Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утесы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.

Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмется - все в крошки рассыпется, в блин расплющится.

Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава. Стал бы он горы ворочать - да это никому не надобно...

Так и ездит Святогор один по Святым горамТак и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнет...

- Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землей смешал - поистратил бы немного силушки! Да где ее - тягу - найти!

Едет раз Святогор по долине между утесов, и вдруг - впереди живой человек идет!

Идет невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несет переметную суму.

Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять.

Тот идет себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужичка не может. Идет мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть - все прохожий впереди! Едет шагом - все не догнать! Закричал ему Святогор:

- Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.

Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:

- Что это у тебя за ноша в этой сумочке?

- А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.

Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись; хотел сумочку плеткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьем толкать - не шелохнется, пробовал пальцем поднять - не подымается...

Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял. Глядь - а сам по колено в землю ушел, по лицу не пот, а кровь течет, сердце замерло...

Бросил Святогор сумочку, на землю упал - по горам-долам гул пошел.

Еле отдышался богатырь:

- Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

- Почему не сказать - скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.

Опустил Святогор голову:

- Вот что значит тяга земная. А как зовут тебя, прохожий человек?

- Зовут меня Микула Селянинович.

- Вижу я - не простой ты человек; может, ты мне про судьбу мою расскажешь; тяжко мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.

- Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу кует, у него и про свою судьбу узнаешь.

Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.

А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.

Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился - доехал до Северных гор. Тут утесы еще голей, пропасти еще черней, реки глубокие бурливее...

Под самым облаком, на голой скале увидал Свято гор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузницы черный дым валит, звон-стук по всей округе идет.

Зашел Святогор в кузницу и видит: стоит у наковальни седой старичок, одной рукой меха раздувает, другой молотом по наковальне бьет, а на наковальне-то не видно ничего...

- Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куешь?

- Подойди поближе, наклонись пониже! Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: кует кузнец два тонких волоса.

- Что это у тебя, кузнец?

- Вот два волоса скую, волос с волосом совью - два человека и женятся.

- А на ком мне жениться судьба велит?

-Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живет.

Поехал Святогор на край гор, нашел ветхую избушку. Вошел в нее богатырь, положил на стол сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.

Жаль ее стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идет, и жизни нету.

Выхватил Святогор свой острый меч, отвернулся и ударил девушку мечом в грудь. Не шевельнулась она, не охнула...

Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поехал к Святым горам.

А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе мешок золота, а с нее вся кора свалилась, и тело у нее чистое, и силы у нее прибыли.

Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на нее из озера девица-красавица - и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!

Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.

Куда бы ни приехала - весь народ бежит товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идет.

Вот доехала она до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошел. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.

Взглянул он на нее, и полюбилась ему девушка.

- Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!

Полюбился и Святогор девушке.

Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как деньги на столе нашла.

Удивился Святогор, да ничего жене не сказал.

Бросила девушка торговать, по морям плавать, стала жить со Святогором на Святых горах.

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 03:59

Изображение

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 04:01

сказ о том, как Илюша муромский обманом убил Святогора -
Выехал как-то Илья Муромец в чисто поле, услышал гром, будто гроза надвигается. Мать сыра земля застонала, реки вспенились, леса зашатались. И увидел он могучего всадника и понял, отчего такой шум — ехал богатырь Свято-гор. Крикнул ему Илья, но не получил никакого ответа. Еще раз крикнул, спросил, что за богатырь едет на добром коне. И снова ничего не ответил ему Святогор.

Илья подъехал ближе и увидел, что спит богатырь крепким сном. Снова громко крикнул он ему. И снова не получил ответа. Толкнул его Илья тупым концом своего копья. Все напрасно. Не может разбудить он богатыря. Рассердился тут Илья, отъехал подальше и во весь опор пустил своего коня на Святогора. Подлетел к нему, ударил его палицей булатной. Богатырь по-прежнему не просыпался.

Вот так силища, подумал Илья. Снова отъехал он в сторону, натянул поводья, пришпорил своего Бурушку, взвился конь и как стрела полетел к Святогору. Со всей мощью ударил его Илья по груди и отшиб себе правую руку. Наконец Святогор проснулся и произнес:
— Как больно кусаются русские мухи.

А увидев Илью, удивился, ничего не сказал, правой рукой взял его за кудри и вместе с конем положил себе в карман. И поехал к святым горам, горам Араратским. Ехал он светлый день, темную ночь, и вдруг на третий день его конь стал спотыкаться.

— Ах ты волчья сыть, травяной мешок, уж что ты, собака, спотыкаешься? — произнес недовольно Святогор.
Ответил ему конь человеческим языком:
— Прости меня, хозяин, разреши слово молвить. Третьи сутки еду без остановки, без сна, третьи сутки везу я двух могучих богатырей да еще одного богатырского коня в придачу.
Тут Святогор вспомнил об Илье Муромце. Полез он в карман, вытащил его вместе с конем и поставил их на землю. И спросил Святогор, откуда он родом и не хочет ли помериться с ним силой богатырскою.
— Не желаю я с тобой сражаться, а хочу брататься,— отвечал ему Илья.

Святогор согласился, слез с коня, установил шатер. Пустили коней богатыри пастись в чистом поле, а сами обнялись, побратались. Святогор стал старшим братом, Илья — младшим. Поели они, попили родниковой водицы, выспались и снова отправились в путь.

Ехали они день, ночь, на третьи сутки прискакали к горе Елеонской. И увидели на вершине горы резной дубовый гроб. Решили они его примерить. Первым лег в него меньший брат, Илья, но гроб оказался для него и длинен и широк. Вылез он из него. Тогда в гроб лег Святогор. И тот оказался ему впору. Сказал Святогор Илье, чтобы накрыл он его крышкой. Илья так и сделал.

Через некоторое время застонал Святогор, попросил отворить крышку, мало ему воздуху, нельзя пошевелиться. Попытался Илья сдвинуть крышку, но ничего у него не получилось. Взял в руки палицу, ударил несколько раз по крышке, хотел ее разбить, только в тех местах, где ударил он, появились железные обручи, которые крепко сковали гроб.

Застонал Святогор, понял, что пришел его смертный час. Попросил он наклониться Илью к нему, хотел передать ему свою силу богатырскую. Но Илья отказался, сказал Святогору, что достаточно ему силушки своей собственной, не хочет он мучить мать сыру землю, не хочет, чтобы реки вспенивались, чтобы леса шатались, чтобы люди его пугались. Отказался он и от коня Святогора.

Простился Илья со Святогором, лежащим в каменном гробу на вершине горы Елеонской, и отправился по святой Руси, рассказывая всем, как похоронил он своего старшего брата богатыря Святогора и хотел тот передать ему силу немереную. Только отказался от нее Илья и коня богатырского не захотел брать.

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 04:28

Дмитрий Квашнин. Русь. От столпа Святогора

Смысл книги сводится к следующему. Люди селятся в удобных для этого местах. Города и селения гибнут, но люди вновь и вновь селятся на тех же местах. Дмитрий Квашнин попытался понять, почему многие поселения Нижегородской земли поставлены не на самом берегу Волги или другой реки, а несколько выше. И нашел опре­деленную закономерность: когда-то они были на берегу водоемов. Географическая картина изменилась. Что по­служило причиной этого, и как наши места выглядели раньше? Д. Квашнин доказывает, что некогда (примерно 10-12 тысяч лет назад) Арал, Каспий, Азовское и Черное моря были единым водоемом, уровень воды в нем и в реках бассейнов этого моря был много выше, а реки, и, в первую очередь, Волга и Ока были едва ли не заливами этого гро­мадного внутреннего моря-океана. Проливов Босфора и Дарданеллы тогда не существовало, а реки сливались че­рез Югру и Обь в Северный Ледовитый океан.

В этих географических условиях и существовала до­потопная Русь-Гиперборея-родина Святогора. Своеобраз­ным центром была столица Царьград, громадный город на месте нынешнего Нижнего Новгорода. Наш город начала XX века занимал лишь маленькую часть древнего Царь-града - центра допотопной цивилизации. Разразившаяся катастрофа - потоп - привела к прорыву проливов из Чер­ного моря в Средиземное, уровень водных бассейнов резко понизился; Аральское, Каспийское, Черное моря разде­лились, а реки Волга и Ока стали частью Каспийского во­дного бассейна. От прежней цивилизации остались сказ­ки и легенды. Вот главный смысл теории, предложенной в книге Д. Квашнина.


Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
дорога прямоезжая, по которой ратники объезжали, сторожа Бярмию(Пермь)-
Изображение
Изображение

Уаджет, Око Ра
Изображение
Во всех древних книгах нынешнюю Волгу называли рекой РА.
Река Ока - и Око Ра - суть одного поля ягода.
символическое значение и имел название «Уаджет» или «Око

Ра» (рис. 2). Это название перекликается с названием во­доёма, которое мы изучали в главе «Океан».

Что произойдёт с человеческим глазом, если его прот­кнуть? Он вытечет. Так же вытечет любая запруда, любое водохранилище, если разрушить или повредить удержи­вающую его плотину.

Рис. 2. Уаджет, Око Ра

Древнеегипетские легенды о борьбе Сета с Гором гово­рят о событии, которое повлекло за собой гибель древнего «Озера-Океана», располагавшегося когда-то, как уже гово­рилось выше, в самом центре европейской части современ­ной России! Всё, что сегодня осталось от вытекшего «Ока Гора» - река Ока.

Древнеегипетский символ «Уаджет» не имеет строго определённого канонизированного рисунка, но, несмотря на это, несёт в себе достаточно точный географический смысл. Давайте присмотримся к нему. Бровь - современная река Клязьма или, в древности, участок эстуария реки Ра (Русско­го моря). Сам глаз - древнее озеро Океан, сейчас, по большей мере, Мещерская низменность. Между бровью и глазом - Ме­щерские горы. Зрачок - полуостров, образованный подня­той над уровнем озера частью Окско-Цнинского вала, сейчас возвышенность, которая называется Касимовским опольем. Крайняя правая, чем-то напоминающая лезвие ножа, часть, называемая в Древнем Египте «знак сокола» - широкий раз­лив при впадении в озеро двух рек: Цны и Мокши. И, нако­нец, длинная загнутая линия снизу глаза, называвшаяся в

135

Древнем Египте «каплей слезы» — это когда-то впадавшая в древний водоём современная река Проня (рис. 1а).

Продолжим поиск географических подсказок о место­жительстве Святогора. Сказочный легендарный народ паны ведут свой род от Пана, младшего сына Вия (напом­ню, что по некоторым версиям Святогор является одним из сыновей Вия). Место, где они жили, до сих пор называют Пановы горы - это горы, на которых стоит современный го­род Городец Нижегородской области. Легенда об этом же на­роде записана Александром Гациским во второй части его работы «На Сундовике, в Жарах и на «Сити, на реце». Здесь он приводит рассказ жителя деревни Бабье Балахнинского уезда: «... у нас есть на Рыловой горе клад, ещё когда паны воевали, и тут они похоронены, с ними оружие разное, и по­суда всякая серебряная и золотая и денег много...» Описан­ное краеведом место находится на противоположном (пра­вобережном) высоком очелье Волги ниже Городца.

Речка Смородина, разделяющая Светлое и Тёмное цар­ства, течёт под Ра-рекой (читай Волгой).

Народ меря, который, согласно устной русской традиции ведёт свой род от дочери Святогора Мери, жил на террито­рии современных Владимирской, Ивановской, Московской, Ярославской, Костромской и Нижегородской областей. По­томками мери сегодня являются марийцы.

Этой информации, возможно, недостаточно, но она по­зволяет значительно сузить поиск Святогорова царства. Любая версия остаётся догадкой до тех пор, пока она осто­рожно строится на разных, значительных и незначитель­ных, фактах. Но когда в предполагаемую форму версии факты начинают складываться с необычайной лёгкостью и гармонией - это уже открытие!

Все основные события жизни и гибели Святогора терри­ториально локализованы в пределах современных Нижего­родской, Владимирской и Ярославской областях. А так как двойником Святогора является мифический Атлант, то и ле­гендарная Атлантида находилась здесь же.


Подробнее читайте в книге Дмитрий Квашнин. Русь. От столпа Святогора, а также его новой книге - Город-на-реке-Ра

Bindu
Администратор
Сообщения: 1829
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: Голова Святогора

Сообщение Bindu » 27 сен 2016, 04:44

В это трудно поверить сразу, но разум, логика и, в какой-то степени, интуиция ведут к самым удивитель­ным открытиям. Дело в том, что библейские рассказы о потопе, о Вавилонской башне, о смешении языков и так далее, не что иное, как несколько видоизменённые преда­ния наших древних предков, озвученных в русских сказ­ках. История первых людей начиналась здесь, на земле, по которой мы каждый день ходим и ездим, где рождаемся и любим, страдаем и тоскуем, надеемся и живём. Именно эта земля - сердце и душа, именно эта земля - дыхание, именно эта земля - колыбель человеческой цивилизации.


Топонимические следы того времени встречаются здесь повсеместно. Например, что обозначает старое название города Городец - Радилов? Скорее всего, ранее его назва­ние звучало через «о» - РОДилов. Оно указывает на глав­ного русского Бога-Создателя, Бога-Прародителя по имени РОД. Корень «РОД» образует такие значительные слова как «на-РОД» и «РОД-ина».

Фото 34, сказочный вид Городецкой крепости

Теперь Городец (фото 33, 34). Это очень древний город. Достаточно того, что в нём жил такой былинный герой се­дой древности, как Вий (предположительно, отец Святогора). Поэтому город, в котором жил отец Гора, древние люди так и называли: «Гора отец (отец Гора)» или «Гор-од(т)ец».

Получается, что город Городец-Радилов - родина пер­вых, позднее обожествлённых русских правителей! Со­временная Городецкая земля - место первой встречи этих богов и людей! Здесь начиналась история наших предков, здесь начиналась история всего человечества!

Приведу мудрые слова французского учёного Луи Шарпантье (из книги В. Н. Дёмина «Тайник Русского Севера»): «В очень древние времена, которые, впрочем, не были до­историческими (!), существовала поистине замечательная цивилизация, основы которой нам неизвестны. Её «интел­лектуальная составляющая» исчезла, а до наших дней до­шло лишь то, что интеллект успел «окультурить». Мы не можем осмыслить сохранившиеся материальные следы и склонны считать их симбиозом варварства и мышления примитивной эпохи. Нам трудно отрешиться от нашей ны­нешней формы мышления, чтобы понять другие, исчезнув­шие, однако совершенно ясно: если бы не эта цивилизация, не было бы нашей, и мы до сих пор охотились на диких жи­вотных, а возможно, пожирали бы и своих собратьев».


Вспомните слова А. Гациского о «доисторических наро­дах» (глава Шаг 2). Однако по выводам французского учё­ного выходит, что не полулюди-полуобезьяны лазили по нашим нижегородским курганам, а наоборот, полулюди - полубоги строили необходимые для своих нужд сооруже­ния, назначение которых нам сегодня не может быть по­нятно полностью. Но в кое в чём мы обязаны разобраться.

Именно наша русская культура (в первую очередь - язык) таит в себе разгадки той непонятной, потерянной цивилиза­ции. И именно «загадочная русская душа» способна настро­иться на до сих пор живую и пульсирующую информацион­ную волну сказок и преданий наших удивительных предков.

Давайте, конечно, не без помощи фантазии, попробуем описать жизнь древнего богатыря Святогора, великана, мудреца, который первый отверг неравенство между людь­ми и богами, который стал первым царём справедливого и могучего государства, первым и последним в истории леги­тимным руководителем народа Земли.

Итак, один из главных городов Святогора - Царьград. В нём жили люди (смертные) и правил первый в истории человечества царь - великан Святогор.

там, на Пановых горах живут его отец и братья. Он воспитывался и вырос здесь на Святых горах, здесь женился, здесь родил и воспитывал своих детей. Изредка он ездил за море в гости. Но лишний раз старался отказаться от при­глашений, говоря, что там, на низком левом берегу доро­ги часто проходят по болотам и топям, а он так огромен и тяжёл, что его не держит земля. В народе прозвали те се­верные земли ночным, тёмным, а земли на правом южном берегу светлым или небесным миром.

Между тёмными землями и небом, то есть Святыми горами находился мир мёртвых или царство Нави. Это остров, окруженный со всех сторон боло­тами и лесами - нет к нему дороги живым. Только с одной сторо­ны к нему ведёт Кали­нов мост, перекинутый через речку Смороди­ну. Сторожат тот мост побратимы Святогора - Виевичи. Есть в урочище Калинкина Гривка. Возможно, по этой гриве (в сказках её называют Калиновым мостом) и шла охраняе­мая дорога в царство мёртвых, являясь мостом, тайным проходом, а рекой Смородиной являлись нынешнее болото Чистое и речка Чёрная, пробившая своё русло на торфяных залежах. Ударит молния в землю и, затем, долго тлеет под­земный торф, едкий пахучий дым которого застилает и бе­рега и водную гладь на несколько километров вокруг.


На этом странном острове, в месте, куда не могли по­пасть простые смертные, устроены были усыпальницы первых царей и богов.

Там нашли своё пристанище дочери Святогора. За­болела, уколовшись о веретено, его млад­шая дочь Эвлина и заснула волшебным сном. Не вынесши горя, выпили сон­ное зелье и заснули тем же крепким сном остальные дочери Святогора и Плеянки.
Изображение
Фото 36. Гора Командная

(согласно Русским Ведам голова Святогора превратилась в гору)

Отвезли своих дочерей родители, положили их в огромные усыпальницы вме­сте с украшениями и всей необходимой утварью на случай, когда они проснут­ся, а людям строго - настрого запретили тревожить покой за­снувших принцесс. Назвал Святогор звёз­ды и целое созвездие в честь своих дочерей, которое так и стало называться - созвездие Плеяд. Ша­тры усыпальниц святогоровых дочерей стали отражаться в звёздном небе, повторяя расположение звёзд одноимён­ного созвездия (фото 35, 36, 37, 38).
паны тесно связаны с мифом о похищении коров - основным мифом про Индру. Нижегородские Пановы горы открывают секрет этого ведического мифа..Мифы про то, как из скал после удара по ним, забили источники, мы встречаем по всему миру - от Мифа про Моисея и до мифов иных народов мира. А на горах правобережья реки Ра можно непосредственно увидеть эти самые источники из гор.
Множество мифов раскроют вам свои секреты после прочтения этих книг Дмитрия Квашнина.

Рус
Сообщения: 1245
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38
Поблагодарили: 1 раз

Re: Голова Святогора

Сообщение Рус » 16 окт 2016, 17:37

Святогор и тяга земная

Вариант I

Поехал Святогор путем-дорогою широкою,
И по пути встрелся ему прохожий.
Припустил богатырь своего добра коня
К тому прохожему,
Никак не может догнать его:
Поедет во всю рысь - прохожий идет впереди;
Ступою едет - прохожий идет впереди.
Проговорит богатырь таковы слова:
«Ай же ты, прохожий человек,
Приостановись не сомножечко,
Не могу тебя догнать на добром коне».
Приостановился прохожий,
Снимал с плеч сумочку
И кладывал сумочку на сыру землю.
Говорит Святогор-богатырь:
«Что у тебя в сумочке?»
«А вот подыми с земли, так увидишь».
Сошёл Святогор с добра коня,
Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю угряз.
Говорит богатырь таковы слова:
«Что это у тебя в сумочку накладано?
Силы мне не занимать стать,
А я и здынуть сумочку не могу».-
«В сумочке у меня тяга земная».-
«Да кто ж ты есть, и как тебя именем зовут,
Звеличают как по изотчины?»-
«Я есть Микулушка Селянинович».-
«Ты още скажи, Микулушка,
Поведай-ка, как мне узнать судьбину божию?»
«А вот поезжай путем-дорогою прямоезжею до розстани,
А от розстани сверни влево,
И пусти коня во всю прыть лошадиную,
И подъедешь к Сиверным горам.
У тых у гор, под великим деревом стоит кузница,
И ты спроси у кузнеца про свою судьбину».-
Поехал Святогор дорогою прямоезжею,
От розстани свернул влево,
Пустил коня во всю прыть лошадиную:
Стал его добрый конь поскакивать,
Реки, моря перескакивать,
Широкия раздолья промеж ног пущать.
Ехал Святогор-богатырь три дня
И доехал до Сиверных гор,
До того до дерева великаго и до той кузницы:
В кузницы кузнец кует два тонкиих волоса.
Говорит богатырь таковы слова:
«А что ты куешь, кузнец?»
Отвечает кузнец:
«Я кую судьбину, кому на ком жениться».-
«А мне на ком жениться?»-
«А твоя невеста в царстве Поморском,
В престольном во городе,
Тридцать лет лежит во гноище».
Стоит богатырь, пораздумался:
«Дай-ка я поеду в тые царство Поморское
И убью тую невесту».
Приехал он к царству Поморскому,
Ко тому ко городу ко престольному,
Приезжал к домишечку убогому,
Входит в избу: никого нет дома,
Одна только девка лежит во гноище;
Тело у ней точно еловая кора.
Вынул Святогор-богатырь пятьсот рублей
И положил на стол, и взял свой вострый меч,
И бил ее мечом по белой груди,
А затым и уехал из царства Поморскаго.
Проснулась девка, смотрит:
С нея точно еловая кора спала,
А на столе лежит денег пятьсот рублей;
И стала она красавицей:
Такой на свете не видано, на белом не слыхано.
На тын деньги почала она торговать
И наживала безсчотну золоту казну,
Строила кораблики черленые,
Накладала товары драгоценные
И поехала по славну по синю морю.
Приехала она ко городу великому на Святых горах
И стала продавать товары драгоценные.
Слух про ея красоту пошел по всему городу
И по всему царству.
Пришел и Святогор-богатырь
Посмотреть на красавицу-
Полюбилась она ему.
Стал он ю сватать за себя,
И она пошла за него замуж.
Как поженился на ней и легли спать,
Увидел он рубчик на нея белой груди
И спрашивал жену:
«Что у тебя за рубец на белой груди?»
Отвечала ему жена:
«В наше царство Поморское приезжал невем человек,
Оставил в нашей избы денег пятьсот рублей,
А я спала крепким сном.
Как проснулась: у меня рубец на белой груди,
И точно еловая кора спала с бела тела,
А до той поры-времени
Я лежала во гноище цело тридцать лет».
Тут Святогор-богатырь дознал,
Что от судьбины своей никуда не уйдешь

.

Вариант II

Снарядился Святогор
Во в чисто поле гуляти,
Заседлает своего добра коня
И едет по чисту полю.
Не с кем Святогору силой померяться,
А сила-то по жилочкам так живчиком и переливается.
Грузно от силушки,
Как от тяжелаго беремени.
Вот и говорит Святогор:
«Как бы я тяги нашел,
Так я бы всю землю поднял!»
Наезжает Святогор в степи
На маленькую сумочку переметную;
Берет погонялку, пощупает сумочку-
Она не скрянется,
Двинет перстом ее-
Не сворохнется, хватит с коня рукою-
Не подымется.
«Много годов я по свету езживал,
А эдакова чуда не наезживал,
Такова дива не видывал:
Маленькая сумочка переметная
Не скрянется, не сворохнется,
Не подымется!»
Слезает Святогор с добра коня,
Ухватил он сумочку обема рукама,
Поднял сумочку повыше колен:
И по колена Святогор в землю угряз,
А по белу лицу не слезы,
А кровь течет.
Где Святогор увяз,
Тут и встать не мог,
Тут ему было и кончание.

Тяги-то земли он нашел,- прибавила рассказчица,- а бог его и попутал за похвальбу.

Рус
Сообщения: 1245
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38
Поблагодарили: 1 раз

Re: Голова Святогора

Сообщение Рус » 16 окт 2016, 17:43

Святогор и Илья Муромец

В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка со родителем
Со матушкою на работушку на крестьянскую.
Как приходили две калики перехожия
Под тое окошечко косявчето,
Говорят калики таковы слова:
«Ай же ты, Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкия,
Пусти-ка калик к себе в дом».
Ответ держит Илья Муромец:
«Ай же вы, калики перехожия!
Не могу отворить ворот широкиих,
Сиднем сижу цело тридцать лет.
Не владаю рукамы, ни ногамы».
Опять говорят калики перехожия;
«Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкия,
Пускай-ка калик к себе в дом».
Выставал Илья на резвы ноги,
Отворял ворота широкия
И пускал калик к себе в дом.
Приходили калики перехожия,
Они крест кладут по писаному,
Поклон ведут по-ученому,
Наливают чарочку питьица медвянаго,
Подносят-то Илье Муромцу.
Как выпил-то чару питьица медвяпаго,
Богатырско его сердце разгорелося,
Его белое тело распотелося.
Воспроговорят калики таковы слова:
«Что чувствуешь в собе, Илья?»
Бил челом Илья, калик поздравствовал:
«Слышу в собе силушку великую».
Говорят калики перехожия:
«Будешь ты, Илья, великий богатырь,
И смерть тобе на бою не писана:
Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею паляницею удалою;
А столько не выходи драться с Святогором-богатырем:
Его и земля на себе через силу носит;
Не ходи драться с Самсоном-богатырем:
У него на голове семь власов ангельских;
Не бейся и с родом Микуловым:
Его любит матушка сыра-земля;
Не ходи още на Вольгу Сеславьича:
Он не силою возьмет, так хитростью-мудростью.
Доставай, Илья, коня собе богатырскаго,
Выходи в раздольице чисто поле,
Покупай перваго жеребчика,
Станови его в срубу на три месяца,
Корми его пшеном белояровым,
А пройдет поры-времени три месяца,
Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай
И в три росы жеребчика выкатывай,
Подводи его к тыну ко высокому:
Как станет жеребчик через тын перескакивать,
И в ту сторону, и в другую сторону,
Поезжай на нем, куда хочешь,
Будет носить тебя».
Тут калики потерялися.
Пошел Илья ко родителю ко батюшку
На тую работу на крестьянскую,
Очистить надо пал от дубья-колодья:
Он дубье-колодье все повырубил,
В глубоку реку повыгрузил,
А сам и сшел домой.
Выстали отец с матерью от крепкаго сна
-Испужалися: «Что это за чудо подеялось?
Кто бы нам это сработал работушку?»
Работа-то была поделана, и пошли они домой.
Как пришли домой, видят:
Илья Муромец ходит по избы.
Стали его спрашивать, как он выздоровел.
Илья и рассказал им,
Как приходили калики перехожия,
Поили его питьицем медвяныим:
И с того он стал владать рукамы и ногамы,
И силушку получил великую.
Пошел Илья в раздольице чисто поле,
Видит: мужик ведет жеребчика немудраго,
Бураго жеребчика косматенькаго.
Покупал Илья того жеребчика,
Что запросил мужик, то и дал;
Становил жеребчика в сруб на три месяца,
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой;
И прошло поры-времени три месяца,
Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать;
В три росы его выкатывать,
Подводил ко тыну ко высокому,
И стал бурушко через тын перескакивать,
И в ту сторону, и в другую сторону.
Тут Илья Муромец седлал добра коня, зауздывал,
Брал у батюшка, у матушки прощеньице-благословеньице
И поехал в раздольице чисто поле.
Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный,
Стоит шатер под великим сырым дубом,
И в том шатре кровать богатырская немалая:
Долиной кровать десять сажень,
Шириной кровать шести сажень.
Привязал Илья добра коня к сыру дубу,
Лег на тую кровать богатырскую и спать заснул.
А сон богатырский крепок:
На три дня и на три ночи.
На третий день услыхал его добрый конь
Великий шум с-под сиверныя сторонушки:
Мать сыра-земля колыбается,
Темны лесушки шатаются,
Реки из крутых берегов выливаются.
Бьет добрый конь копытом о сыру землю,
Не может разбудить Илью Муромца.
Проязычил конь языком человеческим:
«Ай ясе ты, Илья Муромец!
Спишь себе, проклаждаешься,
Над собой незгодушки не ведаешь:
Едет к шатру Святогор-богатырь.
Ты спущай меня во чисто поле,
А сам полезай на сурой дуб».
Выставал Илья на резвы ноги,
Спущал коня во чисто поле,
А сам выстал во сырой дуб.
Видит: едет богатырь выше лесу стоячаго,
Головой упирает под облаку ходячую,
На плечах везет хрустальный ларец.
Приехал богатырь к сыру дубу,
Снял с плеч хрустальный ларец,
Отмыкал ларец золотым ключом:
Выходит оттоль жена богатырская.
Такой красавицы на белом свете
не видано и не слыхано:
Ростом она высокая, походка у ней щепливая1)
Очи яснаго сокола, бровушки чернаго соболя,
С платьица тело белое.
Как вышла из того ларца,
Собрала на стол, полагала скатерти браныя,
Ставила на стол ествушки сахарныя,
Вынимала из ларца питьица медвяныя.
Пообедал Святогор-богатырь
И пошел с женою в шатёр проклаждатися,
В разныя забавы заниматися.
Тут богатырь и спать заснул.
А красавица жена его богатырская
Пошла гулять по чисту полю
И высмотрела Илью в сыром дубу.
Говорит она таковы слова:
«Ай же ты, дородний добрый молодец!
Сойди-ка со сыра дуба,
Сойди, любовь со мной сотвори,
Буде не послушаешься,
Разбужу Святогора-богатыря и скажу ему,
Что ты насильно меня в грех ввел».
Нечего делать Илье:
С бабой не сговорить, а с Святогором не сладить;
Слез он с того сыра дуба
И сделал дело повеленое.
Взяла его красавица, богатырская жена,
Посадила к мужу в глубок карман
И разбудила мужа от крепкаго сна.
Проснулся Святогор-богатырь,
Посадил жену в хрустальный ларец,
Запер золотым ключем,
Сел на добра коня и поехал ко Святым горам.
Стал его добрый конь спотыкаться,
И бил его богатырь плеткою шелковою
По тучным бедрам,
И проговорит конь языком человеческим:
«Опережь я возил богатыря да жену богатырскую,
А нонь везу жену богатырскую и двух богатырей:
Дивья мне потыкатися!»
И вытащил Святогор-богатырь Илью Муромца
Из кармана, и стал его выспрашивать,
Кто он есть и как попал к нему во глубок карман.
Илья ему сказал все по правды по истине.
Тогда Святогор жену свою богатырскую убил,
А с Ильей поменялся крестом
И называл меньшим братом.
Выучил Святогор Илью всем похваткам,
Поездкам богатырским,
И поехали они к Сиверным горам,
И наехали путем-дорогою на великий гроб,
На том гробу подпись подписана:
«Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет».
Лег Илья Муромец:
Для него домовище и велико, и широко.
Ложился Святогор-богатырь:
Гроб пришелся по нем.
Говорит богатырь таковы слова:
«Гроб точно про меня делан.
Возьми-тко крышку, Илья, закрой меня».
Отвечает Илья Муромец:
«Не возьму я крышки, больший брат,
И не закрою тебя:
Шутишь ты шуточку немалую,
Сам себя хоронить собрался».
Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб;
Да как захотел поднять ю,
Никак не может;
Бился он и силился поднять и проговорил
Илье Муромцу:
«Ай меньший брат!
Видно, судьбина поискала меня,
Не могу поднять крышки,
Попробуй-ка приподнять ю».
Попробовал Илья Муромец
Поднять крышку, да где ему!
Говорит Святогор-богатырь:
«Возьми мой меч-кладенец и ударь поперек крышки».
Илье Муромцу не под силу и поднять Святогорова
меча-кладенца.
Зовет его Святогор-богатырь:
«Наклонись ко гробу, ко маленькой щелочке,
Я дохну на тебя духом богатырскиим».
Как наклонился Илья
И дохнул на него Святогор-богатырь
Своим духом богатырскиим:
Почуял Илья, что силы в нем
Против прежняго прибавилось втрое,
Поднял он меч-кладенец и ударил поперек крышки.
От того удара великаго
Посыпались искры,
А где ударил меч-кладенец,
На том месте выросла полоса железная.
Зовет его Святогор-богатырь:
«Душно мне, меньший брат,
Попробуй още ударить мечом вдоль крышки».
Ударил Илья Муромец вдоль крышки,
И тут выросла железная полоса.
Опять проговорит Святогор-богатырь:
«Задыхаюсь я, меньший братец:
Наклонись-ка ко щелочке, я дохну още на тебя
И передам тебе силушку великую».
Отвечает Илья Муромец:
«Будет с меня силы, больший братец;
Не то земля на собе носить не станет».
Промолвил тут Святогор-богатырь:
«Хорошо ты сделал, меньший брат,
Что не послушал моего последняго наказа:
Я дохнул бы на тебя мертвым духом,
И ты бы лег мертв подле меня.
А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго
Привяжи к моему гробу.
Никто, кроме меня, не совладает с этим конем».
Тут пошел из щелочки мертвый дух,
Простился Илья с Святогором,
Привязал его добра коня ко тому гробу,
Опоясал Святогоров меч-кладенец
И поехал в раздольице чисто поле.

1) Щепливая - мелкая, щегольская

Рус
Сообщения: 1245
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38
Поблагодарили: 1 раз

Re: Голова Святогора

Сообщение Рус » 16 окт 2016, 17:45

Фрагменты о Святогоре
Образ этого огромного богатыря, которого обременила, одолела собственная сила, так что он стал неподвижен, - весьма значителен. Очевидно, что он выходит вне разряда богатырей, к которому принадлежит Илья Муромец. Это богатырь-стихия. Нельзя не заметить в наших песнях следов предшествующей эпохи, эпохи титанической или космогонической, где сила, получая очертания человеческого образа, ещё остаётся - силою мировою. Вочеловечивание этих сил имеет свои ступени; не все богатыри этой первозданной эпохи одинаково носят в себе стихийный характер; но один более, другой менее, один дальше, другой ближе к людям... Не их ли должно разуметь под «старшими богатырями».

К.С. Аксаков Заметки к первому выпуску "Собрания народных песен П.В. Киреевского" (1860)

Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов. В колоссальном, типическом образе Святогора ясны черты глубочайшей древности. Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер этих последних.

А.Н. Афанасьев

Святогор-богатырь позвал Илью Муромца к себе в гости на Святые горы и на поездке Илье наказывал: «Когда приедем в моё поселеньице и приведу тебя к батюшке, ты моги нагреть кусок железа, а руки не подавай». Как приехали на Святые горы к Святогорову поселеньицу и зашли в палаты белокаменные, говорит старик, отец Святогоров: «Ай же ты, моё чадо милое! Далече ль был?» - «А был я, батюшка, на Святой Руси!» - «Что же видел и что слышал, сын мой возлюбленный на Святой Руси?» - «Я что не видел, что не слышал, а только привёз богатыря со Святой Руси». Отец-то Святогоров был тёмный (слепой), то говорит сыну: «А приведи-ко ко мне русского богатыря поздоровкаться». Илья тым временем нагрел железо, пошёл по рукам ударить и давает старику в руки кусок железа. Когда захватил старик железо, сдавил его и говорит: «Крепкая твоя рука, Илья! Хороший ты богатырёк!»

Эпизод из поэмы, рассказываемой Ильёй Елустафьевым, в пересказе Рябинина.

Я слышал еще следующий рассказ. Илья Муромец после многих совершенных им богатырских подвигов, не найдя себе равного силою, заслышал, что есть один богатырь силы непомерной, которого и земля не держит и который на всей земле нашел одну только, могущую выдержать, гору, и лежит на ней. Илье Муромцу захотелось с ним померяться. Пошел он искать этого богатыря и нашел гору, а на ней лежит огромный богатырь, сам как гора. Илья наносит ему удар. «Никак, я зацепился за сучок», - говорит богатырь. Илья, напрягши всю свою силу, повторяет удар. «Верно, я за камешек задел», - говорит богатырь; оборотясь, он увидел Илью Муромца и сказал ему: «А, это ты, Илья Муромец! Ты силен между людьми, и будь между ними силен, а со мною нечего тебе мерять силы. Видишь, какой я урод; меня и земля не держит, нашел себе гору и лежу на ней».

К.С. Аксаков


Вернуться в «1.4 Фэн-шуй, Янтры»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей