ВЯЗЬ

Рус
Сообщения: 1197
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38
Поблагодарили: 1 раз

ВЯЗЬ

Сообщение Рус » 16 фев 2014, 03:14

Руская Вязь - явление, к сожалению, незнакомое современной молодёжи.
проще увидеть арабскую вязь, или еще какую, нежели родную, которая собственно и повлияла на то, что в санскрите называется лигатура, и присутствует во многих языках, как явление, для нас практически незнакомое.
а с развитием машинного способа передачи записи и вовсе ставшая невозможной для нас.
только рукописные формы передачи знаний могли формировать такое изобилие сплетенных знаков и такого разнообразия их в нашей азбуке.
Я считаю, что многие знаки и виды письма, в том числе и те, которые считаются слоговыми, имели место от явления, которое называется Вязь.
для экономия места на пергаменте или других материалах, для ускорения записи, буквы соединялись,образуя лигатуры, сплетения, и это не новые звуки-буквы.а лишь новый способ записи двух, трех и даже более букв.
Чтобы познакомит вас с этим явлением, в этом топике будут выложены материалы, которые будут найдены в различных источниках.



Рус
Сообщения: 1197
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38
Поблагодарили: 1 раз

Re: ВЯЗЬ

Сообщение Рус » 16 фев 2014, 03:21

ВЯЗЬ – особый декоративный вид письма, связывающий строку в один непрерывный орнамент в стиле арабесок.

Митрополит Макарий
(1542-1563)
Изображение

Употребляется с 15 в. главным образом для выделения заглавий, иногда – для утилитарных целей (например, первые шрифтовые экслибрисы, почти на столетие опередившие появление книжных знаков в западной Европе). Вязь также использовалась для сокращения длины заголовков или же для сознательного затруднения чтения (т.е. как тайнопись). Встречается также в надписях на посуде, колоколах, а также вышитой на тканях. Изредка вязью писались пространные тексты, а не только заголовки.

Вязь очень компактна и не терпит свободного пространства, которое равномерно стремится заполнится дополнительными украшениями. Направление букв в строке сбивается с горизонтального на вертикальное (как правило, первым читается буква, расположенная сверху слева).

Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда в 13 в. перешла в Болгарию и Сербию и в 14 в. объявилась на Руси. Древнейший пример на Руси – Стихарь 1380. В 15 в. главными центрами распространения вязи были Троице-Сергиевская лавра, Новгород и Псков. В 16 в.славится своей вязью школа, которой руководил митрополит Макарий времен Ивана Грозного. Византийская вязь имела две разновидности: растительную (где буквы принимали форму растительных узоров; стиль арабески) и геометрическую (стиль морески), в которой буквы принимали очертания геометрических фигур, как бы отображая возрастающую роль государства. Буквы вытягиваются, словно готические соборы. Последняя разновидность вязи преобладала в Московском княжестве, а первая – в Западной Руси (например, на Украине).
Изображение
С падением Византии греческая и южнославянская вязь деградирует, в Московии наоборот - развитие ее продолжилось. Московская вязь отличается лапидарностью и строгостью пропорций. Надо сказать, угловатая кириллица за счет большего числа букв с вертикально ориентированными элементами (Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ь, Ы) лучше, чем греческое письмо и латиница подходила для наращивания лигатур.

Изображение

Понятие вязи основывается на объединении нескольких букв в один сложный знак – лигатуру. Лигатуры могут быть:
1. Мачтовыми, когда буквы объединены одной общей «мачтой» (стволом).
2. Приписными и подчиненными, т.е. меньшие буквы раздельно или слитно приписываются к большей.
3. Двухъярусными – буква пишется под буквой.
4. Замкнутыми, когда одна буква внутри другой.
5. Полузамкнутыми.
6. Точечными – группа букв соприкасаются в единственной точке.
7. Пересеченными – две буквы пересекают друг друга.
8. Титловыми, когда на месте пропуска букв ставится особый знак «титло» ҃. Титлами сокращаются наиболее употребимые слова. Написание титловых лигатур, как правило, не допускало вариаций: бг – бог, бца – богородица, дх – дух, цр – царь, стыї – святый, числа 71 – оа и т.д. Московские каллиграфы привнесли в теорию вязи некоторые новшества, предопределившие ее дальнейшее развитие;
9. Дробление общей мачты,
10. Подвешенные буквы, т.е. буква приобретала дополнительные элементы, максимально заполняя окружающее ее пространство.
11. Разнесенные буквы – буквы вытягивались, а их горизонтальные элементы смещались к краям мачты. При этом горизонтальные линии букв были значительно тоньше (почти незаметны) по сравнению с вертикальными.
12. Нарушение симметрии изменяло некоторые буквы до неузнаваемости. В вязи широко применялись выносные знаки (см. Скоропись).

Изображение

Буквы русской вязи по мере ее развития постепенно вытягивались. Соотношения их длины и ширины могли быть 3:1 (византийская вязь), 15 в. и 12:1 к кон. 17 в. Такие пропорции вязи существенно затрудняли прочтение, что иногда использовалось в древнерусской тайнописи, поскольку демонстрировала уже не просто декоративные приемы, а обнаруживала свойства головоломки.

Некоторые буквы (А, С, О) могли изменяться до неузнаваемости:
Изображение
В вязи были разработаны приемы, которые в значительной мере освобождал от двоякости чтения:

1. Дробление мачты:
Изображение
Такое дробление позволяло увеличить число лигатур:
Изображение
2. Подвешенная лигатура, когда буква как бы зависает между верхним и нижним пределами на нескольких «ногах».
Изображение
3. Разнесение буквы. Чтобы максимально сблизить две графемы, косые или горизонтальные элементы сплющиваются к низу и верху:
Изображение
В этом случае побочные элементы могут свободно перемещаться по вертикали, принимая порой необычные формы. Сравните метаморфозы Л:
Изображение
Иногда же может нарушаться симметрия букв:
Изображение

Рус
Сообщения: 1197
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38
Поблагодарили: 1 раз

Re: ВЯЗЬ

Сообщение Рус » 16 фев 2014, 03:26

Вязанные буквы иногда украшались декоративными элементами типа узелка, креста, листа, стрелки, восьмерки, черточек, завитков, точек, ромбов, хоботков, навесиков и т.д. Вот некоторые виды узорчатых элементов, которые использовались мастерами для красоты.

1. Узел (он может быть и полым), который обычно ставился в наиболее тонких местах графемы:
Изображение

2. Косой крест: Изображение

3. Крест: Изображение

4. Листики (симметричные и боковые): Изображение

5. Стрелка: Изображение

6. Восьмерка: Изображение

7. Черточки могут употребляться по две, по три и более, а также в комплексе с другими элементами (например, с узлом): Изображение

8. Завиток: Изображение причем завиток может сопровождаться пунктирами или точками Изображение

9. Ромб: Изображение

10. Двойной ромб: Изображение

11. Крест в ромбе: Изображение

12. Завитки в кругу: Изображение

13 Треугольник: Изображение

14. Паутина: Изображение

Порой бывает трудно отличить узоры, которые ничего не значат и служат лишь для заполнения свободного пространства от элементов букв (или даже самих букв), выполненных в виде узоров.

Изображение Здесь завиток – несомненно является продолжением буквы.

Изображение Здесь же сложный завиток в виде вьющегося листка является «паразитным элементом», заполняющим пустующее место.

Изображение А здесь вся буква целиком выполнена в виде сложного завитка.

Изображение
Каллиграфы особо любят украшать Ѡ, Ѵ, ȣ.

После церковной реформы Никона и европеизации страны Петром I, вязь переживает период упадка и сегодня активно используется лишь у старообрядцев, в частности у поморов (Архангельская область) в их книгах 18-19 вв. Они привнесли в технику вязи некоторые новые элементы. В поморской вязи отсутствуют окружности, она еще более угловатая, что позволяет образовывать ранее немыслимые лигатуры, напоминающие паутину (они едва доступны разбору).

Изображение
1 – экслибрис;
2 – Синодик, 1659 ("написание сенадика собрано");
3 – Русское евангелие 15 в., с сербского оригинала ("в святую и великую неделю... евангелие");
4 – Украинская вязь ("предисловие и сказка ко...");
5 – Грамота 14 в. болгарского царя Иоанна Шишмана. Царский титул ("Иоан Шишман. В Христа благоверны и царь и самодержец всем българом и грьком");
6 – Новгородское евангелие 16 в. ("от Иоанна святое благовествование").

Bindu
Администратор
Сообщения: 1786
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: ВЯЗЬ

Сообщение Bindu » 17 фев 2014, 03:19

Изображение
Псковский Златоуст 16 в. ("книга глаголемая учително Злата...")

Изображение
Максим Грек, 1587 ("сия словеса сотворил есть инок")

Изображение
Житие Валаама Хутынского, 1689 ("на велицей вечирни...")

Изображение
Апокалипсис кон. 19 в. ("откровение четвертыя печати являюще на води...")

Изображение
Тайнопись 19 в.

Рус
Сообщения: 1197
Зарегистрирован: 04 янв 2008, 14:38
Поблагодарили: 1 раз

Re: ВЯЗЬ

Сообщение Рус » 17 фев 2014, 16:02

Изображение
Проведем разбор надстрочных знаков в надписи «Судебник рускоглавый о розных судех»
1 – знак ударения; 2 – разделительный знак, ставящийся между двумя согласными;
3 – буква "к", накрытая титлообразным знаком; 4 – буква "с", накрытая титлом (5);
6 – титло; 7 – комбинированный знак "ый"; 8 – разделительный знак (см. 2);
9 – ударение; 10-см. 2; 11-выносная буква "х"; 12-ударение; 13-см. 11.

Изображение

Техника «вязи» декоративных лигатур присуща не только кириллице, но и многим другим ориентальным письменным системам. По примеру византийцев лигатурные орнаменты применялись в грузинском, армянской, коптском письменах, а также в глаголических рукописях и рунических тайнописях.

Вязь широко применяется в арабском, сирийских - nastaleeq -насталик, некоторых индийских (непальское письмо ранджа) письменах. Корейское письмо изначально базируется на лигатурно-слоговых написаниях

Изображение

взято с http://www.rbardalzo.narod.ru/4/viaz.html

Bindu
Администратор
Сообщения: 1786
Зарегистрирован: 03 янв 2008, 03:59
Благодарил (а): 5 раз
Контактная информация:

Re: ВЯЗЬ

Сообщение Bindu » 18 фев 2014, 17:47

Изображение

тугра Отоманская


Вернуться в «1.2 Мантры Заклинания Молитвы Праязык»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей